ЯБЛОЧКО ОТ ЯБЛОНИ

Бытует вполне оправданное мнение, что детей воспитывать бесполезно: они берут пример с родителей. Если мама постоянно твердит о том, что ругаться матом нельзя, а сама в телефонном разговоре с подругой сыплет трёхэтажными выражениями, неудивительно, что и дочь за порогом дома общается на русском нецензурном диалекте. У отца, выкуривающего по пачке сигарет в день, скорее всего, вырастет курящий сын. А дети, выросшие в семье алкоголиков, как правило, также начинают пить. Бывают исключения — но они, к сожалению, только подтверждают правило.

Веру Ермолаеву воспитывала бабушка: маму в пьяной драке убил отец, когда девочке было пять лет. Выйдя из тюрьмы, папа на глаза дочери так и не показался, и денег на воспитание не давал — сам еле перебивался с хлеба на водку.

Вера и бабушка жили скромно, поэтому модной одеждой среди одноклассников подрастающая школьница выделиться не могла. Завоёвывала авторитет другим — весёлым и бойким характером, который очень нравился парням. И парни Вере нравились. Настолько, что после окончания одиннадцатого класса девушка оказалась беременна. От кого, точно уверена не была, поэтому особых претензий к кандидатам в отцы не предъявляла — ничего, как-нибудь с бабушкой вырастят ребёнка сами.

Бабушкины настойчивые уговоры сделать аборт (сама ещё ребёнок, толком не вы-училась, без работы, а малыша растить на что?) ни к чему не привели. Так у 18-летней Веры появился сын Максим. Вернее, Максим появился у бабушки — материнский инстинкт в малолетней мамочке ещё не проснулся. Вера, едва оклемавшись от родов, вечером уходила из дома, а возвращалась под утро. Чмокнув Максимку, заваливалась спать, предоставляя бабушке почётное право готовить правнуку смеси, стирать пелёнки и нянчить малыша.

Через три года бабушки (и, соответственно, её пенсии) не стало. Пособия матери-одиночки на жизнь стало не хватать, и Вере поневоле пришлось искать иные источники для существования.

Приходящие в гости мужчины для этой цели годились мало. Они с собой приносили выпивку, иногда закуску и немного сладостей для Максимки. Выпив и закусив, отправляли детсадовца (а затем и младшеклассника) погулять пару часиков во дворе, причём в любую погоду. Небольшие суммы денег оставляли редко, а Вере и Максиму надо было регулярно есть и одеваться. Поэтому у молодой женщины не оставалось другого выхода, как устроиться на работу.

Веру взяли упаковщицей на одно из городских предприятий. Работать женщине понравилось — и деньги регулярно стали появляться, и выходных, чтобы выпить и приятно провести время с очередным поклонником, было вполне достаточно. А вскоре появилось и настоящее женское счастье — не абы какой залётный ухажёр на пару месяцев, а серьёзный мужчина — Игорь Иванович.

Игорь Иванович работал грузчиком на том же предприятии, что и Вера. Познакомились, понравились друг другу, и коллега стал заглядывать в гости по выходным. С бутылочкой, конечно, как же без неё. Первое время Максимку также на некоторое время выпроваживали на улицу (квартира-то однокомнатная), а потом, когда Игорь Иванович переехал к Ермолаевым окончательно, шкафом отгородили мальчику свой угол.

Так у Веры началась настоящая семейная жизнь. Сосуществовали дружно — вместе шли на работу, вместе с работы, вместе выпивали по выходным, а иногда и по будничным вечерам, вместе ругали Максима за двойки и отвешивали ему подзатыльники. Ругать было за что. Учился мальчишка плохо, еле переползал из класса в класс, и хорошим поведением похвастаться не мог, рос драчливым и задиристым. В старших классах и на маму с отчимом (Вера с Игорем Ивановичем зарегистрировали брак) стал покрикивать: лучше бы не на водку деньги тратили, а лишний килограмм мяса и новые джинсы ему купили! Вера с мужем разводили руками — на всякое баловство никаких денег не напасёшься. Вот вырастет, пойдет работать, узнает, как копеечка достаётся, и будет покупать себе что душе угодно!

Максим вырос, окончил школу и устроился работать. Продолжил дело отчима — стал грузчиком. Познакомился с хорошей девушкой Катей, а затем и переехал к ней жить. Но семейная идиллия молодых длилась недолго. Катя была категорически не согласна с тем, как Максим проводит досуг — лучшим другом молодого человека стал алкоголь. Просьбы девушки бросить пить ни к чему не привели, и Максиму было указано на дверь. Пришлось ему вновь возвращаться к маме и отчиму.

Теперь пили втроём. Начинались посиделки дружно, но завершались возлияния скандалами — Максим упрекал старших членов семьи в том, что они загубили его молодую жизнь. Одна из семейных ссор закончилась печально.

— Да ты вообще помнишь, какое у меня было детство? — традиционно начинал кричать на мать изрядно подвыпивший сын. — А никакого не было! Когда мои ровесники дома мультики смотрели, я на улице мок под дождём, пока ты со своими хахалями кувыркалась! Объедки после ваших пьянок подъедал, старые вещи после соседских детей донашивал. Лучше бы меня в детдом сдала, может быть, человеком бы вырос, учиться дальше пошёл, а не на складе мешки таскал!

— Да какой из тебя человек! — орала в ответ Вера. — Никакого уважения ни ко мне, ни к отчиму! Другой бы спасибо сказал, что вырастили, выкормили, крышу над головой дали! Кому ты нужен, кроме нас? Девка твоя и то за порог тебя вышвырнула, и двух месяцев не продержала. И с работы тебя вышвырнут, вот увидишь. И зачем я тебя такого никчёмного на свет родила? Лучше бы бабушку послушала и сделала аборт.

Продолжить обвинительную речь мать не смогла. Максим выскочил из-за стола и ударил Веру по лицу, затем по голове. Сколько бы продолжалось избиение женщины, неизвестно, если бы за неё не заступился Игорь Иванович. Мужчина оттолкнул от жены пасынка, тот упал. Но быстро поднялся на ноги и, уцепившись за футболку отчима, стал замахиваться на мужчину кулаком. Вера отреагировала быстро: схватила лежащий на столе нож и ударила им сына в живот.

Максим отпустил отчима, схватился за ранение и с удивлением стал наблюдать, как его футболка пропитывается кровью. Вера моментально протрезвела, вызвала скорую помощь и полицию. У доставленного в хирургическое отделение молодого человека диагностировали одно проникающее колото-резаное ранение передней брюшной стенки с повреждением печени, которое является опасным для жизни и квалифицируется как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью человека.

В протоколе явки с повинной, кроме обстоятельств совершения преступлений, Ермолаева указала, что ссоры с сыном возникали у неё часто, и в основном на почве распития спиртного. Максим нередко поднимал на неё и на отчима руку, выгонял из дома. Но умысла убить сына у неё не было — просто испугалась, что Максим причинит вред ей и Игорю Ивановичу.

Исследовав доказательства по делу, суд пришёл к выводу, что во время совершения преступления Ермолаева не находилась в состоянии необходимой самообороны, так как на тот момент потерпевший насилия по отношению к женщине не применял и действий, угрожающих жизни и здоровью, не совершал, и угроз совершить такие действия не высказывал.

При вынесении наказания суд принял во внимание положительные характеристики с работы и по месту жительства, отсутствие постановки на учёт у психиатра и нарколога, а также то, что Ермолаева ранее не была судима. Смягчающими наказание обстоятельствами признаны явка с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, вызов скорой помощи потерпевшему. Также было учтено и противоправное поведение Максима Ермолаева (нанесение подсудимой ударов по лицу и голове, а также применение физической силы к её мужу). В качестве отягчающего обстоятельства признано совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения. Вера с этим была согласна — была бы трезвая, никогда бы за нож не схватилась.

Суд признал Веру Ермолаеву виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом «з» части 2 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия) и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на три года условно с испытательным сроком в три года.

Имена и события изменены, все совпадения являются случайными. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *