В РУСЛЕ УСТОЙЧИВОГО РАВНОВЕСИЯ

Состоялось открытие ежегодной выставки ржевских художников, давно ставшей своего рода творческим отчётом, где и себя можно показать, и на людей посмотреть. Каждый художник — личность, а где, как не на выставке, видны и его уровень мастерства, и достижения за год, и поиски новых приёмов или тем. И уж давно нет среди них тех «заводил» — А. Бурова, В. Воецкого, А. Кондратьева, Л. Клюшина, — которые увлекали за собой, подбадривая друг друга и развивая «городскую» тему, становившуюся важной для многих собратьев по кисти. Выставки всё больше показывают нам художника только в его творческом росте, в его соревновании с собой.

На тему ежегодной выставки писать всегда сложно, когда лучше молчать «о конях и о трепетных ланях», но как благодарны бывают художники, когда находят слова о себе, например, в книге отзывов от обычных посетителей или коллег по творческому цеху… Художнику важен визуальный ряд, и он должен видеть — как музыкант слушать звуки — работы других, виды природы, эту соотнесенность цветов, через эти впечатления извне получая заряд для своей «творческой батарейки». Обо всём этом мы говорили с одним из участников выставки Всеволодом Глущенко. Мы переходили с ним от работы к работе и делились впечатлениями.

В.Г.: — Порадовала большая работа Вероники Буровой «Надежда и Владимир», это первый портрет, который я вижу у неё, он в стиле наив, это шаг вперёд. Хорошие подробные работы у Натальи Кузнецовой из серии «Выборг», она их показывала весной в ДК «Железнодорожник». Может быть, и многовато деталей, но это скорее дань декоративному жанру, в котором работает автор. Она всё смелее и смелее в своих поисках, уже уверенно чувствует себя и на большом формате. У Марии Грезневой — великолепный каллиграфический почерк и мастерство. Да, это срисованные фотографии, но они так преображены — до явного ощущения живых лиц! Елена Иванова представила свою новую работу — «Солнечная Италия», кому-то она может показаться простой и даже открыточной…

В.К.: — Да, работа очень интересная. Здесь не только видна любовь автора к мелким деталям, но самое главное — есть хороший колорит, здесь именно разнообразие цвета дает красоту. А на работе Аллы Нероновой особенно привлекательно небо. Небо, наверное, это её тема, её восхищение его красотой.

Обращают на себя внимание работы Виталия Жабина «Ненаглядные пионы» и «Садовые хризантемы», также перешедшего на большой формат. В них чувствуется влияние его учителя Андрея Грица. Такие художники, тонко чувствующие цвет, просто не могут стоять на месте, и даже некоторое пренебрежение деталями идёт на пользу.

В.Г.: — Появились новые имена на выставке. Это Ирина Лисина, которая представила три работы в интересной технике, с использованием текстурной пасты, получается эффект 3D. Ольга Евсеева написала наши острова и берег Волги; в наших родных пейзажах всегда есть простор для творчества. Она училась у Марии Матвеевой, поэтому здесь также чувствуется влияние наставника. Сама Мария на выставке показывает очень крепкое мастерство своего стиля как, например, в работе «Боровск».

В.К.: — А у её матери, Галины Матвеевой, у которой училась сама Мария, картина — грёза о Ржеве XIX века и о переправе на Волге. Выходит, эти немного сказочные стилизации уже живут своей жизнью. Их ни с чем не перепутаешь.

В.Г.: — Удивил Николай Крыжановский своими огромными многоцветными работами и их количеством. И среди них есть портретные (например, «Золотых дел мастер»). Великолепен его «Автопортрет», как отсылка к автопортрету Дюрера, к той эпохе.

«Пасторальную» тему продолжил Юрий Кокшаров в своей работе «В гостях у бабушки». Но мне больше понравилась работа, где очень живо передана вода — это картина «Ржевская весна». Я прямо почувствовал эту весну!

В.К.: — Да, когда художник видит и чувствует жизнь и ничего выдумывать не надо, это и дает такую проникновенность и цельность. Это 21 марта, ясный день. Вот-вот будет апрель, и будут везде вот такие тёплые лужи, в которых купаются голуби…

У Виктора Попова очень интересный триптих с лодками — серия работ «Пристанище», это акварель на холсте. То его дань воспоминаниям о море и в то же время — философия. Ирина Аввакумова показала «Родные окна» масштабную и серьёзную работу, уже выставлявшуюся. Она с одной стороны ностальгическая, а с другой — мажорная, тёплая по цвету, здесь очень интересное небо. Павел Соловьёв — у него всё академически точно — «Городской пейзаж», «Портрет девушки» и «Дождь на улице».

В.Г.: — У Руслана Бурцева великолепные по колориту работы с цветами, и названия у них говорящие — «Радость», «В разгаре лета». Вот Дарья Немцова не забывает родной Ржев — её этюд очень лаконичный, лёгкий, где всё гармонизировано, нет ни одной лишней детали, которая куда-то уводит. И, конечно, цветы — «Любовь к Ван Гогу», «Маки» и «Цветы солнца».

Вот работа Андрея Грица — «Пионы», маэстро в своём стиле. А его «Озеро с кипреем в Торопецком заповеднике» для меня лично — просто Сезанн. Как взгляд в вечность, как будто мгновение остановилось навсегда. Здесь нет ни ветерка, ни зыби на воде — полное ощущение покоя. Ещё мастер порадовал своей работой «Кресло дочери». Интересно, что передний план такой тёплый, нежный, а задний — холодный, и всё это вместе удивительно сочетается. Возникают ассоциации со стулом Гогена, который писал Ван Гог.

В.К.: — А у меня — с «Алисой в стране чудес». Здесь есть присутствие волшебства.

Работы Александра Цветкова схожи с работами Андрея Грица — этим ощущением пребывания в постоянстве вечного. Они очень монументальны, там нет людей, цепляющих глаз силуэтов, а есть прекрасный Божий мир. Остальное — преходяще.

В.Г.: — У Светланы Азаренковой — поразительные работы пастелью. «Натюрморт с букетом сухоцветов», «Цветущее поле», «На реке Тьме в Берново» — даже нет слов. Пастель, а выглядит как темпера, а ведь это очень сложная техника, большое мастерство. Ещё меня очень удивила Ирина Бусуринова работой в цвете — «На Волге». Я считал её графиком.

В.К.: — Всеволод, как Вы думаете, наши художники двигаются вперёд? Или застыли в «пасторальности» и «вальсе цветов», спасаясь от современной жизни, такой подчас сложно воспринимаемой, неоднозначной?..

В.Г.: — По жанрам сейчас ведут пейзаж и натюрморт. Картина — это пейзаж с людьми, где что-то происходит, какая-то история рассказывается, у нас пока здесь представлены только попытки создать картину. Даже у Крыжановского «Золотых дел мастер» — это только портрет в интерьере. Хотя пейзаж, как это сделали импрессионисты и наши передвижники, можно сделать номером один, довести до совершенства, пейзаж тоже может стать главным героем.

В.К.: — Может, каждый разрабатывает свою тему, и такая инертность в чём-то хороша?

В.Г.: — Я бы скорее назвал это стабильностью, устойчивым равновесием. Эксперименты, конечно, были у всех, но они все в прошлом… Даже Павел Соловьёв, думаю, уже меньше экспериментирует, чем десять-пятнадцать лет назад. Художники учатся всю жизнь — и с профессиональным образованием, и без него. Совершенствуются. Просто каждый на своем уровне. Наша выставка — творческая, и работы рассматриваются не с точки зрения азов искусства, а с точки зрения концепции: передал ли художник то, что зрителю получилось увидеть?

В.К.: — То есть их ведёт идея, смысл в творческой работе. И выставка — отчётная, где большинство старается представить свежие работы.

А Ваши работы? Почему выбрали именно эти?

В.Г.: — Они все с «Русской Атлантиды», написаны в Мещовске Калужской области в течение нескольких дней. Я их выбрал, потому что они знакомят с этим городком и показывают нашу родину, которую мы так мало знаем.

В.К.: — Есть ли смыслы в данной выставке, которые объединяют художников?

В.Г.: — Если не брать во внимание миниатюры, то здесь нет, к примеру, изображения памятника Солдату или наших храмов, нет того, чтобы прозвучала какая-то патриотическая нота или купеческая тема прогремела… Объединяет наша русская природа, но какой-то привязки ржевскому пространству, честно говоря, здесь не чувствую. Название выставки — «Первый на Волге» — это в первую очередь о Ржеве. И соответствия теме, по-моему, в данном случае нет, но это моё мнение. Просто нас объединяет то, что мы здесь живём, здесь трудимся.

Эта традиционная выставка всегда была неким камертоном творческой жизни города, по которому сверялись остальные. Что она представляет из себя в этом сезоне — судить зрителям.

Виктория КУЗНЕЦОВА

Фото Всеволода ГЛУЩЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *