ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-34

БОЛЬШАЯ ТОРГОВАЯ — ПЛОЩАДЬ — ПЛОЩАДЬ СОВЕТСКАЯ

На углу следующего квартала (теперь гостиничного) по фронтону двухэтажного здания шла вывеска, странная для глубокой русской провинции — «Варшавский магазин». На снимках видны красиво оформленные оконные витрины. Магазин был рассчитан на состоятельных покупателей, товар представлен соответствующий. Хозяева — чета симпатичных чехов Паричка. Они владели магазином и в годы НЭПа (затем выехали за границу). Бытовало выражение: «Купил голландского полотна из ржевского волокна у чеха в Варшавском магазине» (ржевский лён шёл на экспорт).

Повернув по площади направо, попадаем на Образцовскую линию, вошедшую в историю города «Образцовскими мостками» — деревянным настилом вдоль домов, среди которых двух-этажный с колоннами семьи Образцовых, купцов, промышленников, городских деятелей, благотворителей…

Грязь в городе была повсеместно. Тем более на торговой площади, разбитой сотнями телег, возов, лошадей. А на снимках начала XX века — площадь вымощена булыжником и высокого деревянного настила уже нет.

В доме Образцовых заседало уездное дворянское собрание — сословный корпоративный орган местных земледельцев, бывших помещиков. Избирался на определённый срок предводитель дворянства; на этой должности были такие известные не только в истории края личности, как
С. Де-Роберти, Н. Квашнин-Самарин…

Перед Отечественной войной в домах Образцовской линии помещались аэроклуб, библиотека.

Идем по следующей линии пощади, что напротив пруда (существующего и ныне) — зимнего катка. На старых снимках — теснящиеся дома в два этажа, часто с мезонином. Лавочки в два окна, именующие себя магазинами, трактир, козырьки при входах на столбах. Покупатели в этом краю попроще — косоворотки, картузы мастеровых, мещан. Городовой напряженно застыл на фоне домов своего участка.

Квартал, который называют теперь Театральной площадью, полностью застроен. Здесь находилось уездное училище, в каменном здании, приобретённом городом у купца в 1824 году и практически сгоревшем в печально известный пожар 1871 года. Единственное не тупиковое заведение ржевщины до появления гимназии, откуда дети могли ехать в большие города продолжать образование.

При следующем повороте на углу квартала стояло здание, попавшее на многие снимки начала века. Трехэтажный дом: двенадцать окон в ширину и двадцать окон в ширину и двадцать в длину. Крыты обширные балконы с узором решеток.

Здесь — «Центральная гостиница» Павла Немирова, крестьянина по социальному положению, по каким-то своим соображениям не перешедшего в купеческое сословие, к которому принадлежал по капиталу и кругу деятельности. Гостиница рядом с торговыми рядами, в деловом и финансово-предпринимательском центре города. Постояльцы, должно быть, люди солидные. Для прибывших на торги крестьян существовали постоялые дворы и квартиры городских обывателей.

Павел Немиров — организатор и владелец зимнего театра, в здании которого с начала ХХ века располагался и кинематограф. Театр продолжал существовать в послеоктябрьские годы, правда, сменив хозяина: стал городским. Летом гастролеры использовали площадки двух парков в районе Советской площади. Ржевитяне любили свой театр; лучшие артисты, как это бывает в хороших труппах, имели своих поклонников (чаще, конечно, поклонниц). В конце 30-х здесь выступали заслуженные артисты Кумагорская (позднее актриса театра имени Ермоловой в столице), Сергей Симонов. Брата его Николая знала вся страна как исполнителя роли Петра в знаменитом фильме. Когда он приезжал в Ржев, наши земляки любовались братьями: одна фактура, талант, обаяние.

В первые месяцы войны театр перебрался в Торжок, а затем, и уже окончательно, обосновался в Кимрах. Труппа каждое лето приезжала к нам, здесь играли ещё довоенные любимцы ржевитян — Гиацинтов, Вишневская…

А что же основатель театра — Павел Немиров? После национализации здания и передачи гостиницы и театра городским службам, Павел Семенович причислен к «буржуа» с соответствующими политическими и социальными правами. Из Ржева он не уезжает. В 1920 году решением горисполкома принят в городской театр на должность сторожа. Причем для того времени жест достаточно неординарный, а Немирову давал возможность жить при родном здании да и с каким-никаким заработком. В документах за 1935 год есть заявление Павла Семеновича и его супруги о восстановлении в правах. Просьба удовлетворена.

Далее к волжскому берегу видим комплекс красивейшей церкви, достроенный к 1847 году. Она имела три престола: центральный — Рождества Христова, боковые — Воздвижения Креста и апостолов Петра и Павла. При церкви — Крестовоздвиженская каменная часовня (существовала с 1794 года, перестроена в 1874 году). Прихожане — городские, около 600 человек.

Известно, что на этом же месте находился женский монастырь, прекративший существование к XIX веку (возможно, в связи с массовым закрытием монастырей в эпоху Екатерины Великой). Было ли здесь кладбище или лишь захоронения в церковной ограде? Одно отметим. «1798 года августа 27 дня Ржевского городничего Никиты Степановича сына Сеславина супруга Агапия Петровна представилася к вечным обитателям; жития ее было 43 года и погребена на сем месте (Ржев, кладбище при Богорождественской церкви)». Запись, сохранившаяся у потомков Агапии Петровны, — единственные пока сведения об этой женщине. Муж её руководил ржевским ополчением в 1812 году, защищал уезд от бродячих отрядов французов. Трое сыновей вышли в офицеры, а самый известный из Сеславиных — Александр Никитич — яркая фигура в созвездии героев первой Отечественной войны. Памятник на его могиле у Сишки, по счастью, сохранился.

К 1930 году в здании Христорождественской церкви — звуковой кинотеатр (различали тогда с «немыми»). На площади в это время находится две школы, милиция (в угловом здании, на месте которого позже был «Центральный» магазин), исполком (где нынче полиция), библиотека, аэроклуб, гортеатр, два горсада с театральными и танцевальными площадками. Здесь центр города, административный и для отдыха. И до 1941 года выглядела бывшая Большая Торговая площадь почти так же, как на снимках начала века.

От Большой Торговой (Советской) площади расходился ряд улиц, тянувшихся до окраин города или совсем коротких. Названия связаны с близлежащими храмами: Успенская, Малая Ильинская, 1-я Рождественская, 1-я Покровская. И две маленькие улочки, названные так редко для Ржева тех времен в честь именитых граждан — Волоскова и Быбкина.

Обойдём окрестности нашей главной площади, взглянем на то, что осталось от минувшего времени, вспомним, что это время унесло.

1-Я РОЖДЕСТВЕНСКАЯ УЛИЦА — УЛИЦА КИРОВА

Образцовая линия — одна из сторон Торговой площади, судя по плану 1908 года, тянулась до Волги. Теперь здесь проезд между гостиницей и сквериком при кинотеатре. В начале века — дома Баканова и Варшавского магазина (о которых уже писали), а на набережную выходило здание банка дома Рябушинских, позднее ставшего Московским банком.

В противоположную же сторону линия продолжалась как 1-я Рождественская улица с небогатыми купеческо-мещанскими строениями, складами, конюшнями для торгующих по соседству на двух площадях: Большой Торговой и Конной (теперь Революции). В 20-е годы переименованная в улицу Ревкома, она едва ли изменила свой облик и основные занятия: те же лошади, лён, постояльцы.

С 1946 года улица носит имя Сергея Кирова, государственного и партийного деятеля первых послеоктябрьских десятилетий. Дома здесь сменились; сама улочка занимает фактически один квартал, упираясь в территорию Дома детского творчества.

1-Я ПОКРОВСКАЯ — ШКОЛЬНАЯ — АЛЕКСЕЕВА

Параллельно Рождественской идёт улица, в 1908 году называемая 1-й Покровской; дома её доходят до русла Холынки. Стояли они и там, где теперь колесо обозрения и где так и не появился ржевский послевоенный театр. Из зданий, окружавших нас в начале века, осталось лишь одно — бывшая женская гимназия. На снимке — тот же угловой красивый дом с полукруглыми окнами верхнего этажа, что и сейчас. На мес-те пристроенного корпуса (ныне швейной фабрики) находился сад гимназии.

В 1926 году здесь педагогический техникум, и, наверное, в связи с этим улица получила название Школьной, а в 1966 году, спустя 40 лет, она переименовывается в улицу Алексеева. Кто был для Ржева человек, удостоившийся такой чести?

А. Алексеев родился в Рязанской губернии в 1888 году, в 1914-м мобилизован в армию. Февральскую революцию встретил в Ржеве, в расквартированном здесь 53-м запасном пехотном полку. Руководил местной организацией большевиков, созданной летом 1917 года, о чем говорит памятная доска на здании бывшей женской гимназии. Устанавливал советскую власть в городе (мирным путём) руководил исполкомом Ржевского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Уехал из города в 1921 году.

В апреле 1988 года, к 100-летию со дня рождения Алексеева, была открыта мемориальная доска на улице его имени (приезжал и выступал на митинге сын Александра Георгиевича — Юрий Алексеев). Надпись напоминает ржевитянам и гостям города о том, в честь кого названа улица. А вот то, что некогда она была 1-й Покровской, к сожалению, большинство из нас не знает.

Продолжение следует

(Публикация подготовлена по архивам «РН» 1996-98 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *