ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ — ЗАДАЧА ПРИОРИТЕТНАЯ

27 июня в Доме детского творчества прошло заседание координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Ржевского муниципального округа. Участники встречи: педагоги школ округа и учреждений дополнительного образования, представители духовенства, краевед Наталья Дранова, начальник управления образования и молодежной политики администрации Ирина Иноземцева, начальник управления культуры Елена Писарева.

Предыдущее, апрельское заседание, было посвящено итогам работы совета за 2022 год и планированию мероприятий на 2023 год.

Тема, которую собравшиеся обсуждали в июне, — «Формирование у несовершеннолетних целостного мировоззрения на основе патриотических ценностей».

Свой опыт работы «Растим патриотов» представила воспитатель детского сада
№ 19 Марина Серова:

— Один из эффективных методов патриотического воспитания — работа с героями и символами России. Важно знакомить детей с героями и событиями, которые вошли в историю страны, а также рассказывать им о национальных символах — флаге, гербе и гимне. Нужно научить детей уважению и почитанию национальных символов и традиций.

Также большую роль играет работа с мультимедийными материалами, книгами, видео, играми, которые отражают историю, культуру и традиции России.

Знакомство детей с народными промыслами и природой помогает им понять, насколько богата и уникальна наша страна. Особенно важна тема «Защитники Отечества», где они знакомятся с героями народных сказок и былин, а также с людьми, которые защищают Россию в наши дни.

Большая серьезная работа ведется с родителями: совместные с детьми экскурсии, праздники, беседы, подготовка папок с иллюстрациями: «Русская народная одежда», «Русский быт», «Знаменитые предки нашего края». Созданное мной пособие — лэпбук «Ржев — Город воинской славы» — помогает развивать познавательные способности детей посредством развивающих заданий и игр о родном городе.

В процессе патриотического воспитания использую проектную деятельность с активным участием детей. Игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности ребят, привлекают родителей в учебный процесс, и они становятся непосредственными его участниками, обогащают свой педагогический опыт, ощущают чувство принадлежности и удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка.

Важным аспектом формирования патриотизма у до-школьников стало совместное с родителями участие в акции «Письмо солдату — участнику СВО». Это способствует формированию у детей целостного мировоззрения на основе патриотических ценностей РФ. Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении уровня патриотического воспитания дошкольников с 17 до 48 процентов. Сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе, где реализовывалась система работы по патриотическому воспитанию, позволил определить динамику, дети в большинстве своем достигли желаемого уровня развития в этом направлении.

Мы продолжим работу по созданию альбомов: «Ржев и я», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья в годы ВОв», будем выпускать тематические стенгазеты, писать письма в поддержку солдат СВО.

О «Краеведческом потенциале в формировании патриотических ценностей юных ржевитян» говорила Наталья Дранова:

— Краеведческий потенциал ржевской земли поистине бесконечен. Общественным советом при администрации Ржевского МО разработаны следующие туристические маршруты.

Автомобильно-пешеходный «Ржев. Дорогами мужества» по местам боевой славы: мемориал Советскому солдату, музей «Калининский фронт. Август 1943 (домик Сталина)», Мемориальное кладбище советских солдат и экспозиция музея в Центре патриотического воспитания, музей Воинской славы в д. Полунино — высота 200, Знаменский плацдарм, мемориал у д. Афанасово, обелиск на Сишке — перекличка двух Отечественных войн, лагерь поисковиков у Кокошкино имени Фёдора Охлопкова, Соборная гора, диорама «Бой за Ржев» и другие.

Автомобильно-пешеходный «Ржев православный» (название маршрута, возможно, изменится). История каждого храма уникальна, а для ржевской земли она ещё непременно связана с Великой Отечественной войной.

Комплексный пешеходный маршрут «Ржев сквозь века» начинается от Соборной горы — там зарождался наш город, там жили наши далёкие предки, оборонявшие крепость от врагов.

«Ржев купеческий»
автомобильно-пешеходный маршрут по Ржеву с посещением сохранившихся домов XIX века, довоенных храмов — Оковецкого, Вознесенского, Покровского, фольклорного центра «Горница».

Маршрут «Родная улица моя» — пешком по улицам Большая Спасская, Марата, Партизанская, Садовая, Ленинградское и Зубцовское шоссе, по Советской площади.

«Звался сердцем голубиным гордый Ржев» — пешеходный маршрут по центру города с посещением голубятни.

Пешеходный маршрут «История одного города» по улицам Ржева в вечернее время детей вместе с родителями.

Автомобильно-пешеходный маршрут «По следам ржевских легенд и преданий» — Ржев и Ржевский район с элементами экстрима, мистики.

Самый очевидный эффект от изучения истории родного края — его содействие формированию у человека чувства любви к своей малой родине, к людям, населяющим её.

Также Наталья Дранова представила на совете небольшой, с маршрутом от гостиницы Никольская, цветной путеводитель по Ржеву.

Член координационного совета Надежда Бусыгина:

— Как-то дочь привезла из поездки в «Артек» дневник с рисунками природы, достопримечательностями Крыма, стихотворными строками, вот бы нам издать такие дневники. Хотя бы подарочные экземпляры, с ржевской тематикой.

— Дневник официальным документом школьника не считается, но идея замечательная, — поддержала коллегу Ирина Иноземцева.

— Талантливые дети, кто мог бы его проиллюстрировать, есть и в нашей 12-й школе, — вступила в разговор учитель Дарья Бойкова.

— Дети с удовольствием занимаются краеведением, рисуют свои улицы, то, что на них было, книжки, сделанные друг другом и написанные от своего имени, — вступает в разговор руководитель музея 2-й школы Светлана Громова. — Интересный проект. Раньше проводили конференции, исследовательские работы, но рукописная книга может заменить всё. По ней можно проводить беседы, классные часы.

— Возьмем в разработку. Плюс, нужно, чтобы экскурсии для дошкольников перекликались с блоками краеведения, и вели экскурсии не только сами воспитатели, — внесла рекомендации Ирина Иноземцева.

В последнем из запланированных выступлений учитель 12-й школы Дарья Бойкова рассказала об опыте работы детских общественных организаций в школе.

В заключение председатель отдела религиозного образования и катехизации Ржевской епархии Татьяна Меркурьева пригласила ржевитян в епархиальный выставочный зал на выставку «Православные святыни Ржева: прошлое и настоящее», в музей при Вознесенском соборе.

— Как и говорили в апреле, материал о жизни и службе Героя России, нашего соотечественника, погибшего в ходе СВО, протоиерея Михаила Васильева мы подобрали, — подытожила Татьяна Владимировна.

Настоятель кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая», отец Сергий Макаров заострил внимание на событиях, происходящих в нашем обществе здесь и сейчас:

— Тема Великой Отечественной войны охвачена, между тем воспитание строится, в том числе, и на живом примере, на людях, кто проходит эту военную кампанию. У нас есть такие же герои, как и тогда, в Отечественную. Мой друг окончил Рязанское военное училище, участвует в СВО, и на мой вопрос, почему он поедет туда ещё, ответил: всё отдам, чтобы мой сын не увидел ада на земле. Считаю, воспитывать надо на том, что с нами непосредственно соприкасается, тогда воспитание приобретет настоящность.

Все сказанное приняли к сведению.

Подводя итог заседания, начальник отдела образования дала рекомендации по работе.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *