Отец Сергий (РУМЯНЦЕВ), помощник командира дивизии по работе  с верующими военнослужащими, иерей, настоятель храма  благоверного князя Александра Невского: «ЖЕЛАЮ ВСЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ВЕРЫ И ТЕРПЕНИЯ»

— Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, когда в солдатском гарнизонном клубе был открыт храм?

— Русская православная церковь издавна опекала российское воинство, помогала поднимать воинский дух, воспитывать любовь к Отечеству. Реализация программы по возрождению института военного духовенства в России началась недавно. После встречи в июне 2015 года владыки Адриана и командира дивизии ПВО полковника Вячеслава Скрипко, несколько помещений клуба было решено отдать под войсковой храм для военнослужащих дивизии. Изначально его местонахождение планировалось на территории воинской части, но это режимный объект, и вход туда посторонним был бы запрещен. Ходить в наш храм могут все желающие: и личный состав части, и гражданские жители. В начале августа начались ремонтные работы. А 6 декабря, в день памяти благоверного Александра Невского, в храме с одноименным названием состоялась первая служба. На тот момент у нас уже была своя икона Александра Невского. В день открытия епископ Ржевский и Торопецкий Адриан подарил храму икону святого священномученика Антипа с частичкой его мощей. На территории части есть молельная комната. Можно помолиться, поставить свечку.

— По коридору, что ведет к свечной лавке, приятно пахнет свежей стружкой.

— Силами военнослужащих ведем ремонтные работы. В одном из помещений будет класс воскресной школы, в другом — мой кабинет, рядом ризница.

— Необходимые средства собирали всем миром?

— Да. Военнослужащие, прихожане, все, кто может, вносят свою посильную лепту. Очень хорошо нам помогло ОАО «Ржевпиво».

— Сейчас многие называют себя верующими, в том числе и военно-служащие. Среди солдат-срочников ржевской дивизии ПВО таких много?

— Наверное, правильнее здесь будет сказать не верующих, а тех, кто ходит в храм. Кто-то скажет: верую в душе, в храм не хожу, не считаю нужным. Регулярно в воскресные дни в храм приходят порядка 15-20 человек. Учитывая, что солдат-срочников сейчас до сотни, это значительное количество.

— «Верую, но в храм не хожу»… Ваше мнение по поводу такой веры.

— Считаю, это ошибочное суждение. При таком подходе к Богу, к вере, нет живого человеческого в ней участия. Вера должна иметь проявление: жить по совести, по заповедям божьим, посещать церковь. Люди заблуждаются, веруя, и пренебрегая входить в дом Божий. Если ты по сути своей православный человек, как можно не ходить в храм?

— Истинно веруешь — соблюдаешь все посты.

— Соблюдать пост — не значит, не есть, например, колбасу.

Как могут поститься православные военнослужащие срочной службы? Гастрономический пост для них не столь важен, и в этом нет ничего предосудительного. Гастрономическая составляющая поста — не цель, а лишь средство истинно духовной жизни, сопровождающейся Покаянием, Причащением и Молитвой. В период непременного воздержания важно сосредоточить свое внимание на этом.

— Говорят, в пост главное не то, что в рот, главное, что изо рта.

— Конечно. Духовное очищение без сдерживания своего языка и дурных помыслов — невозможно. Если сказать проще, во время поста человек стремится избавиться от своих страстей, греховной зависимости: гнева, тщеславия, дурных привычек… Это особенное время для воспитания в себе силы духа и силы воли. Соблюдение лишь гастрономических правил без обуздывания языка, помыслов, превращается в соблюдение диеты. И пользы от нее может не быть никакой. Ограничения как у спортсменов. Идешь на тренировку — надо соблюдать режим дня. Человек выстраивает свой день так, чтобы быть готовым к тренировке. Так же и в соблюдении православными поста.

— В чем заключаются Ваши обязанности как помощника командира дивизии по работе с верующими военнослужащими?

— Моя должность подразумевает не только воцерковление военнослужащих, но и решение задач духовно-нравственного воспитания молодежи. Говорим о патриотизме, гражданственности, любви к Родине, честной службе, уважении к ближнему.

Бытует мнение, что православные не держат посты, не стараются соблюдать заповеди — но если подойти к этому вопросу довольно жестко, нужно спросить, являются ли эти люди на самом деле православными?! Православный — не тот, кого крестили и кто носит крестик, а тот, кто стремиться жить по-христиански, по совести. В России 70 процентов людей крещеные, до храма доходят 5 процентов. Возникает вопрос, кто остальные? Да, на занятиях присутствуют в основном ребята крещеные, но мало воцерковленные. Им сложно понять богословские, догматические основы христианского вероучения. Начинаем с простого: разбираемся, что такое добро и зло, как выработать свое отношение к определенным вещам, что является критерием тех или иных ценностей… Встречаются и те, у кого серьезный опыт религиозной жизни. В основном эти парни воспитывались в христианской семье, регулярно причащались, исповедовались.

Задачи выявить среди личного состава верующих у нас нет. На занятия, которые я провожу каждую неделю, ходят все. В том числе и верующие других конфессий.

— Мусульмане?

— Да, и мусульмане.

— С просьбой оказать помощь в возможности совершить намаз не обращались?

— Если такая просьба поступит, будем решать. Мы должны удовлетворить потребности всех верующих военно-служащих.

— В храме Александра Невского военнослужащих-срочников крестили?

— Двоих. Крестили и гражданских.

— Мнения о том, когда следует крестить человека, разные. Кто-то говорит таинство нужно совершать в детстве, кто-то считает, что ребенок вырастет и сам решит, нужно ли ему креститься.

— Стандартного и однозначного ответа на этот вопрос нет. В разные периоды истории русской православной церкви были разные мнения. В евангельских историях крестились целыми домами. Ответ будет зависеть от того, кто есть сами родители. Если они могут дать основы христианской веры, могут ей научить, воспитать в православной вере, тогда для ребенка это будет естественный процесс — детский возраст самое время.

А если ребенок-подросток никогда не видел, чтобы в храм ходили родители, чтобы они молились, ему зачастую сложно понять, зачем это вообще делать? Может быть, следует подождать, когда он придет к вере сам.

— Чаще всего мы обращаемся к Богу, приходим в храм, когда у нас беда, преследуют проблемы…

— Да, потребительское отношение к Богу имеет место быть. Но кто-то именно с этого и начинает свой путь к Богу. Это промыслительные действия Божии. Какие бы испытания нам ни выпадали, Он нас никогда не оставит.

В зависимости от того, насколько благодатна почва в сердце человека, кто-то приходит к Богу без тяжких обстоятельств, кому-то встречается человек-проводник. На земле нет одинаковых людей, и к Богу нет стандартных путей. Господь либо выручит, либо выучит.

— Как к вере пришли Вы?

— Осознанно прийти в Церковь мне помог конкретный человек. Это было уже во взрослом возрасте.

— Вы родились и выросли в Тверской области?

— Да, в Оленинском районе. В детстве много болел, и когда мне было лет 10, мама решила меня окрестить. Но живого церковного опыта у меня не было долго. Возможно, еще и потому, что свой отпечаток накладывало советское время. Да, ходил с мамой в церковь, повторял молитвы, но понимание, зачем это нужно, пришло гораздо позже. В начале 90-х мама была одним из инициаторов постройки храма Новомучеников и Исповедников Российских в Оленино. Еще не было священника, а храм уже был. Потом служить туда пришел отец Владимир Евстигнеев.

После школы пошел учиться в военное училище. Но вскоре понял, что я человек иного, гуманитарного склада, и из училища ушел. Окончил школу прапорщиков, три года служил в Мурманской области, в Кандалакше. В середине 90-х, когда в армии начались сокращения, пошел работать в сферу ЖКХ. Там встретил человека, который и явился для меня живым воплощением христианина, возможно, сам того не ведая. Он не наставлял меня в вере, но помог прийти к Богу. На некоторые житейские проблемы я стал смотреть иными глазами. Больше стал читать, думать, систематически приходить в церковь, учиться молиться.

— На чужбине жили недолго?

— Несколько лет. В Кандалакше женился, и мы с супругой решили с севера уехать, жить рядом с моей родней, в Тверской области. Но о красоте тех мест остались самые яркие воспоминания. Был разнорабочим в ДРСУ, потом служил в храме. Переломным моментом было приглашение главы Оленинского района стать заведующим отделом по физической культуре и спорту. Долгое время я занимался футболом, силовыми видами спорта. С 2001 по 2015 год работал сначала в спортшколе, затем в общеобразовательной школе. Получил высшее образование на спортивном факультете ТГУ. Начинал возрождать спортивную гимнастику в Оленинском районе, был открыт гимнастический зал, занимался и преподавательской работой. Совмещал тренерство и ведение уроков истории, обществознания в общеобразовательной школе. Затем был замдиректора по воспитательной работе в школе. Предыдущее место работы — Мостовская школа им. С. Козлова в поселке Мирном.

— От воинской службы ушли в преподавание, гуманитарный склад ума дал о себе знать…

— Да, мне было интересно этим заниматься. Педагогической деятельностью занимался около 15 лет. Чем дальше, тем больше понимаешь, что случайностей в жизни нет. Все, что с нами происходит, логично и необходимо как опыт. Мысль принять священный сан зрела давно. Так сложилось, что оказался в Ржеве. 13 декабря 2015 года меня рукоположили в священники. 12 января 2016 года назначен помощником командира по работе с верующими военнослужащими в воинскую часть. В этом же году открыли храм Александра Невского.

— У Вас с матушкой Еленой большая семья…

— Нас семеро. Мы и пятеро детей. Двое своих и трое — приемные. Старшему Никите — девятнадцать, Вике — восемнадцать, Маша заканчивает 9-й класс, Вика в 6 классе, Игорь в 4 классе.

— Отец Сергий, что в воспитании детей самое важное?

— На мой взгляд, главный воспитательный метод — личный пример. Все, что им надо, они увидят в поведении нас, взрослых.

— Вы посещаете ИК-7. Когда Вы впервые соприкоснулись с осужденными, что открыли для себя как священник?

— Помните, кто первым вместе с Христом вошел в Царство Небесное? Разбойник. Эти люди на своем опыте познали, что такое грех и расплата за него.

Очень многое из того, что у нас есть в храме — пожертвования из колонии: иконостас, жертвенник, престол, церковная утварь, подсвечники. Все это большое подспорье, значительная помощь для храма. Из 1200 осужденных ИК-7 человек 50-60 посещают храм. Постоянного штатного священника в колонии пока нет.

Зимой я ездил на Рождественские чтения в Москву. Конференция проходила в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя, направление встречи: «Церковь и тюремное служение» XXV Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений: «1917-2017: уроки столетия».

— А на весенних каникулах Вы с матушкой и ребятами из городских школ ездили в Торопец.

— Организовывать туристические слёты была моя непосредственная обязанность в школе, и сейчас я продолжаю этим заниматься. Епархиальный слёт «Истоки» проводим каждые каникулы. Ездим в разные места нашей Епархии. Начинали с Оленинского района, были в Итомле, в конце марта — в Торопце. Летом планируем снова отправиться в Торопецкий район. Приобщаем детей к храму. Наши поездки интересные, разноплановые, с творческими вечерами, конкурсами, краеведческими встречами, экскурсиями.

В проекте работы — договор между Епархией и дивизией ПВО. Здесь планируем работу с военно-патриотическим уклоном. Будем организовывать поездки для военнослужащих и членов их семей. Это поможет привлечь родителей и ребят к посещению воскресной школы, которая начнет работу с сентября.

Когда на приписные комиссии приглашает военкомат, провожу беседы с молодежью. Зачастую в наших школах, где учителя, в основном, женщины, не говорится о службе в армии. И большинство ребят морально оказываются к ней не готовы. Это не потому, что наши дети стали хуже. Просто раньше таких вопросов, которые актуальны сейчас, не было. Несколько поколений видели перед собой пример отцов и дедов, воевавших в Великую Отечественную. Сейчас некоторые парни к восемнадцати годам еще не могут сформировать свое отношение к армии: надо служить или не надо, нуждаются в помощи и поддержке.

— Отец Сергий, Ваши пожелания ржевитянам к Дню Святой Пасхи.

— Скажу простые слова, которые подчас сложно исполнить. Желаю всем укрепления веры и терпения. Чтобы мы всей своей жизнью доказывали принадлежность к христианству, жили по совести, честно и порядочно.

Беседовала Ольга Жданова

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *