ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ МИР ИСКУССТВА
Как вы думаете, если у ребёнка нет ни голоса, ни слуха, надо ли его учить музыке? К тому же занятия по английскому, плаванию, хореографии занимают практически всё свободное время?
Моя собеседница, директор ДМШ № 1 им Я.И. Гуревича Марина Дулева считает, что есть веские причины всё-таки учить детей музыке. Ведь музыка — наилучший путь к жизненному успеху.
— Марина Геннадьевна, 1 октября отмечался Международный день музыки. С праздником Вас и всех ваших коллег из ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича! Творческих успехов и талантливых учеников!
— Спасибо.
— Давайте сегодня поговорим о роли музыки в жизни человека, о том, почему так важно учить ребенка понимать этот загадочный и увлекательный мир. А начнём с краткого рассказа о Детской музыкальной школе № 1, которая год назад переехала в другое здание.
— ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича в новом учебном году вновь гостеприимно распахнула двери для своих учеников, где они встретятся с удивительным и прекрасным миром — миром искусства.
Школа расположена в просторном трёхэтажном здании по ул. Ленина, 11, имеет большой концертный зал на 200 зрительских мест, малый концертно-экзаменационный зал на 35 мест, оба зала оборудованы роялями. Благодаря программе поддержки местных инициатив к 1 сентября большой концертный зал школы был оборудован новыми удобными креслами на 200 зрительских мест, что сделало посещение культурно-просветительских концертных программ, проводимых в школе, наиболее комфортным для наших дорогих зрителей.
— Какие основные задачи выполняет музыкальная школа?
— В 2024-2025 учебном году мы продолжим решать задачи, направленные на повышение качества дополнительного образования в сфере искусств, работу по эстетическому, музыкальному, художественному развитию и воспитанию юных ржевитян. Школа ведет также обширную методическую работу.
— Марина Геннадьевна, расскажите о преподавателях и о том, какие отделения есть в школе.
— Наш коллектив состоит из необыкновенно талантливых, высокопрофессиональных, чутких, любящих свою профессию преподавателей. Здесь успешно развиваются музыкальные отделения, на которых детей обучают игре на фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре, домре, баяне и аккордеоне, академическому вокалу. Развивается отделение изобразительного и декоративно-
прикладного творчества, в состав которого входят две студии — изобразительного творчества «Передвижники» и декоративно-прикладного творчества «Мастихин».
— Немало учеников ДМШ-1 достойно выступают не только на творческих площадках Ржева, но и в других городах.
— Это так. Хочу отметить, что наши ученики принимают активное участие в различных творческих проектах Тверского региона и других городов России, с успехом участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня, в которых заслуживают званий лауреатов и дипломантов. По итогам участия в конкурсе на соискание стипендии губернатора Тверской области в 2024 году удостоены званий стипендиатов учащиеся отделения народных инструментов: Кирилл Амвросьев, Анна Редькова (гитара, преподаватель А. Воскресенская), Михаил Безымяннов и Николай Киселев (баян, преподаватель О. Журавлёва).
— А ведь многие родители и не подозревают, что, занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.
— Это правда. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке.
К тому же музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.
— А ещё я читала, что музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка, потом младший — словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
— Действительно, вначале было слово, но ещё раньше был звук, фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
— Есть такое выражение: чем больше делаешь, тем больше успеваешь. Уверена, что без музыки здесь не обошлось.
— Вы правы, музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или оператор ЭВМ следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
И, наконец, музыка — наилучший путь к жизненному успеху. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой. Конечно, занимались. И у вас, уважаемые родители, есть пять причин последовать их вдохновляющему примеру!
— И в завершение разговора несколько слов о планах на этот учебный год.
— Вот уже 50 лет, с 1974 года, Детская музыкальная школа № 1 им. Я.И. Гуревича является ржевским зональным методическим объединением. В 2024-2025 учебном году планируется большая методическая работа — проведение конференций в рамках педагогических чтений и обмена опытом среди преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств; жителей Ржевского округа ждут интересные творческие встречи с артистами Тверской областной академической филармонии, с ведущими педагогами Тверского музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского, сольные концерты выпускников ДМШ № 1 им. Я.И. Гуревича разных лет и новые встречи с интересными творческими людьми.
— Спасибо за интересную беседу. До новых встреч!
Беседовала Елена СООЛЯТТЭ