ДЕНЕГ НАДО? ПОДБИРАЙ!

КРИМИНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Гражданин С. считал, что для того, чтобы есть, пить и получать прочие блага «достойного существования», работать не обязательно. Деньги вокруг повсюду, только не ленись их собирать. И за пару-тройку дней можно насобирать столько, сколько иному добропорядочному человеку за месяц не заработать.

И собирал — в буквальном смысле слова. Для С. деньги были воплощены в металле. Съездил за город, погулял по окрестностям канувшего в небытие колхоза, нашел запчасти от уже кем-то разобранного комбайна или трактора, сдал в пункт приема металлолома — вот тебе не то что копеечка, а полноценные рублики. Коль повезёт, неделю можно горя не знать и о пропитании не заботиться. А что в этом плохого? Раз валяются на земле железки, значит, ничейные. А раз ничейные, то грех не воспользоваться.

Вот только одна незадача: бесхозных железяк на окраинах заброшенных сельских хозяйств с годами оставалось всё меньше и меньше. Не одного С. такой способ заработка привлекает, охочих до легких денег хоть пруд пруди. Да и расстояния сказывались: личного автомобиля у С. не было, мужчина путешествовал по району либо пешком, либо на маршрутных автобусах. Если добычу можно было унести сразу, забирал, если металл оказывался громоздким и тяжелым, припрятывал, а потом возвращался за ним с тачкой. Иной раз семь потов сойдет, пока погрузишь да довезешь найденное. Вот бы напарника хорошего, верного да неболтливого, а еще лучше — с машиной. Сколько ведь деревень ещё необхоженных да необъезженных…

А иной раз и в городе можно поживиться. Вышел прогуляться вечерком, а тут на тебе — колодец под ногами какой-то, а на нем крышка чугунная, еще конкурентами не присмотренная. Считай, удача. Вещь тяжелая, денежная. Снял, отволок, припрятал, а сам быстренько домой за тачкой сгонял.

Всё бы хорошо, да только дело довольно рискованное. Город — не деревня. Пока над колодцем корячишься, мало ли кто может мимо пройти, потом греха не оберешься. Пару раз так случалось: только штуку эту сдвинешь наполовину, как за спиной шаги. Делаешь вид, что прикрыть колодец хочешь, чтобы собачка-кошечка или, не дай бог, человек в полуоткрытый люк не угодили. А на следующую ночь пойдешь — а колодец «голый», до тебя уже люди постарались. Вот тогда обидно бывает.

* * *

Н. хоть и не был знаком с гражданином С., но оказался с ним полностью солидарен. Зачем работать, если можно всячески этого избегать? Например, жить на мамину пенсию и не считать себя нахлебником. Да и какой же Н. нахлебник? Маме помогает, трудится на её дачном участке с ранней весны до поздней осени. Попробуй шесть соток перекопай, картошкой засади, потом пару раз за лето это хозяйство перемотыжь, жуков колорадских с него собери, осенью урожай выкопай да на руках овощи в подвал городского дома перетаскай. До официального трудоустройства ли тут? До того иной раз на даче упахаешься, что и до дому сил дойти не останется. Поэтому иногда приходилось ночевать в стареньком дачном домике, чтобы не тратить время на дорогу до города.

Члены садового товарищества, среди которых была и мама Н., стали замечать неладное. Вчера клубника у тети Кати начала поспевать, та ягоду утром собрать хотела, чтобы поспелее была. Утром пришла на огород, а собирать уже нечего. Сидоровы картошку копать начали, с трети участка урожай собрали. А на следующий день заметили, что им в копке овоща кто-то подсобил. Правда, выкопанный картофель забыл оставить. И с инвентарем чудеса происходили. То лейка у кого-нибудь пропадет, оставленная на ночь в огороде, то старое корыто, в котором навозная жижа перепревала, исчезнет. Даже алюминиевая миска, в которую одна из огородниц накладывала корм для бездомных кошек, куда-то подевалась. Чужой человек не возьмет: хоть дачное товарищество и без сторожа, но огороженный садовый кооператив всегда на замке, код от которого знают только его члены. Значит, кто-то из своих балуется. Подозрения были, только разве обвинишь человека, если за руку не пойман? Пробовали дежурства организовывать, да они результата не принесли. На время ночных обходов кражи прекращались.

* * *

С. и Н. приметили друг друга в пункте приема металлолома. С. сдавал чугунную крышку от канализационного люка, Н. — нехитрый дачный скарб: пару алюминиевых ведер да неизвестно какими путями попавшие к нему в руки ржавые слесарные тиски. Денег выручили не очень много, но на насущные нужды хватало. Вторично С. и Н. встретились примерно через час в ближайшем от пункта приема металлолома магазине — оба затаривались горячительным и нехитрой закуской. Перекинулись парой слов и вскоре оказались с покупками на волжском берегу. Тут, за стопкой-другой, и познакомились поближе. Как водится, начался разговор «за жизнь» и обоюдное уважение друг к другу. Посетовали, что «металлический» промысел становится всё труднее, а если попадается стоящая добыча, то без напарника работать тяжеловато — можно и не утащить. Порядком захмелев, С. сообщил новому знакомому, что на окраине одной из деревень, в которой он был недавно по своим промысловым делам, есть много хороших, но тяжелых железок: какой-то мужик сарай строить надумал. Стройматериал уже месяц лежит, а до строительства, видимо, руки не доходят. Так чего же добру пропадать, когда оно может пригодиться тем, у кого есть до него дело?

Через пару дней новоиспеченные приятели отправились в деревню. От вида будущей добычи захватило дух: несколько металлических труб да еще железные листы — скорее всего, предназначенные для покрытия сарая. Пару недель наблюдали за объектом, изучая распорядок дня владельца металлических изделий. Хозяин, видимо, был городской: дом навещал только по выходным, по будням на дверях висел замок.

То, что увиденное необходимо присвоить, а потом продать, для сообщников было делом решенным. Но как реализовать такой замечательный и сулящий прибыль замысел? Столько ни в руках не унесешь, ни в тачке не увезешь. Нужна техника. Связались с водителем манипулятора, которому объяснили, что С. — владелец всего железного великолепия, надумал было строиться, да всё недосуг, и жена отговорила, сказала, что пока без надобности. У водителя и сомнений в добропорядочности намерений заказчиков не возникло: кто же будет воровать имущество среди бела дня на глазах у всей деревни? К сожалению, так иногда бывает, что руками невиновного человека совершается преступление.

Выбрав время, когда хозяина будущего сарая точно не будет дома, подогнали манипулятор. Чтобы не гонять технику зря, ночью ранее подсуетились. Погуляли по близлежащим огородам и бесхозным с виду дворам, подтащили к деревенской стройке пару железных бочек под воду, моток изолированного провода, ржавую велосипедную раму да цепь от старой собачьей конуры. Погрузили на манипулятор похищенное железо и поехали продавать. Выручили за всё добро около шести тысяч рублей. Не так много, как хотелось, но и то хлеб — несколько дней безбедного существования. Рассчитались с водителем, отметили удачное завершение хищения чужого имущества, остатки денег поделили и отправились по домам. Договорились, что в случае чего знать друг про друга не знают и ведать не ведают.

Не учли одного. В деревнях все друг друга знают, а каждый чужой человек привлекает внимание. А С. сельчане давно заприметили, и ничего хорошего от его частого появления в деревне не ждали. Поэтому, когда владелец краденого писал заявление в полицию, смог точно назвать приметы подозреваемого.

Разыскать злоумышленников не составило труда. Поняв, что от возмездия не уйти, С. и Н. написали явку с повинной.

Приятели были обвинены в совершении преступления, предусмотренного пп. «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража, то есть тайное хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину). Во время судебного заседания С. и Н. полностью согласились с предъявленным им обвинением, ходатайствовали о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Суд при вынесении приговора учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, личности виновных, смягчающие обстоятельства (явки с повинной, признание вины и раскаяние в содеянном), отсутствие отягчающих обстоятельств. Каждому из обвиняемых было назначено наказание: лишение свободы сроком на один год и шесть месяцев условно с испытательным сроком на один год.

Имена и события изменены по этическим соображениям, все совпадения случайны. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *