МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА
Виктора Алексеевича Морозова, как руководителя предприятия, много сделавшего для Ржева, отзывчивого, порядочного человека, и талантливого поэта, чьи стихи публиковались в газетах и выходили в сборниках, издаваемых ржевской типографией жители нашего города знают хорошо. Сегодня мы публикуем его материал о русской дворянке, собирательнице произведений искусства, преподавателе и художнике Марии Тенишевой. Почему эта фигура стала интересна нашему земляку — он объясняет сам.
Впервые о Марии Тенишевой я узнал от брата Юрия, проживающего в Москве, и его товарища из Германии Джеско Озера. Джеско собрал обширный материал по биографии Марии Клавдиевны. Его бабушка была русской, до войны жила в Прибалтике. Она и передала внуку интерес к российской истории, любовь к русской культуре. Поэтому в начале девяностых годов он приехал в Москву и поселился у моего брата Юрия с целью лучше узнать Россию и попрактиковаться в русском языке. А затем остался работать.
Весной 2002 года я с Юрием и Джеско в первый раз побывал в Талашкине, усадьбе княгини Тенишевой под Смоленском, и был очарован природой, истинно русским духом, которым наполнено это место. Бывший директор музея «Теремок» Лидия Кудрявцева — человек энциклопедических знаний, энтузиаст и замечательный рассказчик. Под впечатлением увиденного и услышанного, я предложил помочь огородить подходы к музею-усадьбе вдоль липовой аллеи и установить въездные ворота, так как кое-где виднелся повалившийся штакетник. Используя орнаменты художника Малютина во времена его работы в Талашкинских художественных мастерских Тенишевой, брат разработал эскизные проекты, у меня была возможность выполнить эти работы. Получилось неплохо. С тех пор прошло двадцать лет, скорее всего, ограждения уже заменили на современные.
Первой исследовательницей жизни и деятельности Марии Тенишевой была Лариса Журавлёва, заслуженный работник культуры, краевед, искусствовед. В пятидесятые годы её родители жили во Ржеве в Калининских домах, а затем переехали в Смоленск. Интерес к биографии Тенишевой Лариса Сергеевна проявила ещё в 1967 году. Однако в советское время возможность сбора информации была ограничена: художественные изделия Талашкинских мастерских, эмалевые шедевры, изготовленные Марией Тенишевой, исторические документы, связанные с её деятельностью, оказались в частных и музейных коллекциях по всему миру. В современной России, тем более с развитием интернета, доступ к информации стал проще. Этим с энтузиазмом и занялся Джеско Озер, обнаружив, что дата рождения Марии Тенишевой определена неверно. Он нашёл в Санкт-Петербургском архиве подлинную запись от 20 мая по старому, 1 июня по новому стилю 1858 года: «Коллежский секретарь Клавдий Стефанович Пятковский и законная жена его Мария Александровна записали дочь Марию». Ранее считалось, что дата рождения Марии Клавдиевны была 20 мая 1867 года.
В 2004 году Джеско издал книгу «Мир эмалей княгини Марии Тенишевой», где собрал информацию о выставках в Англии, Бельгии, Италии, Франции, Чехии и России, на которых Мария Клавдиевна демонстрировала свои эмали. В 2016 году он издал двухтомник «Талашкино. Деревянные изделия мастерских княгини Марии Клавдиевны Тенишевой», вызвавший большой интерес в среде художественно-культурного сообщества. Теперь эти книги можно приобрести только в антикварных магазинах.
В декабре 2021 года вышел в свет тематический номер научно-популярного журнала «Край Смоленский» № 12, посвящённый Марии Тенишевой и её наследию, где Джеско Озер опубликовал статью «Вдали от родины» о непростой судьбе Тенишевой и её ближайшего окружения, оказавшихся во Франции после отъезда из России в 1919 году.
В 1933 году во Франции впервые были опубликованы 35 тетрадок, что сохранила ближайшая подруга княгини Тенишевой — княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. В России воспоминания княгини Тенишевой впервые увидели свет в 1991 году. С тех пор они неоднократно переиздавались.
Располагая этими материалами, предлагаю ржевским читателям познакомиться с жизнью и творчеством Марии Тенишевой.
* * *
Как уже было сказано ранее, в дате рождения Марии Тенишевой произошла путаница, какими-то слухами и домыслами окружен факт ее рождения. Родители развелись, когда ей было три года. Девочка переживала, замыкалась в себе. Да и мать относилась к дочке довольно сурово. «Я боялась матери, трепетала перед ней. Её чёрные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…». «Мне восемь лет. Я стала сознательной, но матери своей по-прежнему страшно боюсь. Боюсь её как огня… Все в доме тоже трепещут перед ней. Её громкий голос неумолимо звучит всюду».
У Марии не сложились отношения и с гувернанткой. Отчим отлично всё видел и понимал, но был бессловесным и получал грубый отпор от жены за малейшее вмешательство в попытки воспитания. «Все эти пережитые с детства минуты наложили на мою натуру неизгладимый отпечаток, исковеркали её… У меня навсегда остались нелюдимость, недоверие к людям, страх сходиться, сближаться. При встречах с новым человеком я сразу становилась в оборонительное положение. Мне казалось, что он непременно наступит на меня, сделает больно…».
В таких условиях росла будущая княгиня Мария Тенишева. Много плакала, много мечтала, много читала. В 1860 году она поступила в только что открывшуюся первую в России женскую гимназию, где обучались по программе мужских реальных училищ. А в 16 лет Марию выдали замуж за правоведа Рафаила Николаева 23-х лет. «Мать была в восторге, что, не пошевельнув пальцем, ей удалось сбыть меня с рук», — вспоминала Мария. Этот брак оказался неудачным. Муж Марии был игрок. «В нём был настоящий темперамент игрока, в котором спят все остальные инстинкты, кроме этой пагубной страсти. Это больной человек, больной духом и волей. Таким людям чужды все человеческие страсти, им не нужна ни любовь женщины, ни карьера, ничего. Вне игры они томятся, прозябают». В семье Николаевых только свёкор Николай Иванович понимал Марию и пытался ей помочь, но он умер через год после свадьбы. Остальные родственники мужа — свекровь, братья, сёстры — были невежественные серенькие люди. «Всё было так серо, обыденно, бессодержательно. Пошлость колола глаза. Меня же манила жизнь. Хотела разгадать её, заглянуть вперёд, завоевать что-то. Постоянное общение с этими людьми давило, заглушало во мне все жизненные стремления как непролазный бурьян. Только карты, скачки, балы да парады — в этом были все их интересы».
У Марии Клавдиевны был очень красивый голос, и однажды она заявила домашним, что хочет уехать за границу учиться петь. Все были в ужасе. Конечно, последовал категорический отказ. Но Мария со временем настояла на своём, продала городскую обстановку и вместе с пятилетней дочерью и служанкой Лизой Грабкиной уехала в Париж учиться в школе Маркези. Там познакомилась с актрисой Марией Савиной, с писателем Иваном Тургеневым, с композитором Антоном Рубинштейном, с художником Константином Маковским. В связи с финансовыми трудностями Мария Клавдиевна вынуждена была вернуться в Россию. С мужем отношения не наладились, более того, он стал просить Марию повлиять на богатого приятеля, которому она нравилась, чтобы тот дал ему денег взаймы. Получив деньги, муж тотчас уехал, оставив жену в полном смятении: «Отдалившись от всех, точно пришибленная, я днями валялась на диване с обмотанной головой, без мысли, без желания, с чувством отвращения к себе и ко всему окружающему, в безвыходной тоске. Когда я в один из таких дней лежала, уткнувшись носом в спинку дивана, за дверью послышался стук. Я вскочила, дверь отворилась… Ко мне вошло спасение… Киту, мой лучший друг, подруга моего раннего детства разыскала меня…».
Киту — княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская, так ее назвал император Александр III. Киту уговорила Марию приехать в имение Талашкино под Смоленском. Отдохнув душой Мария ожила, а Екатерина Константиновна настояла на продолжении обучения в Париже, профинансировав его.
Подруги посещали музеи, и однажды Мария Клавдиевна познакомилась с французским художником Жильбером, который стал давать ей уроки. Вернувшись в Россию она поселилась в Талашкино. Екатерина Константиновна занялась устройством школы для детей крестьян, Мария Клавдиевна ей помогала, пела в благотворительных концертах. В этот период жизни Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым — деловым и очень богатым владельцем заводов. Мария пишет о нём: «Это сильный человек с громадной волей, эта отвага — я должна сознаться — были мне по душе. Мы протянули друг другу руки — судьба наша решилась».
Брак Марии и Вячеслава был заключен в 1892 году. Князь Тенишев организовал свадебное путешествие на собственном пароходе «Благодать», потом молодожёны поселились в Бежице, где Вячеслав Николаевич владел заводами. Деятельная натура Марии Тенишевой искала применения: она занялась разведением шампиньонов, затем стала попечителем школы и навела в ней порядок. Потом, заметив, что много детей рабочих болтаются без дела, открыла ремесленное училище. Организовала столовую для рабочих, добилась, чтобы семейным рабочим выделяли участки для строительства жилья — ранее они все жили в общежитиях. В селе Хотылево Мария превратила кабак в хорошее одноклассное народное училище.
Четыре года кипучей деятельности пролетели как сон. Покидая Бежицу, Тенишева оставила, кроме ремесленного училища, шесть благоустроенных школьных зданий, в которых обучались тысяча двести ребят.
Виктор МОРОЗОВ
Продолжение следует