Архивы за День: 03.09.2024

Алексей Викторович Быстров, директор ООО «ЭЛМА»: «У «ЭЛМЫ» — ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

— Алексей Викторович, поводом к нашему интервью стало предстоящее 25-летие предприятия «ЭЛМА». Давайте расскажем читателям об истории предприятия, его продукции, коллективе.

— Наш завод был создан, можно сказать, на чистом энтузиазме группы единомышленников, в 1999 году. Производственные мощности, оборудование наращивались постепенно. Вначале это было одно помещение, затем к нему добавилась часть производственных помещений автобазы «Ржевская-1», с течением времени здания перестраивались, и оформлялся наш небольшой завод.

То же самое и с продукцией: начинали производить один вид двигателей. Сейчас наша номенклатура гораздо шире, и, помимо производства двигателей, у нас появлялись другие направления. Буквально недавно образовалось ещё одно: производство металлоконструкций, так как учредители приобрели соседний с нами «МК-Подъём».

Бывали у нас разные времена, и очень сложные, когда производство стояло и наша продукция была никому не нужна… Выжили, выстояли, сохранили предприятие.

— Что именно производит «ЭЛМА»? Это название — аббревиатура?

— Да. «ЭЛМА» — это «электрические машины и аппараты».

Предприятие «ЭЛМА» занимается разработкой, производством и ремонтом крановых электродвигателей. Ими оснащают грузоподъёмные механизмы, башенные краны, лебёдки, механизмы, которые требуют управляемости режимов по фазам и ротору и востребованы практически на каждом предприятии. Например, соседнее с нами предприятие «КСК «Ржевский» имеет большой парк грузоподъёмных механизмов и использует порядка 50-ти крановых двигателей. Поэтому наша продукция распространяется по России, идёт в Беларусь, Казахстан, продавали двигатели Вьетнаму, Египту.

Наши постоянные потребители, например, Калужский завод путевых машин, завод имени 1 мая в Кирове… У нас есть имя, мы известны в отрасли. По сути, в России такую продукцию производят два предприятия. Одно находится в Томске, другое — это мы. Все остальные «производители» в стране продают потребителям перелицованные китайские изделия.

Серия двигателей, которые выпускает «ЭЛМА», была разработана в 50-е годы прошлого столетия на заводе «Динамо», все конструктивные и технологические решения — оттуда. Советские двигатели славились и славятся своей надёжностью, потому что при их производстве ни на меди, ни на стали не экономили. А любая более поздняя попытка удешевить изделие сразу же сказывалась на его ресурсе.

Посыл нашей компании — создать и предоставить потребителю изделие, которое имеет высокий КПД и ресурс, ремонтопригодность, гарантийное обслуживание. То есть качественный, российский двигатель, при производстве которого не экономили на материалах.

— Конкуренция в вашей нише большая? Китайские производители с рынка вас не теснят?

— Мы не можем конкурировать с ними по цене, это да. Но наше преимущество — качество и надёжность, а также то, что мы можем в короткие сроки спроектировать двигатель в любом исполнении, разных типоразмеров, по запросу и потребностям заказчика. Китайская промышленность производит серийные изделия в одном исполнении, мы же гибко меняем модификацию двигателя в зависимости от того, где он будет использоваться — потому что сами конструируем. В начале своей деятельности «ЭЛМА» производила один вид продукции, теперь же их целая гамма.

— Осуществляете ли, помимо продаж, сервисное обслуживание?

— У нас собственный отдел сбыта, который занимается распространением наших изделий. Гарантийное и сервисное обслуживание и ремонт мы тоже выполняем. Вдобавок к
этому, у нас есть услуга ремонта электродвигателей, и это тоже очень востребованное направление. Не только наших и не только крановых. Раньше на каждом заводе были специалисты по ремонту таких машин, сегодня же наше предприятие с этой услугой осталось одно на несколько районов. А крановые двигатели на ремонт к нам везут вообще со всей страны!

— То есть у вас есть специалисты, которые могут разобраться в любом электродвигателе, независимо от его назначения и производителя?

— Да, у меня есть такой специалист. Уникальный, высочайшего уровня — Татьяна Ивановна Титова, ей 65 лет.

— Женщина?!?

— Да. Это лучший в своей области обмотчик электрических машин, профессию освоила на «РКЗ», и природный склад ума позволил ей стать непревзойдённым профессионалом. Она разберется в любом двигателе: несерийном, импортном, без схем и документаций. Разберет, разложит по проводочкам, соединениям, переложит на бумагу, всё равно поймет… Это дар. Во многом благодаря ему мы единственные в стране, кто берётся и выполняет ремонт дорого-стоящих шведских насосов фирмы Flygt. Эти насосы широко используются в системах водоснабжения, но в связи с санкциями поставки этих насосов прекращены. Оборудование очень дорогое, и мы способны дать ему вторую жизнь.

— Может быть, уже замахнуться и на импортозамещение этих насосов?

— Уже замахнулись, но изделия такого уровня исполнения и автоматизации быстро заместить не получится. Работаем над этим, и первые результаты уже есть: опыт выпуска насосов под собственным брендом.

— Расскажите ещё немного о производстве. Какое оборудование используется на заводе?

— В основном это старые советские станки. Потихоньку начали обновлять их, но вопрос в том, что при нашей специфике мелкосерийного производства станки с ЧПУ использовать сложнее, чем традиционные. Чугунные корпуса двигателей мы сами не изготавливаем, приобретаем, потому фрезеруем у себя. Чугунное литьё требует отдельного производства полного цикла, нам это неудобно. Всё остальное делаем сами.

— Сколько единиц продукции выпускается в месяц?

— В среднем 120 разной модификации. Раньше делали впритык под конкретных заказчиков, сейчас есть складские запасы — с тем, чтобы удовлетворить срочный запрос заказчика.

— Какой штат у вашего предприятия?

— Пятьдесят человек. Из них десять — ИТР, пять — охрана. Что интересно, добрая половина коллектива — женщины.

— Неожиданно… Все-таки продукция очень серьёзная, не мелкая, а габаритная.

— Дело не в этом. Женщины ответственнее, у них более хозяйский подход. Поэтому исторически сложилось, что начальник цеха, начальник производства — всегда женщина. Я даже говорю, что у «ЭЛМЫ» — женское лицо. И все девчонки у нас — красавицы. Так получается само.

Мне очень приятно сознавать, что этот коллектив очень хороший, крепкий. Много опытных специалистов, которые знают дело на отлично, болеют за него душой. Токари, инструментальщики — золотые руки… Тем, как они работают, можно любоваться. Кстати, когда к нам для подготовки выставки о работниках малых предприятий приезжали фотохудожники, они с восторгом увидели в наших специалистах-рабочих особый колорит. Фотографии получились отменные, живые, интересные, недаром несколько вошло в областную экспозицию. Я сам благодаря этому увидел свой завод с другой стороны.

Специфика небольших предприятий в том, что путь от создания изделия до его реализации — вот продукция, в которой вот это сделал именно ты, вот твой вклад, а вот результат твоего труда — он короткий, и потому каждый ощущает свою сопричастность к выпуску продукции. И это создает моральное удовлетворение.

— А материальное — достойное?

— Заработную плату сейчас диктует рынок труда. В начале года подняли на 15 процентов, сейчас снова нужно поднимать, а для этого увеличивать прайс. С кадрами непросто. Хорошие специалисты (а именно они самые высокооплачиваемые) на вес золота, молодёжи приходит мало. Мастерство утрачивается, кадры стареют, поэтому единственный путь, который вижу, — придётся приходить к автоматизации процессов, хотя это и не вполне наш путь.

— Алексей Викторович, обычно в начале интервью этой рубрики мы просим гостя второй страницы рассказать о себе. У нас с Вами получается — в конце. Но рассказать надо.

— Быстрова-лыжника и так все в Ржеве знают.

— Лыжника — да. Но руководителя и человека знают не все.

— Я родился и вырос в Ржеве. Мама — учитель математики в машино-строительном техникуме. Отец работал главным инженером на «Элтре». Человек очень мудрый, авторитетный, отличный технарь и руководитель. Я сегодня во многом беру с него пример и руководствуюсь его принципами.

После школы окончил МГТУ «Станкин», — вуз, который воспитал двух премьер-министров новой России — Фрадкова и Мишустина. Проработал несколько лет на «Элтре», прошёл там школу жизни и профессионального становления, а с 2001 года здесь. Сначала работал главным механиком, потом главным инженером, потом директором. Всю жизнь занимаюсь спортом, у нас сложившийся за много лет клуб единомышленников. Две дочери, уже есть годовалая внучка.

Ещё очень люблю свой Ржев. Пожил в Москве и понял — не моё. Здесь ощущение свежего воздуха, простора, вокруг природа, полчаса — и ты уже в лесу.

Я никогда не хотел ни в политику, ни в большой город, ни на большое предприятие. Моё — роднее. Пусть нет масштабности, зато есть реальное созидание.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

РЖЕВ — ПОБЕДИТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

Ржев стал победителем всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Итоги подвели 26 августа на форуме в Калуге.

ИНЖЕНЕР ГОДА С РЖЕВСКОГО ЗАВОДА

26 августа в Твери наградили лауреатов и победителей XXIV всероссийского конкурса «Инженер года-2023» от Верхневолжья. 26 специалистов признаны победителями 1-го тура конкурса, 18 человек стали лауреатами.

ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ ПОМОГАЕТ

В Твери и муниципалитетах продолжается сбор гуманитарного груза в рамках социальной акции «Тверская область — Курску». Сбор организован волонтёрским штабом «Помощь Донбассу» при взаимодействии со штабом «Мы вместе».

ДОРОГИ И ШКОЛЫ, ПАРКИ И «ПЕЧКА»

Дорога в Верхний Бор, теплотрасса к микрорайону «Элтра», территория школы № 8, арт-объект «Печка» в парке у школы им. Розума и другие точки, где идёт ремонт и благоустройство, посетил глава Ржевского округа в ходе инспекционной рабочей поездки 21 августа.