ПЕСНЯ. ГИТАРА. Я
Так назывался творческий вечер барда Михаила Громова, который прошёл во Дворце культуры 26 мая в рамках проекта «Арт-КИВ».
Низкий голос с хрипотцой, глубокие, идущие от самого сердца песни о войне, о пацанах, бежавших на фронт, друзьях, которых уже нет, о том, что «любовь сложнее любой науки»:
А на ладони задрожит
Любви забытая ошибка…
Согласитесь, так написать может только человек, тонко чувствующий боль и красоту.
В его шуточных песнях — мотивы 90-х, «заряженные» чудо-энергией Чумака и Кашпировского, модных телеэкстрасенсов прошлого века. Исполнил Михаил и несколько песен Высоцкого, которого назвал своим заочным учителем. Думаю, заинтриговала зрителей и история песни «Она была в Париже», которую Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной, известной советской актрисе, народной артистке РСФСР. Оказывается, Михаил лично знаком с Ларисой Анатольевной.
Стоит сказать, многие поклонники авторской песни в Ржеве хорошо знают Михаила Громова. В 90-е годы на мест-ном телевидении даже была показана передача с его участием. Однако сейчас широкой публике это имя малоизвестно, поскольку Михаил уехал в Москву, а несколько лет назад поселился в деревеньке, что недалеко от Ржева.
Михаил Громов с семьёй приехал в Ржев в 1992 году. Его жена Галина Валерьевна — ржевитянка. А сам он — коренной москвич, из семьи рабочих. Отец — слесарь, мама — шорница (изготавливала изделия из кожи). Познакомился Михаил с будущей супругой в Солнечногорске, где проходил службу в армии. Мечтал поступить в спецшколу МВД.
Если бы тогда родителям Михаила сказали, что их единственный сын будет писать стихи и песни, исполнять их под гитару, они бы ни за что не поверили. Да и сам он тоже об этом даже не помышлял.
— В юности я серьёзно занимался радиотехникой, — рассказывает Михаил Владимирович. — По окончании профессионального училища мне повезло работать в радиотехническом институте Академии наук СССР, в Москве. Это ПВО страны. Работал в отделе разработчиков радиомонтажником. И это была большая школа. Мы выполняли работы на уровне инженера. Я прекрасно разбирался во всех сложных схемах.
Но потом вдруг мне захотелось поменять профессию. Решил стать сыщиком и работать в Московском уголовном розыске. Поступил в школу милиции, отучился, и моя мечта осуществилась.
Больше семи лет длилась эта удивительно захватывающая история, где было всё: экстрим, романтика, детективные приключения и серьёзные дела, которые Михаилу Громову удавалось раскрывать «на раз, два».
— Интересно было работать. Одно из убийств раскрыл меньше чем за сутки, — не без гордости сообщает он. — А потом случились 90-е. Были чистки. Многих сократили… Именно в тот сложный период Михаил принял решение вместе с семьёй переехать в Ржев, на родину жены. Подрастали две дочери — Инна и Юлия. А в Ржеве Громовы без труда решили свой жилищный вопрос. Отметили новоселье на Республиканской, где в новый 1992 год купили большую квартиру. Строили планы на будущее.
В конце 90-х — начале нулевых Михаил организовал в Ржеве, при Дворце культуры, клуб авторской песни, который выступал в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского, в Выставочном зале и на других творческих площадках города. Однако работы по душе в Ржеве не нашёл, на заработки уезжал в Москву. Так длилось несколько лет, после чего Громовы снова вернулись в столицу.
А как же творчество, спросите вы. Михаил рассказал, что толчком к написанию собственных стихотворений и песен стал «Монолог» Владимира Высоцкого, который он услышал тридцать восемь лет назад.
— В конце 1986 года, ночью, впервые по Центральному телевидению показывали прижизненную запись «Монолога» Владимира Высоцкого, — вспоминает он. — Это было спустя шесть лет после смерти Владимира Семёновича.
Моноспектакль, состоявший из песен разных циклов — смешных, трогательных, задумчивых, трагичных — всех оттенков и цветов, — запал в душу. Несмотря на высокий пафос и глубину многих спетых песен, Высоцкий сразу настраивается на одну волну со зрителем — на волну доверительного разговора. Высоцкому хочется отвечать. Улыбаться и грустить с ним. Кажется, что вот ещё мгновение, и этот артист сойдет с экрана и сядет рядом с тобой…
И с тех пор Михаил «заболел» творчеством — стал писать в жанре авторской песни (хотя «пробовал перо» ещё в юные годы).
А впервые услышал записи Высоцкого в 1962 году, ещё будучи школьником. Их крутили на катушечных магнитофонах или переписывали тексты песен от руки. На рубеже 60-х годов авторская песня стала чрезвычайно популярным жанром. И до сих пор всеми любимы Визбор, Окуджава, Городницкий, Галич. Кстати, в середине 80-х за хранение и распространение записей песен Галича можно было получить тюремный срок. Но любую песню его возьмите — она будто написана вчера. Людям хотелось свободно высказать то, что невозможно было ранее выговорить из-за жёсткой цензуры. Песня же, окрылённая гитарным аккомпанементом и артистично исполненная, быстро запоминалась. И постепенно по мере того, как всё больше талантливых людей начинало работать в этом жанре, тексты авторских песен стали не только способом честно вы-сказать то, что думает и чувствует автор, — они стали настоящей поэзией с присущей ей тайной силой воздействия.
Эти песни не горят,
Они в воздухе парят,
Чем им делают больнее —
Тем они сильнее…
Такова и поэзия Высоцкого: мужественная, непредсказуемая, яркая, зачастую выходящая за рамки общепринятых норм. Не случайно песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами.
— А что главное в Вашем творчестве? — в завершение беседы спрашиваю у Михаила. — Что бы Вы хотели сказать зрителям?
— Любому человеку, которому я желаю добра, я бы посоветовал, прежде всего, быть честным перед самим собой.
— Таковы, как мне кажется, все Ваши песни и стихи — очень искренние, правдивые, написанные сердцем.
— Главное в моем творчестве — сохранить правду в себе, не кривить душой:
Живи любовью, лишь она одна
Способна дать нам веру и надежду.
Живи любовью чистой, белой, нежной.
Все тленно, лишь любовь озарена…
Елена СООЛЯТТЭ
* * *
Михаил ГРОМОВ
НЕКРЕЩЁННЫЕ
Облака пунцовые,
Солнце ниже клонится,
Огласилась звонами
Медными околица.
Постепенно в сумерках
Избы затеряются,
Что в молитвах просится,
То во сне сбывается.
Вот уже который год
Поминают свечкою
Безвозвратно сгинувших
Из села над речкою,
Некрещёных мальчиков,
Что ушли туманами,
Окрещённых пулями,
Утомлённых ранами.
Матерям их к старости
Мало утешения,
И жалеют старые —
Не сбылось крещение.
Может, защищённые
Господа покровами
По весне вернулись бы
Их сыны здоровыми?
Доживают бабушки
Божьими законами,
И в иконах видятся
Лица, им знакомые.
Тянут долю горькую,
Как плиту надгробную.
Оттого, наверное,
Верят в жизнь загробную.
В церкви этой маленькой,
Перед Божьей Матерью
Заключают мысленно
Сыновей в объятия.
Свечки оплавляются,
А по сердцу холодом,
По погибшим мальчикам
Плачет медный колокол.