ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ

6 февраля в Турции и Сирии произошли два мощных землетрясения. Первые сообщения из зоны бедствия мало заинтересовали уставший от трагедий и катастроф мир. Но леденящие душу кадры падающих, как карточные домики, многоэтажных строений, заставили даже самых равнодушных и аполитичных людей смотреть новостные программы. То, что происходило в этот день в Турции и Сирии, напоминало конец света. Десятки повторных толчков, мощностью немногим слабее первых, казалось, методично довершали начатое разрушение. Толчки есть и сейчас, они слабеют, но, по утверждениям экспертов, будут идти еще много месяцев. Цифры погибших и пострадавших увеличиваются ежечасно. И скорее всего они будут больше, значительно больше.

Турецкие власти продолжают анализировать сейсмическую активность 6 февраля. Оно и понятно. Схлынет первая волна горя, и люди потребуют ответа — почему? Почему не было оповещения? Если бы толчки смогли предсказать хотя бы за 15 минут, многие бы успели покинуть свои дома. Сейсмологи оправдываются: предсказать землетрясение было невозможно. Ни первое, длившееся 65 секунд, ни второе, 45-секундное. «Сильно трясло в течение примерно 2-х минут. Энергия, высвобожденная в результате двух землетрясений, равносильна энергии от 500 атомных бомб», — заявил гендиректор отдела по снижению рисков управления по чрезвычайным ситуациям Орхан Татар.

Такие оценки пугают. Как и сообщения ученых о геологическом сдвиге, в результате которого литосферные плиты переместились на три метра. Чем это чревато для всей планеты, не сообщается. Хочется верить, что ничем серьезным. Хотя разлом в провинции Хатай, словно ножом разрезавший оливковую рощу на глубину до 30 метров, заставляет задуматься.

Спасательные работы в турецких провинциях продолжаются, на разбор завалов понадобятся многие месяцы. Слава Богу, несмотря на то, что даже через несколько суток, когда температура воздуха ночью опускается до нуля, из-под завалов продолжают извлекать выживших. И хотя уже давно захлопнулось 72-часовое «окно возможностей» (первые три дня, когда спасатели еще могут достать из-под завалов живых людей), поиски продолжаются.

Современная Турция — богатая страна с мощнейшими финансовыми и технологическими ресурсами. И хотя турецкое руководство уже серьезно критикуют за медлительность и растерянность в первые часы и дни, спасательная и гуманитарная операции организованы в полном объеме. Пострадавшие получают помощь, их размещают в палаточных городках, предоставляются продовольствие и предметы первой необходимости. Турция получает поддержку и помощь всего мирового сообщества. Наступило время и для оказания помощи братьям нашим меньшим — работают приюты для пострадавших животных.

Но вот соседней Сирии все обстоит иначе.

«Трагедия, о которой мир не знает»

Так ситуацию в Сирии описывают многие мировые новостные агентства. Страна, разрушенная войной и обескровленная санкциями, оказалась со своей бедой почти в одиночестве. Отсутствие достоверной информации о жертвах и разрушениях, отсутствие необходимой техники, а в некоторых районах и спасателей, привело к тому, что выжившие в первые дни могли лишь лить слезы над руинами своих домов, под которыми, возможно, еще боролись за жизнь их родные, да пытаться разгребать завалы голыми руками.

Пожалуй, единственными, кто почти сразу пришел на помощь, были российские военные. Они вместе с сирийскими спасателями делали все что могли, но масштабы бедствия были таковы, что справиться с ситуацией такими силами было просто невозможно. И все же это была практически единственная рука помощи, протянутая сирийскому народу после трагедии.

И по сей день Сирия пытается справиться со страшной бедой почти в одиночку. Принимаются все возможные меры. Возможностей, правда, немного. Провинция Алеппо в сотрудничестве с Сирийским фондом развития начала выделять места для приема детей, которые потеряли свои семьи в результате землетрясения. Ряд регионов Сирии направляет помощь в наиболее пострадавшие от землетрясения районы. Так, провинции Хомс и Дейр аз-Зор направили автоколонны с тоннами гуманитарной помощи, медицинских и продовольственных материалов пострадавшим от землетрясения в провинциях Латакия, Алеппо и Хама. Министерство здравоохранения заявило о формировании групп психологической и социальной поддержки для пострадавших. Принимаются меры по обеспечению банковского обслуживания, для того чтобы из-за границы могли приходить денежные средства от родственников.

А что же мировое сообщество?

Так почему же на помощь не пришли богатые страны Персидского залива, Саудовская Аравия? Где же «человеколюбивые» европейские государства? Увы, Сирии на них рассчитывать не приходится. Все дело в санкциях. Оказать помощь сирийскому государству напрямую — значит их нарушить и вызвать серьезное недовольство США. Любая помощь может поступать только по линии строго ограниченного числа гуманитарных организаций, или, как их называют Соединенные Штаты, «наших партнеров». Партнеры же эти работают лишь с оппозиционными группировками, и не осуществляют контактов с правительством арабской республики.

С первых часов трагедии МИД Сирии и России призывали снять санкции, которые не позволяют ввезти в страну даже спецтехнику для проведения поисковых операций. А ведь это позволило бы спасти сотни человеческих жизней. Люди, которые умирали под завалами, просто не могли ждать. Голодным обездоленным детям сложно объяснить, как работают санкции и международные гуманитарные организации. Они просто хотели есть. О каких же санкциях тут можно было говорить? Их соблюдение противоречит здравому рассудку и человечности.

Санкции «на паузе»?

Санкции вроде бы обещают «поставить на паузу». Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC) выпустило постановление об ослаблении санкций против Сирии в течение 180 дней. Американское ведомство заявляет, что из-под санкций до 8 августа 2023 года выведена деятельность, связанная с ликвидацией последствий землетрясения. Это дает возможность осуществлять перевод средств в Сирию и из Сирии частным лицам для гуманитарной деятельности.

Среди стран, все же оказывающих помощь, невзирая на абсурд происходящего, — Россия, Иран, ОАЭ, Ирак, Алжир, Тунис, Иордания, Египет, Армения, Оман, Индия, Ливия, Пакистан, Венесуэла и Иордания. Министерство транспорта заявило, что с начала землетрясения 40 самолетов с различной помощью прибыли в аэропорты Дамаска, Алеппо и Латакии. Это реальная помощь, за которую сирийцы искренне благодарны.

В то же время власти Катара заявили, что все доходы от недавно прошедшего чемпионата мира по футболу будут переданы Турции и Сирии для помощи пострадавшим от стихийного бедствия, сообщили турецкие СМИ. Сами же Соединенные Штаты в четверг объявили о первоначальном пакете экстренной помощи в размере 85 миллионов долларов для Турции и Сирии. Звучит неплохо. Но в заявлении Агентства США по международному развитию сообщается, что финансирование будет направлено партнерам на местах «для оказания срочно необходимой помощи, включая продукты питания, жилье и службы экстренной медицинской помощи». Формулировка весьма туманна.

По мнению многих аналитиков, и эти небольшие деньги вряд ли попадут в Сирийскую Арабскую Республику. Дело в том, что многие населенные пункты северо-запада страны находятся под властью группировок, неподконтрольных сирийскому правительству. И оказать помощь находящимся там людям, сирийские власти не могут. Сейчас они брошены на произвол судьбы и вынуждены вручную искать выживших под обрушившимися зданиями. «Северо-западная часть Сирии, где 90 процентов населения зависит от гуманитарной помощи, вызывает серьезную обеспокоенность», — как всегда обтекаемо заявил региональный директор Всемирной продовольственной программы Коринн Флейшер. Получается, что если гуманитарные организации не поторопятся, то и ни спасать, ни кормить там уже будет некого. В свою очередь, официальный Дамаск в первый же день безо всяких условий и ограничений открыл все переходы и позволил любой технике и гуманитарным грузам въезжать в районы, занятые оппозицией.

Остается лишь верить в чудеса

Пока мировое сообщество уныло и упрямо соблюдает санкции, из Сирии приходят новости о чудесных, невероятных случаях спасения.

Кого могла оставить равнодушным потрясающая история младенца, рожденного под завалами? Ребенок, найденный еще связанным пуповиной со своей погибшей матерью, был извлечен живым из-под обломков дома на севере страны. Сейчас он получает медицинскую помощь в клинике в Африне. Он единственный выживший из большой сирийской семьи. Все остальные его родственники погибли.

А кадры рыдающего от счастья мужчины из Алеппо вновь заставили поверить в чудо тысячи потерявших надежду. Ведь он уже вырыл могилы для членов своей семьи и ждал, когда их поднимут из-под завалов, чтобы захоронить. А их всех извлекли живыми!

Больно и страшно думать о тех, кто сейчас переживает потерю родных и близких. Но еще страшнее думать, что там, под холодными камнями, остаются живые люди. Остается лишь надеяться, что их найдут, извлекут, дадут возможность увидеть солнце, избавят от мучительной и страшной гибели. Надеяться, что богатый и сытый мир все же поможет голодным и лишенным крова.

Да, мир устал. Устал от боли, крови, трагедий, устал сопереживать и сочувствовать. Устал даже вникать в то, что и как происходит в этих далеких и малопонятных странах. Но как справедливы, хотя и жестоки слова обезумевшей от отчаяния женщины. Она несколько раз выкрикнула в лицо корреспонденту:

«Вчера у меня, как и у вас всех, был дом. Мой дом. Мне было в нем хорошо и тепло. Как и вам». А сегодня она голодная сидит под дождем рядом с руинами, бывшими ее домом. И поэтому нельзя нам становиться равнодушным и черствым. Хотя бы для того, чтобы однажды не остаться один на один с собственной бедой.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *