ЦВЕТ МЫСЛИ

Мы часто слышим, что картина — не копирование действительности, а, скорее, чувства и эмоции от созерцания мира. Это в полной мере справедливо в отношении творчества Ольги Богачевой и Сергея Микрюкова, работы которых говорят цветом. Выставка художников из Москвы и Волоколамска «Цвет мысли» открыта с 18 мая по 16 июня в Ржевском музейно-выставочном центре. Презентация выставки состоится 30 мая в 15 часов.

Известно, что цвет можно ассоциировать как с мыслями-задумками, так и с вложенной в них энергией. Сами художники вы-сказываются так: «Да, действительно, в нашем языке доминирует цвет. Им мы мыслим. Каждая мысль и чувство имеют свой оттенок, которые можно визуализировать».

Движение мысли художников подобно «Предчувствию дождя», «Шаганию по небесам» или «Древу жизни». Такое хитросплетение природы мира и вещей раскрывает образы произведений мастеров как людей глубоких, внимательно наблюдающих всё вокруг. Эти наблюдения художники запечатлели в своих работах, выполненных с большой экспрессией, энергетически наполненных, и подарили нам, зрителям. В них — красота мира. И попытка философски осмыслить его. Здесь много яркого (изумрудного, небесно-голубого, глубокого синего) и подчас проникновенно-нежного, будь то «Берёзы», «Подсолнухи», «Чертополох» Ольги Богачевой или трогательные пейзажи Сергея Микрюкова, рассказывающие об истории Нижнего Новгорода, Суздаля и волжских городов: Старицы, Твери, Ржева, Осташкова.

Совершенно уникальны величественные портреты высокопоставленных персон, похожие на икону («Парсуна № 1», «Парсуна № 2»). Заинтересует зрителя и своеобразная галерея выдающихся людей. Ломоносов, Державин, Крылов — «Небожители, но они недалеко», — утверждает Сергей Микрюков.

Оба художника работают на картинной плоскости. Но темы, мотивы, образы совершенно разные. Ольга Богачева идёт от цветового пятна к мысли — к большим обобщениям в пейзажах Земли, в которых видна её сила, слышно дыхание мощных древ. Сергей Микрюков работает от мысли к цвету. Его сюжетные картины (панокартины) создаются на деревянных досках. Удивительный сплав фактуры дерева, резьбы и живописи, в котором художник нашёл свой, ни на кого не похожий язык.

Ольга Богачева родилась в 1962 году в Москве. Окончила Театральное художественно-техническое училище. Практику проходила в Московском театре миниатюр (позже переименованном в театр «Эрмитаж»), где и была оставлена на работу в качестве бутафора и декоратора. Поворотным событием в её жизни стало знакомство в 1985 году с Юрием Александровым — художником, литератором, преподавателем. На протяжении пяти лет она посещала его мастерскую в подмосковных Подлипках. По собственному выражению художницы, Юрий Александрович «открыл ей глаза» на неисчерпаемые возможности работы с цветом, научил не копировать слепо натуру, но проникать в её глубины. Стремление Ольги Ивановны к монументальным формам в живописи — также влияние Александрова.

Художница тонко чувствует природу средней полосы России. Природа на её полотнах мощная: могучие деревья, жилистые травы, устремлённые ввысь, гигантские подсолнухи, тяжёлые облака, то наплывающие из глубины картины прямо на зрителя, то кругообразно мчащиеся по небу и своим движением создающие эффект вращения всей композиции… Это пастозная живопись, выполненная крупными, объемными мазками, выпирающими за пределы плоскости и придающими картине свойства слоистого, пульсирующего рельефа. Грубоватая «офактуренность» работ удивительным образом сочетается у Богачевой с утонченностью колористических решений.

В произведениях художницы явственно ощущается её глубинная, органическая связь с природными стихиями, перво-родными элементами (земля, вода, огонь, воздух). Природа на её полотнах одушевлена, наполнена таинственной жизнью. Люди — под стать первородной природе: могучие, с крепкой плотью, исполненные витальных сил. Их фигуры, лица, одежда образуются из тех же цветовых элементов, что и окружающая природа.

Художественный мир Ольги Богачевой — цельный, органический, самобытный. В нём человек и природа тонко и таинственно связаны друг с другом, образуют чудесное единство. Её живопись утверждает красоту и ценность бытия, укрепляет корни жизни, эстетически и духовно обогащает зрителя. На сегодняшний день Ольга Богачева — самобытный, зрелый мастер, мощный колорист, художник-органик. У неё за плечами — ряд персональных выставок и участие во многих коллективных экспозициях.

Сергей Микрюков родился в 1956 году в Кировской области. По первой специальности — инженер-механик. Но интересы увлекли его от технической стороны жизни сначала в сферу организации молодёжного досуга, а потом и в сферу издательской деятельности и организации выставок.

Резьбой по дереву всерьёз занялся около десяти лет назад. В своей работе использует все доступные материалы и инструменты. Резьба и живопись, фактура дерева и цвет удивительным образом сочетаются в работах мастера. Стиль живописи — пейзажно-неореалистический. Неореализм есть во всех работах, темы которых различны: мифологические и библейские сюжеты, житейские иллюзии, портреты. Главный приём — работа «живой рукой», без циркуля и линейки — так, как работали предки. В работах Сергея Борисовича прослеживаются элементы древнерусских техник: деревянная резьба, иконопись, русский изразец, — внимательный зритель не просто увидит, но и почувствует влияние старых русских мастеров на творчество Сергея Микрюкова.

Персональные выставки художника прошли в Волоколамске, Талдоме, Шаховской, Нелидово и других городах Московской и Тверской областей.

Завершая рассказ о новой экспозиции, отметим, что каждый из художников обладает своим неповторимым авторским стилем. Но, несмотря на эту непохожесть, невольно приходишь к мысли, что художники близки по духу и объединение их работ в общем выставочном пространстве не случайно: главным способом пластического мышления для них является цвет, несущий на себе основную смысловую нагрузку.

Хотите подарить себе хорошее настроение? Обязательно загляните в выставочный зал и порадуйтесь вместе с художниками празднику красок.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *