СМОЛЕНСКИЙ ПОГОСТ

На Князь-Федоровской стороне волжского левобережья было несколько точек погребения. И одна, нам всем известная и сейчас, это Смоленский погост. И у такого места есть своя история.

Историк XIX века И. Красницкий в своей книге о Ржеве на начало 70-х годов упоминает, что, кроме больших погостов, «…в самом городе находятся запустевшие и за-строенные домами пять кладбищ: Воздвиженское, Никитское и Тетеринское — на левой стороне, Никольское и Пятницкое — на правой». Как правило, именно церковь, находящаяся поблизости, определяла место семейных или родовых усыпальниц.

Одним из первых документов, сохранившихся для потомков, где упоминается Смоленская кладбищенская церковь, является ее опись, первые записи здесь ведутся от 1801 года, то есть более двух сотен лет. Кстати, именно по этой церкви целый ржевский микрорайон так до сих пор и зовется — Смоленский край.

В фонде Государственного архива Тверской области сохранилось несколько документов-дел, где и рассказывается о нашем городском объекте.

К 1801 году деревянная Смоленская церковь была заложена, но только к 1815-му освящена. Причиной столь затяжной процедуры стала Отечественная война 1812 года, которая приостановила всю жизнедеятельность страны.

В 1816 году старостой Смоленской церкви назначается мещанин Алексей Волосков. Весь клан Волосковых — это торговые и промышленные люди, составляющие цвет ржевского общества. В 1776 году, после губернской реформы 1775-го, когда Ржев стал уездным городом Тверской губернии, купец 3-й гильдии Терентий Волосков избирается первым городским головой.

В 1785 году на свои средства Терентий Иванович выстроил каменную Покровскую церковь с пятью престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Богослова, Архистратига Михаила, Иоанна Воина.

Ржевитяне помнят своего земляка. В 275-летие со дня упокоения Т. Волоскова, в 2004 году, улице, на которой он жил, возвращено ее историческое название. Она снова стала Волосковской горкой.

В 1819 году закрывается ржевское Никитское кладбище. Оно находилось, как мы предполагаем, в районе современных улиц К. Маркса и Свердлова. Никитский погост был приписан к Никольской церкви, которая располагалась в городском центре на Торговой площади. Сейчас это парк Грацинского.

Реорганизация была связана с тем, что городская застройка от центра и Большой торговой площади стала расширяться, а кладбище находилось в прямой близости от домовых городских владений.

В связи с этим смоленский погост территориально значительно увеличивается и становится уже не местечковым, а городским.

В 1826 году при деревянной Смоленской церкви достраивается каменная колокольня.

Любопытный исторический документ за 1844 год обнаруживается в тверском архиве. Именно тогда купец 1-й гильдии Павел Сафронов (1801 — 15.01.1896) утверждается строителем новой каменной Смоленской церкви, что на левобережье Ржева.

Интересно, что в этом же году в старой деревянной Смоленской церкви крестили купеческого сына Илию Симонова, будущего известного и богатейшего коммерсанта Верхневолжья, который вместе с братом содержал здесь, в Смоленском крае, лесопильню и занимался сплавом и обработкой древесины.

В 1861 году стараниями храмостроителя П. Сафронова, городского головы Евграфа Берсенева и прихожан Смоленского края каменная церковь во имя св. иконы Смоленской Божией Матери была отстроена.

К 1864 году из старой деревянной Смоленской церкви с разрешения духовного начальства был собран деревянный однопрестольный храм во имя св. великомученика Георгия с колокольней. Он находился недалеко от нового строения и также использовался для выполнения погребальных обрядов.

В 1861 году Смоленское кладбище и Смоленская церковь были приписаны к главному Успенскому собору. Погост становится основным мес-том упокоения горожан, живущих на левобережье Волги. В 1884 году возводится каменно-железная ограда теперь уже большого Смоленского кладбища. В 1892-м при церкви строится сторожка на средства церковного старосты Орлова.

В 1880 году при Смоленской церкви служит священник Александр Воскресенский, в 1882-м — священник Травин. В 1887 году псаломщиком церкви трудится Евгений Волков. С 1895 года священником храма назначается Алексей Феофанович, псаломщиком — Дорфир Грешищев. В 1897 году в Смоленской церкви назначается викарный священник, являющийся главным помощником протоиерея Успенского собора Иоанна Стружемского. На 1911-1914 годы псаломщик — диакон храма Алексий Виноградов, а последним священником Смоленской кладбищенской церкви (на 1931 год) стал Арсений Изотов, уроженец села Бобровка Оленинского района. Он проживал в Ржеве на ул. Бехтерева, 50. Был арестован 26 января 1931 года и обвинен по ст. 58, пп. 10, 11 УК РСФСР. Приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 12 ноября 1931 года к трём годам высылки в Северный край. Реабилитирован 26 марта 1989 года.

Арсений Петрович был из потомственной семьи ржевского духовенства. Он окончил Новоторжское духовное училище, потом был псаломщиком Воскресенской церкви посада Селижарова Осташковского уезда; с 1899 года служил псаломщиком Богородицерождественской церкви в Ржеве, затем с 1902-го — псаломщик Покровской церкви, на 1909 год он — дьякон этой церкви, с 1918-го — священник села Андреевское Осташковского уезда. В 20-х годах ХХ века переведен в Ржев.

На начало ХХ века церковным старостой Смоленской церкви избирается Иосиф Коллар — почитаемый и известный на всю округу ржевитянин, а после него — его сын Павел Иосифович.

Иосиф Коллар нашел свое последнее пристанище возле церкви, как и его супруга, а потом другие родственники. В частности, его сноха Антонина Павловна — дочь известного ржевского мецената Павла Немирова, Почетного гражданина Ржева, основателя ржевского театра. В последние годы жизни Павел Семенович тоже жил здесь, на Богословской, теперь ул. Островского.

П. Паричка

Большое родовое захоронение на Смоленском кладбище было у семьи Паричка (они держали известный книжный и модный «Варшавский магазин» в центре Ржева). В последний путь здесь провожали Закревских: вдову полковника Екатерину Ивановну (в девичестве Строеву, супругу бывшего ржевского городничего Ивана Закревского), Марию Сергеевну (в девичестве Давыдову, сноху городничего).

Захоронения дореволюционного времени на кладбище почти не сохранились. Известно, что на Смоленском некрополе были могилы ржевских дворян Ермоловых, Воскресенских, Ольман. В январе 1892 года здесь был упокоен Виктор Ермолов, сын Алексея Ермолова, героя Отечественной войны 1812 года. В 1900 году рядом с Виктором Алексеевичем была похоронена
его супруга Анна Ивановна (урождённая Демьянова), а в 1910-м и дочь Варвара.

На Смоленском кладбище сохранился надгробный памятник с именем офицера Петербургского уланского полка, стоявшего на квартирах в Ржеве, черкеса Искандер-Бека. Сегодня поверх его могилы уже свежее захоронение, но родственники того усопшего не снесли памятник, а даже уложили вокруг него плитку. Вся жизнь Искандер-Бека была связана с полком и Ржевом.

В. Балк

На этом же кладбище ранее был похоронен с женой Е. Балк и командир 1-й бригады 12-й кавалерийской дивизии Василий Балк, генерал-майор в 1881 году, герой Шипки и Андрианополя, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Полковник В.  Балк был награжден золотым оружием за поход на Ени-Загру. Сражение при Ени-Загре (ныне Нова-Загора, Болгария) — одна из ключевых битв Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Кроме того, он был награжден знаком отличия Баварского королевства.

Похоронен в некрополе Смоленского края и еще один генерал-майор — Николай Жилин. С 1903 года он командовал Петербургским драгунским полком, в 1907-м вышел в отставку и проживал в Ржеве, умер в 1912 году.

Старожилы края вспоминали, что раньше видели здесь надгробие протоиерея Симеона Белявского, полкового духовника, который служил священником 42 года. Симеон Иванович имел награды за отлично-усердную службу и труды во время похода Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В августе 1917 года на Смоленском кладбище был упокоен ржевский благочинный, протоиерей Успенского собора Константин Фиников, который более 50 лет духовно окормлял Ржевский край.

В июле 1943 года около Смоленского кладбища, на территории склада 40, был развернут эвакогоспиталь № 1969, имевший общехирургическое и терапевтическое отделения. Он располагался в старинных одно-этажных зданиях. Раненые поступали в это время в огромном количестве, эшелоны с «летучками» приходили день и ночь. Работы по выгрузке покалеченных войной было много. Хирурги не успевали всех тяжело раненых вовремя прооперировать. На Смоленское кладбище вывозили умерших бойцов на лошади, запряжённой в телегу, на которой стоял большой ящик, сбитый из свежеструганных досок, с крышкой. Опускали печальный груз в братскую могилу без гробов, траурной музыки и прощальных речей.

* * *

Все уходят. Нет ещё бессмертья.

Не придуман вечный аппарат.

Чей-то прах по воздуху развеян,

Чей-то захоронен, словно клад…

Церкви и часовня были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В наше время ближе к волжскому берегу на Смоленском кладбище находится мемориал погибших и скончавшихся от ран советских воинов.

В 1998 году предприятие «Электромеханика» установило здесь новую часовню. Возможно, следовало бы создать мемориальную стену памяти, чтобы хотя бы в большие праздники склонить головы о наших пращурах, помянуть их добрым словом за великую Россию.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *