ВЕЧНОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТИ — ДОСТОИН!

— Наш советский самолет поднимаем! Интересует информация? — спрашивают у меня знакомые поисковики.

— Конечно! Очень интересует! Когда расскажете? А может, с собой на место подъема возьмете? — отвечаю, и тут же вопрошаю я.

9 октября, проводя разведку местности в районе старой дороги на Калинин, которая проходила через деревню Зеленькино, поисковики отряда «Память 29-й армии» наткнулись на самолет. С помощью немецкой аэросъемки они искали места, где могут быть захоронены наши воины, и на небольшой глубине еле заметной воронки нашли алюминиевые фрагменты обшивки.

Сходу удалось установить, что принадлежат они советскому самолету. Через несколько дней выяснили, что это штурмовик Ил-2, собранный на Ленинградском заводе N№ 381 (во время войны он был эвакуирован в Нижний Тагил). Известно, что с 1941 по 1943 год завод выпустил всего 270 таких самолетов.

13 октября, собрав команду побольше и потяжелее, они снова выехали на место.

— Приборы «звенели» хорошо, и за один день с двухметровой глубины нам удалось поднять все, что осталось от самолета: две лопасти винта, редуктор, часть мотора, — рассказывает Дмитрий Никитин. — У нас складывается впечатление, что эту машину после войны подорвали специально. С какой целью? Возможно, выполняя приказ по уничтожению следов войны (прим. ред.: в период 60-70-х гг. в СССР на территориях боевых действий были проведены масштабные лесоустроительные и планировочные работы. Начало им было положено все еще секретным Постановлением Сов-мина СССР, предписывавшим: зоны ожесточённых боёв, характеризующиеся большими потерями личного состава с обеих сторон, вблизи крупных городов передать для обустройства вновь созданным садово-огородническим товариществам (кооперативам); такие же зоны при отсутствии рядом больших населённых пунктов (посёлков и крупнее) — распахать и засеять хвойными породами леса).

Возможно, самолет взорвали реактивным фугасным снарядом, так как поисковики нашли его хвостовое оперение и головную часть. К тому же бронекапсула Ил-2 (кабина и передняя часть), состоящая из бронелистов, поколота взрывом.

Мотор из воронки тащили с помощью джипа. Удача поисковиков не баловала. Сначала нашлась лишь часть номера мотора — 8434, потом по поршню установили номер целиком — Ш28434. Это соответствовало 1942 году выпуска машины.

Земля, в которой почти 80 лет пролежал самолет, в детали въелась накрепко. Отмывали скрупулезно, внимательно просматривая каждый, даже самый мелкий фрагмент.

На «жабрах» (так поисковики называют воздухозаборники, служащие для охлаждения мотора) нашли номер 2711.

На этом находки не закончились. Вместе с фрагментами Ил-2 нашли и останки летчика. Кости от сильного удара переломаны.

— В нашей базе таких номеров мотора не значилось. Через сайт «Тризна» обратились к авиаисторикам Великой Отечественной войны, — продолжает рассказ Дмитрий. — Специалисты активно включились в поиск и скоро прислали ответ: «Номер Ил-2 по документам 3812711 с мотором АМ-38 № 28434. Самолет закреплен за младшим лейтенантом Лебедевым». 24 августа 1942 года не вернулся с боевого задания младший лейтенант Иван Иванович Лебедев 1905 года рождения, 671-й штурмовой авиаполк, 212-я штурмовая авиадивизия.

Читать даже копии из журнала учета боевых вылетов всегда волнительно. Напротив фамилии Лебедева значится: «5.26-6.24. Задача: поставить дым-завесу на участке Абрамово, Корякино, Шопорово, Добрая. Результат — поставлена. 8.26-9.17. Задача: произвести атаку по артиллерии и живой силе противника в районе Редкино, Алаево, Поздырево. Результаты поражения не установлены. 11.55-12.46. Атаковать артиллерию на основных позициях и живую силу южнее Поздырево. Результат: бомбы и РС разрывались на северной опушке леса, южней Поздырево. Результат не установлен. 17.27-… Задача: атака артиллерии на огневых позициях, что севернее деревни Лестовка (прим. ред. — Верхний Бор). Результат: цель полностью накрыта снарядами и РС. Переправа через Волгу у Поздырево горит. Три Ил-2 с высоты 800-200 м одним заходом, строй правый пеленг с углом планирования 15-20, в 17.50 атаковали артиллерию на огневых позициях на северной опушке леса, что севернее Лестовки, и обстреляли северную часть кирпичного завода. Результатов атаки не наблюдали. В районе цели экипажи обстреляны огнем ЗА и ЗП. Противодействия ИА не было. Потери: один Ил-2 (мл. лейтенант Лебедев) не вернулся с боевого задания; один самолет имеет 2 прямых попадания снарядами, повреждены руль поворота, пробита левая плоскость; один Ил-2 имеет 7 прямых попаданий арт. снаряда…»

Тогда, 24 августа в 17.27, на задание их вылетело трое: Смирнов, Баймаков и командир звена 671-го штурмового авиационного полка Лебедев. Согласно записи в журнале двое вернулись на аэродром в 18.17.

Имя летчика, чьи останки нашли поисковики, установил Сергей Катков, руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории, геолог.

Считаю, что содержание наградного листа по представлению И.И. Лебедева к ордену Красного Знамени достойно полного изложения:

«В Красной Армии с 1927-30 гг. и с 1941 г., в ВВС — 30 г. С 12 июля 1942 года участвует в Отечественной войне на Калининском фронте в качестве командира звена. В боевых операциях с 30 июля 1942 года. За это время звено, которым командует тов. Лебедев, сделало 25 успешных вылетов, при этом не имеет ни одной потери. Сам тов. Лебедев сделал 15 боевых самолетовылетов. Благодаря продуманности каждого полета, не имеет ни одного повреждения на своем самолете, хотя неоднократно попадал под сильные обстрелы зенитной артиллерией противника. Им уничтожено 12 автомашин с живой силой, минометная батарея противника. В ответственный момент, когда противник подтягивал силы через реку Волга, Лебедевым была повреждена переправа, что задержало продвижение вражеских войск. Уничтожено 20 железнодорожных вагонов с грузами, укрепленный опорный пункт в районе Галахово. Кроме того, в полетах на боевое задание тов. Лебедев мастерски использует свой штурмовик в борьбе с вражескими истребителями. Когда вражеские истребители пытались атаковать наших
Ил-2, тов. Лебедев приходил на помощь и огнем своего самолета разгонял врага, чем обеспечил прибытие групп на свой аэродром без потерь. 1.8.42 года при штурмовке и бомбометании переправы через реку Волга, что северо-западнее Ржева, было обнаружено большое скопление автомашин с пехотой противника, которая прикрывалась усиленным ЗА. Тов. Лебедев своевременно обнаружил местонахождение ЗА и огнем РС-ов прицельно подавил ее, чем обеспечил беспрепятственную штурмовку для остальных трех самолетов, а также принимал активное участие в уничтожении живой силы и разрушении переправы. 13 августа 1942 года».

Всего до момента гибели русский летчик сделал 35 боевых вылетов.

Мужество. Отвага. Находчивость. Решимость. Вера. Любовь. Для 37-летнего Ивана Лебедева это были не просто высокопарные слова, из этого состояла его жизнь и жизнь миллионов советских воинов.

Пока о родных числившегося 79 лет пропавшим без вести орденоносца известно крайне мало: по данным переписи населения 1917 года, у него было два брата и две сестры, имя жены — Мария Федоровна Лимонова 1908 года рождения, адрес: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 18, кв. 4. Старые дома по этому адресу снесены, на их месте — новостройки.

…Поисковики верят в удачу. Они словно живут по двум правилам: первое — никогда не сдавайся, а второе — всегда помни правило № 1.

И я верю, в одном из номеров мы обязательно напишем о том, что родственники героя, погибшего под Ржевом, найдены и отозвались. А еще, несомненно, напишем о тех, для кого сохранение памяти предков — дело всей жизни.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *