ВОЛАНД И МАРГАРИТА

Знаменитый роман Михаила Булгакова инсценируется сейчас во многих театрах России. Скажем, в Москве идёт девять вариантов на разных сценах, в том числе в МХТ. Несколько интерпретаций «М и М» могла видеть ржевская публика на сцене ДК в исполнении столичных артистов. Казалось бы, чем можно удивить зрителя, что сказать нового, тем более что любители литературы знают «Мастера и «Маргариту» чуть ли не наизусть…

Но вот Тверской драмтеатр решился осуществить свою постановку, и уже четыре месяца она идёт с аншлагом. Купить билет непросто, но мне удалось заполучить мес-то в первом ряду. Впрочем, как утверждал Воланд, ничего случайного не бывает: «М и М» — любимое мое произведение, так что не попасть на спектакль просто не мог.

До похода в театр ломал голову над удивительным графиком представлений. Сначала в субботу вечером, затем в воскресенье сразу два показа: в 12 и 17 часов. Потом длинный перерыв. Предполагал, что или играют приглашённые артисты, или происходит сложная техническая подготовка сцены, чтобы ярче показать фокусы свиты Воланда. Оказалось, ни то ни другое. Отгадка в большом числе действующих лиц — их не менее 50, в том числе около 20 студентов Тверского колледжа культуры, учеников постановщика спектакля А. Павлишина. Дневное воскресное представление, на котором побывал, оказалось удобно по времени — можно обернуться в один день, не заморачиваясь ночёвкой в Твери.

Скажу сразу — после трёхчасового просмотра вышел впечатленный. Приведу несколько отзывов зрителей на сайте театра, с которыми согласен. «Лучший спектакль нашего города», «Максимально приближён к содержанию книги», «Браво артистам!». Александр Павлишин, на мой взгляд, точно уловил глубинный замысел автора. «Мас-тер и Маргарита» — роман не о проделках Воланда, не о чертовщине и не о Понтии Пилате. Это великое произведение о любви. Влюбленная женщина готова на всё, даже отдать душу дьяволу, лишь бы быть рядом с любимым. Уверен, что у режиссёра изначально не было сомнений, кто будет играть главных героев. Тарас Кузьмин — харизматичный, черноволосый, статный, с блистающим взором — словно создан для образа Воланда. Юлия Бедарева — роковая красавица, способная раскрыть самые сложные образы. Давно, по её признанию, мечтавшая сыграть Маргариту. Остальные герои пребывают несколько в тени этой эффектной пары, что нисколько не нарушает впечатления о спектакле. Удивительно — звучат фразы, которые тебе давно знакомы, а воспринимаешь, словно услышал их в первый раз — такова магия театра и волшебство великого романа.

Показать на театральной сцене проделки воландовского кортежа затруднительно, но все же некоторые фортели были продемонстрированы. Для этого понадобились две головы из папье-маше — председателя МАССОЛИТа Берлио-за (актер К. Василенко) и конферансье Бенгальского (А. Муста). Обе головы поразительно похожи на оригиналы. Трюк с переодеванием дам во французские наряды (с последующим их исчезновением) также был представлен. Дамы в нижнем белье с визгом сбегали в зрительный зал… Но больше всего публике понравился «аттракцион невиданной щедрости», когда после «Раз! Два! Три!» Коровьева в кресла полетели купюры, в основном пятитысячные. Некоторым зрителям первых рядов они упали прямо на колени. Досталось и мне две «красненькие» в качестве сувениров. Оказалось, что на каждой «банкноте» имеются пожелания от актеров с автографами. К слову, было приятно видеть на сцене обоих ржевитян, которые служат в ТАТД. Елена Филатова сыграла гражданку, которая в панике сообщает о смерти Берлиоза под трамваем. Евгений Романов предстал в образе Крысобоя, а также танцевал на балу.

Бал у Воланда — один из самых фееричных эпизодов постановки. В «дьявольском» танце, напоминающем какой-то сатанинский флешмоб, участвуют не менее сорока человек: студенты и актеры, занятые в спектакле. Постановка хореографа Павла Зайцева из тверской студии танцев ANGAR заслуживает восхищения. Также отметим смелость режиссёра, доверившего роли Мастера (Александр Курлов) и Иешуа (Андрей Смирнов) совсем молодым артистам, недавно пришедшим в театр. И они достойно воплотили непростые образы. Гармоничен актёр-карлик Никита Тарасов в роли кота Бегемота. Впечатлил Сергей Грищенко в роли Коровьева. Для любопытных — женская нагота, без которой невозможно представить роман, завуалирована облегающими костюмами телесного цвета и прозрачными пеньюарами. Кстати, «привлеченные силы» все же были: москвичи Мария Утробина (художник-постановщик) и Евгений Виноградов (художник по свету).

Зрители долго не отпускали актёров по окончании спектакля. Стоя в очереди в гардеробе, подслушал разговор двух дам. Одна признавалась другой: «Видела «Мастера и Маргариту» в МХТ, тверская постановка показалась мне более гармоничной». Я же подумал вот о чём: только что увиденное мною — грандиозное действо, исполненное на пределе. А через полтора часа актерам предстоит играть вновь. Видимо, роман Михаила Булгакова вселяет в артистов особое вдохновение и утраивает силы.

Андрей СИМОНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *