ЖИВЁТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ
— Володька из госпиталя вернулся! Живой! С медалью!
Эта долгожданная весть вмиг облетела поселок Есинка, где все друг друга хорошо знают, где жизнь каждого как на ладони. Где счастье и горе — общее, как в старые добрые времена.
Володя Майков, выпускник Есинской школы, мечтал о военной службе, хотел стать офицером. Но, окончив 9 классов, решил поступить в Егорьевск, в авиационно-технический колледж. Самолёты, вертолеты — авиационный транспорт — его специальность. Затем подписал контракт на военную службу. Стоял на защите порядка в батальоне охраны Можайска, потом был переведен в Наро-Фоминск, в мотострелковый полк Кантемировской дивизии.
А с 24 февраля 2022 года участвовал в СВО. В одном из боев в ДНР получил тяжёлое ранение, перенес множество операций, ампутацию левой руки. Долго восстанавливался в госпитале в Санкт-Петербурге. И вот наконец вернулся в родные края.
Думала-гадала, какие слова найти в разговоре с этим мальчиком — настоящим мужчиной, прошедшим войну, чтобы, не дай бог, не ранить лишним словом, не бередить душу воспоминаниями, о которых, быть может, хочется позабыть. Однако мои волнения оказались напрасными. Спокойный, рассудительный, доброжелательный, с улыбкой на лице — на пороге квартиры, где Володя живет с мамой Натальей Николаевной, меня встречал все тот же голубоглазый паренек, которого я хорошо помню по школе. Повзрослевший, исхудавший, но такой знакомый и родной.
За чашкой чая разговорились, вспомнили школьные годы.
— А Вы меня однажды выгнали с урока, — хитро прищурившись, неожиданно начинает Володя.
— Не может быть! Что же такое ты сделал? — удивленно спрашиваю я.
— Не помню. Наверное, неудачно пошутил или хулиганил. Но было это только один раз, — честно признается он. — Переходный возраст!
— Он такой непоседа с рождения, — в разговор вступает мама Наталья Николаевна. — Не случайно каждый день, провожая в школу, говорила: «Володя, веди себя хорошо!»
Мамин наказ сын запомнил на всю жизнь. И когда поступил в авиационно-технический колледж, где был конкурс четыре человека на место, и когда самостоятельно принял решение о подписании контракта для прохождения воинской службы, и когда в числе первых стал участником специальной военной операции на Украине. И даже тогда, когда в госпитале врачи сомневались, выживет или нет после всего, что с ним случилось, он находил в себе силы улыбаться и шутить, подбадривая тем самым товарищей по палате.
Мама вспоминает, как делали Володе очередной рентген легких. Подняли его (сам двигаться ещё не мог и говорил еле-еле), а он возьми да брякни:
— Ну что, доктор, кого ждем — мальчика или девочку?
Врач, не ожидая такого поворота, расхохотался.
А ведь «собирали» рядового Майкова после ранения, можно сказать, по частям. Были повреждены внутренние органы.
Володя ясно помнит, как прилетел первый осколок в руку, хотя не слышал ни свис-та снаряда, ни разрыва.
— Я пережал жгутом окровавленную руку и побежал за машину, чтобы спрятаться, — объясняет он. — А вот второй прилет слышал. Лежал на земле, согнувшись дугой, но осколок каким-то образом попал под бронежилет и сломал ребро.
Сколько был без сознания — не знает. Когда очнулся, понял, что надо добираться до санитарной машины. Встал. Пошел. Как он говорит, делал это интуитивно. Наверное, инстинкт самосохранения сработал. У санитарной машины снова упал. Потом один госпиталь, другой… Чтобы доставить тяжелораненого бойца в Санкт-Петербург, пришлось вводить его в искусственную кому.
Врачи боролись за жизнь солдата, хотя надежды было мало. 16 операций перенес, два раза лежал в реанимации. «Его спасти может только чудо», — не скрывая правды, говорили светила медицины. И чудо произошло. Рядом с сыном все эти долгие пять месяцев была мама. Уволилась с работы (Наталья Николаевна — бухгалтер по специальности) и день за днем, неделю за неделей, моля Господа о выздоровлении своего мальчика, ухаживала за ним. Делала массаж, поила, кормила, поднимала, мыла, успокаивала.
— Я не позволяла себе раскисать и плакать, — говорит Наталья Николаевна. — Ведь рядом с сыном лежали другие бойцы, которых тоже поддерживала, как могла.
Не зря говорят: материнская любовь творит чудеса. И сила её поистине безгранична. Сердце матери видит дальше всех и чует лучше, чем чье-либо другое.
Кто сказал, что ангелов не существует? Просто на земле их называют мамами. Так что медаль, которой награждён Владимир Майков за участие в СВО, наполовину мамина.
— Нет, — поправляет меня мой собеседник, — целиком мамина. Только благодаря ей я живу.
Володя долго рассказывал «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах», о том, что война — это трудная и тяжелая работа. Работа, в которой были и победы, и промахи.
* * *
24 февраля 2022 года колонны российской техники вошли в Сумскую область.
— Ночью встретили первое сопротивление. Был бой и первые потери, — вспоминает рядовой Майков. — Там, где я служил, хорошо готовили к боевым действиям. Поэтому я и мои товарищи знали, что делать и как действовать в подобной ситуации. Но были и такие среди солдат, кто поначалу чувствовал себя неуверенно или не знал определенных вещей. Приходилось подсказывать. Было ли страшно в первом бою? Конечно. Почти все — необстрелянные ребята. Помните известную фразу: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»? Да, среди нас были ветераны чеченской и сирийской войн, но их было немного. И то, что всех ждало на Украине, не шло ни в какое сравнение с Сирией и Чечней (так говорили потом они). Но в бою страху поддаваться нельзя. Когда включается мозг, ты быстро вспоминаешь то, чему тебя учили. Сам себя проверяешь, трус ты или нет.
Вместе с товарищами минометчик Майков участвовал в боях в Сумской, Харьковской областях и ДНР.
Рассказал о том, как дважды заходили в город Тростинец. Первый раз после взятия отступали, чтобы сохранить жизни наших ребят. А потом, через некоторое время, практически без потерь, взяли этот город.
— Огромная колонна техники встала между «пятиэтажками», — продолжает Владимир. — Сижу в «Урале», наблюдаю, не целится ли противник из окон жилых домов. И вдруг вспомнился эпизод чеченской войны (я много об этом читал раньше и смотрел фильмы). Бой 131-й Майкопской бригады в Грозном, как заходили наши войска. Вот так же и мы теперь освобождаем Украину от фашизма.
Приходилось пересекаться с местным населением. В Сумской области встречали по-разному. Поначалу вслед неслась нецензурная брань, раздавались крики: «Валите отсюда!», «Зачем вы сюда пришли?». А вот когда взяли Тростинец, мирные жители, что остались там, приходили к нам и просили о помощи. У них не было еды. При отходе украинская армия ломала магазины, забирала продукты, некоторые жители занимались мародерством. Но многие остались ни с чем. Наши солдаты делились свои-ми пайками, не отказывали никому в помощи. Однажды пришел мужчина с маленьким ребенком, сказал, что дома остался ещё малыш, которого нечем кормить. Просил молока. Я не знаю где, но молоко нашли. Ещё и других продуктов дали.
Владимир вспомнил и о том, как на подступах к Изюму начался обстрел, и его вынес на спине боевой товарищ Ислам. А перед сражением в ДНР, где их обоих ранило, Володя предусмотрительно заставил друга надеть бронежилет, в котором потом нашли тьму осколков. Один из них остановился в ребрах, напротив сердца. Мама Ислама говорила в госпитале Наталье Николаевне: «Это Володя спас моего сына».
* * *
Мы пишем с ребятами в школе сочинения на патриотическую тему: «Что такое мужество, героизм, подвиг?», приводя аргументы из художественной литературы и из жизни. Теперь за примером далеко ходить не надо. Живет такой парень рядом с нами, в поселке Есинка.
Простой скромный парень, который в трудную для страны годину грудью встал на защиту своей страны. Гордость берет за наших ребят, за их воспитание и духовность.
Агрессивный Запад настроен на полное уничтожение России. И мы все должны окончательно проснуться и понять, что сражение идет не на Донбассе, оно в каждом нашем доме, в каждом нашем городе. Интересы нашей страны отстаивают такие ребята, как Володя Майков, — смелые, отважные, бесстрашные воины. Достойные сыны России.
Пользуясь случаем, Наталья Майкова выражает признательность всем односельчанам, работникам администрации, детского сада, школы, Есинского дома досуга и лично Оксане Виноградовой за моральную и материальную поддержку.
Елена СООЛЯТТЭ
Фото из архива В. Майкова