ЗОВЁТ ЗА СОБОЮ ПАМЯТЬ…

Скоро наступит март, когда Город воинской славы Ржев вновь и вновь будет вспоминать свою историю и благодарить за восемь десятков лет мирного неба. Хотя, если сказать точно, мы никогда и не забывали тех страшных 17 месяцев оккупации. Память о них жила и живёт, пронзая острым жалом каждую коренную ржевскую семью, даже сейчас, когда выросло уже третье поколение с той войны ХХ века.

Великая Отечественная война, затронувшая половину Калининской области, изрешетила всю многострадальную ржевскую землю.

14 октября 1941 года — черная страница в летописной истории города, когда надвое, на до и после, раскололась его судьба. За военные годы ржевская земля перенесла неимоверную гуманитарную трагедию. Большинство горожан погибли и были уничтожены в оккупации врагом, другие разъехались в поисках родственников. И, главное, были утеряны многие местные потомственные семьи, в основах которых сохранялись и держались традиции рода и фамилии, христианские преемственные нити.

А. Самсонов

Враг был умен, коварен и жесток. Советский историк, академик АН СССР, доктор наук, автор трудов по истории Второй мировой войны А. Самсонов (1907-1992) в книге «Знать и помнить» (1986) приводит воспоминания офицера запаса А. Дорошенко о разговоре с немецким солдатом. Он спросил военнопленного о причинах, приведших его на войну. На что нацист рассказал об обещании Гитлера выдать каждому солдату немалую сумму денег, 50 га земли, а также рабов в лице советских людей.

Ржев, находясь в эпицентре жесткого оккупационного режима, испытал невероятные трудности не только в самом биологическом выживании его оставшихся жителей, которые со стороны врага претерпели нарастающее психологическое давление. В том числе и в сфере духовной жизни.

Большое значение среди населения оккупанты придавали идеологической пропаганде, через квартальных старост в большом количестве распространяя в городе и районе газеты «Колокол», «Новый путь», «Новое время», «Новое слово». Они издавались в соседней области (в Вязьме и Смоленске, также находившихся под пятой неприятеля).

Газета «Новый путь» — одно из немецких периодических изданий на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны, многополосная оккупационная немецкая газета на русском языке, выходившая с осени 1941-го до осени 1943 года в Смоленской области и широко распространявшаяся по Центральной России. В ней публиковались сообщения из Германии, пропагандировался новый «немецкий порядок», публиковались репортажи о различных сторонах жизни, рекламировалось сотрудничество с оккупационными властями. Религиозную рубрику вели протоиерей Николай Шиловский, профессор Смоленского пед-института А. Колесников и писательница Е. Домбровская.

Для читателя скажем, что Николай Шиловский (1894, Смоленск — 1969) еще до войны служил в старинном Ржевском городском новообрядческом Покровском храме (сейчас это местечко, где располагается паспортный стол). В 1942 году священник уехал в Смоленск, служил протоиереем в Смоленском кафедральном соборе.

Следует отметить, что почти в каждом газетном номере можно было найти материалы о религии: описание церковных праздников, жития святых, правила поведения по христианским законам и другое. Так беспрекословно и политически грамотно выполнялось распоряжение командования германской армии, в котором, в частности, указывалось на право свободной и открытой церковной деятельности, ведения богослужений, распространения тематической литературы.

Такое некое «заигрывание» с простыми провинциальными жителями, для которых, особенно для старшего поколения, вопрос духовной жизни был весьма болезненным и глубоко личным, расшатывало исконные нравственные заветы человека.

Газеты печатались на русском языке, дезинформируя мирное население. Безусловно, все это было направлено врагом на антикоммунистическую пропаганду и противопоставление религии к насаждаемым марксистко-ленинским догмам, на раскол общественного единения, трепетно создаваемого Советами большевистского движения.

В самом Ржеве с декабря 1941 года вышло несколько выпусков газеты «Путь к новой жизни» (тираж 500 экз.), где печатались материалы о противодействии вражеской пропаганде, убеждения о вере к победе над засильем оккупантов. Но уже совсем скоро ржевская тайная типография была закрыта из-за усиления военных действий.

Да, тогда враг был сильнее.

На оккупированной земле использовались разные формы агитационной художественной деятельности. В её число входила работа кинопередвижек. Зазывные объявления о кинопросмотрах развешивались в местах большого скопления жителей: на базарчиках, около почтовых домов, на перекрестках улиц. Киносеансы (причем многие были бесплатными) имели, прежде всего, соответствующую тематику, где рассказывалось о роскошной германской жизни, сердечных отношениях и так далее, о том, чем всегда можно было «растревожить» эмоциональную русскую душу.

Перед массовыми просмотрами жителям раздавались газеты, рекламировались военные достижения. Иной раз собравшихся зрителей даже одаривали небольшими продуктовыми мешочками, вином, хлебом, одеждой, бытовыми предметами и медицинскими препаратами. Здесь же, походя, происходила «вербовка агентов, через которых как добывались, так и распространялись необходимые сведения».

Речь идет о скрытой агентуре «благотворителей», когда позже, выследив или выяснив местонахождение и семью своей «наживки», путем угроз, подкупа или фальшивого дружелюбия «неустойчивых в своих моральных и бытовых пристрастиях» местных жителей могли склонить к подрывной деятельности, продажному наушничеству, доносительству, клевете, наговорам. Все это растлевало и высушивало силу народной общности, привнося и рассеивая лживость, лукавство, боязливость, трусость, малодушие и безнравственность.

На территориях, занятых вражеской оккупацией, для привлечения социального интереса к судьбам тайных пропагандистов, агитаторов и осведомителей, проводилась особая персонифицированная деятельность. Таких людей даже специально направляли в Германию, чтобы эти «политические экскурсанты» воочию увидели своими глазами и почувствовали вкус бытовых наслаждений в стране сегодняшнего врага. «Путешественников» выбирали из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры, агротехники и так далее), из того потенциала, кто был неоднократно «просвечен», зашифрован и отмечен положительным агентурным маркером. Возвращавшиеся из «столь сладкого плена» обработанные жители уже были идеологически тонко и гибко вплавлены в сеть вражеских намерений.

В целях мудрой пропаганды враги не гнушались задействовать даже культурные учреждения и небольшие актерские труппы. Так, известно из архивов, что в Зубцове в самом начале 1942 года немецкие власти организовали набор в театральную школу, где занимались 18 человек в возрасте от 18 до 23 лет.

Спектакли показывали, в том числе, и для местных жителей. Режиссура была отлажена не только в сценической фабуле и творческом решении зрительских симпатий, но и в обрамлении и «заражении» аудитории «аппетитом» и желанием приобщиться к реалиям «иного мира», который предлагает и несет в своих намерениях новый хозяин.

Воспитанники и участники театральной школы организовывали концерты для сотрудников комендатуры, полиции, в немецких госпиталях, перед военнослужащими. Им обеспечивали питание, одежду, небольшую заработную плату. В репертуаре концертирующего коллектива были представлены балетные номера, цыганские романсы, песни из популярных кинофильмов, народные песни, саратовские частушки.

Идеологически врагом все выстраивалось безукоризненно: акцент на национальные традиции, народная любовь к сентиментальности, чувственности и мечтательности. И все это выставлялось на духовное рас-терзание, позорность и «общий смех», на порочность истин, которые тысячелетие были святыми и неприкосновенными, регулировавшие поведение в обществе и состояние духа «народного круга».

* * *

Ржевский апокалипсис 1942 года практически смел город с лица земли. Он стал переломным для нашего государства не только в характере военных баталий, но и в решимости и реконструкции культурно-образовательной и просветительской деятельности.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *