Архивы Рубрики: Краеведение

ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-35

ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-34

ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-33

ЗДЕСЬ ОНИ УШЛИ ОТ НАС…

31 марта 1942 года квартальные старосты собрали на Советскую площадь сотни ржевитян. Таял снег, было холодно и промозгло. На воротах сквера Грацинского с перекладины свисали верёвки. Переводчик в рупор объявил, что трое партизан «занимались шпионажем и пытались усилить нужду среди населения, причинённую силой разрушения красных». Скоро их доставили из городской тюрьмы, всё той же, используемой и при царе, и в оккупацию, и доныне. Как их доставили — в машине или пешком, дав возможность в последний раз посмотреть на родной город? Пальто и шапки, во всяком случае, надеть дали — холодно. Успели они сказать что-нибудь собравшимся людям? Свидетельства разные.

Старший лейтенант Алексей Телешев, 1915 г.р., после школы и железнодорожного училища работал на станции; затем армия, вождение танка, автомобильное училище, недолгий фронт с окружением, возвращение в Ржев и попытка продолжить борьбу с врагом здесь, на захваченной территории. Он видел страну, труд, не скрывал своей брезгливости к захватчикам и их пособникам.

Новоженов Владимир, 1922 г.р., во время пребывания в Ржеве штаба 31-й армии в августе 1941 года, добровольно поступил в его разведотдел. Был заброшен в район Ломоносово, но, по-видимому, пробиться через линию фронта не сумел и пришёл в Ржев.

Александр Беляков, 1922 г.р. Окончил школу, учился в аэроклубе, военном училище, попал в плен, бежал в родной город.

В отчёте контрразведывательного подразделения штаба 9-й армии германских войск, занимавшегося группой Телешева, сказано, что под его руководством «образована банда, цель которой состояла в проведении шпионской деятельности, и с наступлением весны перейти в сельскую местность как партизанская группа. Первоначально им недоставало оружия… Банда состояла из прочного ядра, из 12 мужчин и 2 женщин, во-круг которых постоянно формировалось значительное количество самоактивизировавшихся». (Цитируется по книге Е. Федорова «Правда о военном Ржеве». Ржев, 1995 год).

Бывший телеграфист немецкой армии, ефрейтор Ханс Юрген, не расстававшийся с фотоаппаратом весь свой боевой путь, прислал в Ржев снимки, снятые в 1942 году. У здания современной полиции тепло закутанные люди, больше женщины. Пока переговариваются, кое-кто улыбается. Ещё не стоят на подставках парни, жизнь которых сейчас оборвется. Следующий снимок — после казни. Он жесток, но нужен — это свидетельство для архива, музея, памяти…

А мы смотрим на небольшой памятный знак, говорящий о давней трагедии. Долго после какой-то памятной даты стоит при нём венок. Люди бегут к остановке. Задержитесь; так нетрудно увидеть всхлипывающую толпу земляков и тех, кто сейчас уйдёт безвозвратно. В память их тоже названы улицы нашего города.

БОЛЬШАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ — ПЛОЩАДЬ СОВЕТСКАЯ 

Миновав Никольский бульвар, мы попадём на центральную площадь Ржева, до Октябрьской революции называвшуюся Большой Торговой. В купеческом городе, каким Ржев был несколько столетий, она соответствовала своему названию.

На плане 1908 года видим четырехугольник каменного Гостиного двора, захватывающего часть территории нынешнего сквера имени Грацинского, часть парка напротив магазина «Книги» и дорогу между ними. Гостиный двор, ряды с большим числом лавок (до 105 — по сведениям Н. Вишнякова). Списки их владельцев (может быть, арендаторов) говорят о торговом размахе многих ржевских дореволюционных коммерсантов. Им принадлежит по 10-20 торговых точек (Левтеевы, Берсеневы, Поганкины). На некоторых лавках видны имена купцов: «Мыльников», «Цыбин».

Торговля (льном, например) велась также с телег и саней. На фото начала века видно, что площадь почти не имеет деревьев. Дважды в год здесь походили ярмарки: Соборная (на второй неделе после Масленицы) и Петровская (после летнего Петровского поста). Ярмарки были обширны, судя по географии прибывших товаров: из Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рыбинска, Твери, Осташкова, Торжка. Кроме продуктов сельскохозяйственного производства, здесь продавались инвентарь для сельских нужд, глиняная посуда из Санталово, кованые изделия из Ковалево, привозные ткани и «колониальные товары».

На площади издавна существовал общественный пруд, использовавшийся пожарным обществом для организации катка с раздевалками и приглашаемым военным оркестром. С конца XIX века здесь же деревянное строение театра для заезжих трупп, а немного позднее появляется и «Иллюзион» с демонстрацией первых опытов зарубежного и отечественного синематографа.

Интересны снимки площади с конным строем 1-го уланского полка, квартировавшегося в Ржеве. Рядовые и офицеры в светлой ежедневной форме, обычных фуражках. А вот похоронная процессия, идущая мимо здания полиции после панихиды в Успенском соборе или Никольской церкви, расположенных неподалеку: форма парадная, кивера с плюмажем, принятым у улан, венки, оркестр. Стоящие горожане крестятся; по тротуару идут дамы, господа в котелках. Отошедшего в иной мир офицера несут на Смоленское кладбище…

Площадь окружена двух- и трёхэтажными домами, типичными для уездного города. Хозяева побогаче — у дома колонны; другие здания поплоше, с многочисленными лавчонками на первом этаже и вывесками по фасаду. Когда ныне поминают красоты дореволюционного градостроительства, советуем взглянуть на старые фото, на дом купцов Образцовых и помещиков Лутковских.

В 1918 году название площади поменяли на Советскую. Ось «полиция — улица Кирова» рассекала её на две части: с торговыми рядами — Старо-Советскую, другая часть стала Ново-Советской.

Постепенно площадь меняет облик. Высаживаются деревья. Снесённый в 1930 году Гостиный двор (который активно использовался в годы НЭПа) дал возможность соединить улицы Карла Маркса и Челюскинцев. Увеличивается площадь сквера имени Грацинского.

Воздвигнутый до войны памятник Ленину был уничтожен в годы оккупации (кстати, в марте 1942 года, когда вешали Телешева с товарищами по подпольной группе, судя по снимку немецкого фотографа, памятник ещё цел). Новый памятник установили в 1952 году. Все торжественные церемонии в жизни города в по-следующие годы были связаны с ним: демонстрации, митинги (праздничные — полет Юрия Гагарина, 50-летие Победы; а в последующие годы и протестные). Сколько известных людей стояло на его трибуне: знатные люди города, директора крупных заводов, Трижды Герой Советского Союза Покрышкин, герои Великой Отечественной, космонавты Береговой, Быковский, писатели Полевой, Ржевская, Кондратьев, члены Государственной Думы Астраханкина и Жириновский… Памятник тоже прочно вписался в историю Ржева.

Выйдя на Советскую площадь, мы оказались в почти сплошном четырехугольнике зданий. И страшно, что лишь одно из них (современная полиция) стоит здесь с прошлого века. Впрочем, выйдя на Большую Торговую площадь в 1896 году, мы оказались бы в четырехугольнике зданий, где нет ни одного построенного в века предшествующие. Если не война — то жестокие пожары. Но, по счастью, площадь столетней давности вся попала на снимки, изданные А. Германом, самым известным фотографом дореволюционного Ржева.

И вот перед нами четыре стороны центральной площади нашего города. Застройка только каменная; дерево не устояло перед пожарами XIX века. На каждой стороне есть дома с колоннами и мезонинами, есть и двухэтажные «типовые», без архитектурных изысков. Задумывались они, естественно, как организующий площадь ансамбль; но к началу нашего века — всё в вывесках, рекламах, навесах с подпорками…

Ближе к Соборной горе площадь украшают храмы: упоминавшийся Никольский на бульваре, Христорождественский и на соседнем с ним квартале Покровская церковь.

Столетия назад и далее стороны площади называли «линиями» и обычно по имени владельцев крупных строений, находящихся на них. Известны Образцовская линия, Болоболинская линия (квартал с кинотеатром «Октябрь»), где до пожара середины XIX века жили три брата этого купеческого рода. Дома по «линии» шли неброские и мало чем известные. Но кончался квартал строением, сделавшим бы честь губернскому городу: солидный особняк с четырьмя колоннами, подпирающими балкон (теперь здесь маленький скверик). Для кого он строился, пока не ясно. Известно, что отставной адмирал Цамуталли предоставлял в 1872 году зал дома ржевской театральной труппе. Известны последние владельцы: семья купца 1-й гильдии Алексея Баканова, жившая здесь до октябрьских событий и национализации. Как и у многих купцов, при своём доме существовал магазин.

Продолжение следует

(Публикация подготовлена по архивам «РН» 1996-98 гг.)

ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-32

ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в №№ 26, 28-31