И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И ЛЮБОВЬ…

Все смешалось в петербургском доме помещицы Бояркиной! Все не так! Как снег на голову свалились нежданные гости — друг юности (которого она сразу-то и не признала), Василий Золотников с сыном Александром, и заклятая подруга из Тамбова, которой обязательно нужно выдать замуж дочь Катю. А у самой-то госпожи Бояркиной родная дочка Машенька в девках засиделась, и ей уж замуж невтерпеж… Да и бедная племянница Настя, которую приютила у себя в доме Дарья Семеновна, — девица на выданье. И что делать, если в довершение всего оказывается, что желанный жених — наследник двухмиллионного состояния? А сердце у юноши такое нежное: только юбку увидит, сразу тает.

Блестящий водевиль графа Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца», вот уже более 170 лет идущий на российских театральных подмостках, порадовал ржевитян искрометным юмором, лихо за-крученным сюжетом, острыми характерами персонажей, песнями и танцами. Спектакль «Нежное сердце» в постановке Тверского академического театра драмы, который на одном дыхании прошел на сцене Дворца культуры 23 октября, несомненно, интересен и людям старшего возраста, и молодежи. Почему? Да потому, что он про вечные ценности, про человеческие пороки и слабости, про зло и добродетель. Любить иль не любить? — вопрос, интересовавший людей и сто, и двести, и триста лет назад. Только теперь «бед от нежного сердца» еще больше, но зрителю смешно и пусть будет смешно! Ведь это водевиль, украшением которого стали песни и музыка режиссера-постановщика, композитора Иоланты Мельниковой. Несколько лет назад ржевитяне могли видеть музыкальную «Сказку о мертвой царевне…» этого автора. И сейчас не перестаем удивляться многогранному таланту Иоланты Мельниковой и, конечно, безупречной игре всех актеров, занятых в спектакле, которые так легко, непринужденно, увлекательно рассказали нам забавную, по сути, анекдотическую историю, случившуюся много лет назад в Санкт-Петербурге.

Однако обо всем по порядку. Несколько слов об авторе пьесы.

Граф Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882) — известный русский писатель, автор водевилей, светских повестей, очерков, воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе…

Соллогуб по праву занимал одно из первых мест в списке авторов XIX века, а «Беда от нежного сердца» — наиболее известный его водевиль.

Соллогуб был не только писателем, он имел чин тайного советника. Люди, удостоенные этого чина, занимали высшие государственные должности. Поэтому нравы и порядки в верхах он знал очень хорошо. Это, конечно, находило отражение в его произведениях. Интересно и то, что имя его связано с Тверью: он служил чиновником особых поручений при Тверском губернаторе. В этом качестве объехал всю Тверскую губернию.

Владимир Соллогуб писал: «Я ненавижу мой маленький талант, но я страшно люблю театр, сцену, рампу… Драма есть самая высшая форма литературы, но ей нужна сцена так же, как для проповедей — кафедра. …Я думаю, что в искусстве следует идти вслед за искусством, а не управлять им, так как искусство — вне нас и сильнее нас».

«Как люди в Петербурге живут!»

Теперь про Петербург, быт и нравы петербуржцев XIX века, которые в пьесе вполне угадываются, ведь и сам автор — из этого же мира.

Сын богатого откупщика Александр Золотников (Алексей Майский) — франт, прожигающий свою жизнь в похождениях, — приехал из Тамбова в Петербург в поисках невесты. «И что ни день — то влюблен». Но как выбрать одну-единственную? Тем более, у этого доброго малого такое нежное сердце — нравятся ему сразу все барышни. А тут еще мамаша одной из них так и обхаживает жениха и его папашу, богатого, самодостаточного Василия Петровича (Алексей Великотный), с которым у нее в молодые годы была любовь.

Надо сказать, что и жених тоже нравится девушкам. Только как бы узнать — они готовы выйти замуж за него, Александра, или предпочитают его миллионное наследство? Итак, кто же невеста: Катенька, Машенька, Настенька? Все хороши. Тогда отец идет на хитрость… И вот тут-то и находится та одна-единственная.

Вот и весь незатейливый сюжет этой легкой, веселой, подчас наивной, искрящейся озорством, музыкой и песнями пьесе. Но как играли актеры! С такой верой и искренностью, с такими настоящими чувствами! Там было всё: и смех, и слёзы, и любовь. Оказывается, и в незамысловатом водевиле может быть глубокое содержание. Ведь кто такой Александр Золотников? Дон Жуан и ловелас, у которого эмоции — через край (и папиных денег — два миллиона). Но вот беда — его сердце и душа настолько «не дружат» с головой, что он хочет жениться сразу на трех красавицах. Ох, как «сердце нежное его от любви страдает»! Порой его мысли сами себе противоречат. Именно из-за этого он оказывается в такой комичной ситуации. К сожалению, и в наше время таких Золотниковых (а фамилия-то говорящая!) немало. Да и девушек, что кружат головы богатым женихам не ради их трепетной души, а из-за денег, тоже можно встретить. Яркие образы неудавшихся невест, Машеньки и Катеньки, создали на сцене актрисы Виктория Козлова и наша землячка Елена Филатова, выпускница ДЭТ «Мальчишки и девчонки» (рук. О. Кресницкая).

Два характера, два темперамента, одинаково привлекающие Дон Жуана: одна кокетливая, ироничная, глуповатая и нагловатая, другая дерзкая, свободная, знающая себе цену. Огонь-девка (прошедшая и «медные трубы» тоже)! Приехала в столицу из провинции с правильной установкой:

В Петербурге лучше нет

Кати из Тамбова!

И, можем не сомневаться, уж она-то в два счета в бараний рог согнула бы такого Сашеньку, если бы не третья невеста — Настенька (Екатерина Юркова), которая оказалась умней и рассудительней, а, главное — в ее сердце жила любовь.

«Мне нужен не бумажник, а человек, которого я смогу любить и уважать», — фраза героини, написанная почти два столетия назад, близка и понятна многим из нас и сегодня.

Как важно найти родную душу, чтобы вместе быть и в горе, и в радости… Робкий взгляд, скромность в жестикуляции, неподдельная кротость, здравомыслие — отличительные особенности героини, застенчивой сироты, которую невозможно не полюбить.

Будем надеяться, что таких Настенек все же больше. Хочется в это верить.

«Беда» здесь не только от нежного сердца у главного героя Александра, но и от милых «заботливых» мамочек — Аграфены Григорьевны Кубыркиной (народная артистка России Ирина Андрианова) и Дарьи Семеновны Бояркиной (заслуженная артистка России Валентина Мартьянова), которые всеми способами стараются спихнуть замуж своих дочерей за жениха-миллионера. А когда узнают, что объект их желаний один и тот же, не скупясь в выражениях, обливают грязью друг друга, дочек и устраивают настоящую словесную дуэль,
скрестив веера, как шпаги. Весьма удачная находка режиссера Иоланты Мельниковой, у которой, кстати, была не главная, но очень забавная роль горничной. Неграмотная работящая крепостная девка старается во всем угодить хозяйке, но та вечно чем-то недовольна. Акулина свои-ми непредсказуемыми жестами, движениями, живой мимикой, несомненно, усиливает комизм ситуации.

И хоть Александр, как мне кажется, недостоин такой девушки, как Настенька, есть надежда на то, что, женившись, он остепенится, и из «дурака с деньгами и очень нежным сердцем» все-таки получится человек.

«Надо быть человеком!» — уверенно заявляет герой, когда Настенька принимает его предложение. Не зря говорят: любовь творит чудеса. Именно бескорыстная любовь Настеньки помогает герою обрести себя. Просто ему надо научиться любить. Любить — значит взять ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Старинный водевиль, а насколько он современен!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото О. Кресницкой и с сайта Тверского театра драмы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *