Архивы за День: 16.04.2019

Вадим КИЗЮРА, организатор социально-краеведческой группы в социальной сети ВК «Ржев: тогда и сейчас»: «КАК, НЕ ЗНАЯ ПРОШЛОГО, МОЖНО ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ?»

— Вадим, не так давно среди многочисленных групп, посвящённых Ржеву, появилась еще одна — «Ржев: тогда и сейчас. Будущий музей в твоем устройстве». Предположу, что создать такую группу мог, скорее всего, ржевитянин.

— Да, я родился в Ржеве, учился в сш N№ 1 имени Пушкина, потом уехал в Москву получать образование. Сейчас живу и работаю в столице. В родной город приезжаю редко, только на выходные да праздники.

— Тяга к истории со школьной скамьи?

— Всегда больше нравились гуманитарные науки. В этом меня напрямую поддерживала и поощряла семья, а косвенно пыталась направить классный руководитель. Наш класс находился в кабинете истории, и педагог по этой дисциплине был сильный. Школьником я участвовал в городской краеведческой олимпиаде и нередко готовил материалы по истории нашего города. О Ржеве рассказывали родители и родные, информацию черпал и из подаренной ими краеведческой литературы. Когда я только пошёл в школу, родители подарили большую книгу с синей обложкой «История Ржева». Возможно, это и подтолкнуло меня сделать первый шаг к изучению истории города. А полностью осознанно вернулся на эту тропу относительно недавно. Потакая давней любви к коллекционированию, решил начать собирать видовые открытки города.

— Занялись филокартией…

— Для меня это не просто хобби, а возможность прикоснуться к истории. В буквальном смысле увидеть прошлое, притронуться к тому, что забыто. Свою первую открытку я купил прошлой весной за 250 рублей в Москве с рук. Думаю, она стала катализатором дальнейшего развития увлечения. Это была дореволюционная видовая открытка известного фотографа того времени А. Германа. Держа ее в руках и с любопытством изучая, понял, что хочу делать дальше. Многие скажут, что это деньги на ветер. Нередко слышу высказывания в стиле «лучше бы эти деньги мне отдал», но отношусь к этому философски. Любое увлечение обходится дорого. Да, дальше ставки на открытки будут только расти. Я понимаю, что люди на этом банально зарабатывают. Для кого-то это безликий товар на продажу, а для меня — частица истории, которая дороже денег. К счастью, есть близкие люди, которые меня поддерживают. Без них я бы мог это дело бросить. А в итоге по мере возможности скупал открытку за открыткой. Со временем меня заинтересовали марки, карты, фотографии, значки и прочее — всё это стало для меня предметом для отслеживания.

Обрастая своей коллекцией, я стал задумываться: какой смысл «сидеть» на этом одному, если и у кого-то еще может возникнуть желание и интерес ознакомиться с тем, что увлекает меня? К тому же, примерно в это время в сети появилась группа «Мой Ржев, XX век», посвящённая небольшой экспозиции в городском краеведческом музее. Оглядываясь на их опыт и опыт ряда других групп, принял решение создать собственную группу. Но чтобы не становиться «очередной группой с картинками про Ржев», я решил придать публикациям свою уникальность, которой не было у других.

— Окно в прошлое Ржева через снимки.

— Речь о наложении старого снимка поверх реального современного места. На мой взгляд, это придаёт группе и публикуемым записям индивидуальность. С появлением единомышленника наши записи стали дополняться рубрикой «призраки войны», посвященной военным годам города. Это виртуальное наложение, смешение двух снимков, что также отличало нас от других.

— О том, что изображено на фотографиях, Вы немного рассказываете.

— Принял такое решение, чтобы записи не были пустыми. Чтобы подготовить описание, читаю книги, новостные статьи, посещаю форумы, слушаю воспоминания людей… Вникая, «обрастаю» знаниями. Примерно на этом этапе все, кто заходят на страницу «Ржев: тогда и сейчас», и видят мою группу.

— За это время многое удалось собрать в коллекцию?

— Прошёл почти год с начала своего дела, и у меня накопилась довольно богатая коллекция. Я собрал свыше сотни дореволюционных открыток, несколько десятков военных фотографий, есть парочка старинных газет (самая старинная — это 9-й выпуск газеты «Ржевская Заря», издана в марте 1918 года), краеведческая литература, как современная, так и советская, а наиболее дороги три книги конца XIX-начала ХХ веков за авторством наших земляков: Тертия Филлипова и Павла Симсона; карты, советские значки, марки и прочие предметы, связанные с городом. Например, бенгальские огни, которые выпускались на фабрике «Колорит» с пятидесятых годов прошлого века.

— Вы сказали, что для Вас важно совершенствование мира. За этим, в том числе, стоит и изучение истории?

— Мне интересна история города. Как бы я к нему ни относился, но это МОЙ город и город МОЕЙ семьи. Меня учили уважительно относиться к семье и своей малой родине. Так или иначе, Ржев — часть меня, моего детства и юности. А сейчас понимаю, что знаю об этой своей части мало, поэтому стремлюсь восполнить пробелы. Через группу пытаюсь распространить информацию о городе, своего рода популяризировать краеведение. Согласен, звучит помпезно. Но у меня есть конечная цель. Устроить выставку моей коллекции ржевских вещей, которые удалось найти. Есть и еще более наивная «мечта»: открыть в музее свой музей или хотя бы выставочную комнату.

— Выставку презентовать планируете в Ржеве?

— Однозначно. Тут проще и легче найти площадку для размещения. Быть может, к экспонатам проявит интерес население. А дальше увидим, будет ли смысл демонстрировать это где-то ещё. Владей я финансовым или административным ресурсом, то выбрал бы здание дореволюционной постройки старого и утерянного Ржева. Но я знаю масштабы и затраты для этого, какие трудности и проблемы на этом пути могут возникнуть, поэтому, повторюсь — понимаю, это мечта наивна. У меня таких возможностей нет. Ну, а в целом, популяризацию среди согорожан пусть и крупиц, но всё же истории города, разве нельзя назвать его совершенствованием?

— Конечно, можно.

— Дабы избежать впечатления о самовосхвалении, оставим этот вопрос безответным. Я ведь не просто так начал своё дело анонимно. Постепенно, путем сарафанного радио, стали приходить люди. Во многом это произошло благодаря поддержке крупных ржевских групп. На сегодня у нас 177 человек подписчиков. Для кого-то это — смешная цифра, но для меня — результат. Спустя пару месяцев после создания группы, я принял решение укрепить позиции в ее продвижении путем создания параллельного канала в instagram. Так и растём. В итоге нами заинтересовались обычные пользователи, администраторы крупных ржевских групп и новостные группы. Ведь общение с местными средствами массовой информации можно назвать доказательством данного факта, не так ли? Нам есть к чему стремиться. И, наверное, я делаю что-то правильно.

— Какому из фактов о Ржеве в процессе изучения истории Вы сами были удивлены?

— Тому, как сильно он изменился. Здесь была плотная застройка. Ржев был невероятно красив и богат. А потом всё это богатство смёл ураган войны. Но город выжил и возродился из руин. А что сейчас…

— Комментарии к опубликованным снимкам «Ржев: тогда и сейчас», наверняка, получаете, что люди пишут?

— Группа создана недавно, к сожалению, пока подписчиков мало. И как я вижу, на общение люди идут неохотно. Непосредственно и по сути свои комментарии оставляют два-три человека. Отдельное спасибо Василию Красовскому и Ларисе Шейбе. Они часто оставляют интересные записи о тех или иных моментах, местах, событиях. У нас была попытка наладить общение в группе путем создания обсуждений. К сожалению, отклика не произошло. Многие просто следят за нашими записями по принципу «посмотрел — пролистал дальше». И вообще, порой встречаю странные и неоднозначные реакции подписчиков. Не понимаю людей: они на самом деле не думают над тем, что видят в записи, или это злые языки и провокаторы? Например, выкладываем запись с наложением двух фотографий разных эпох и в комментарии видим: «ничего себе, во время войны были иномарки?» или «ух-ты, в СССР уже вешали кондиционеры на здания?».

— Скорее всего, такие пользователи ограничивают свое восприятие только фотографией, не считая нужным прочитать, задуматься, проникнуться… Вадим, в группе много фотографий Ржева во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Война «вошла» в каждую советскую семью…

— Вся моя семья (в широком смысле слова) родом из Ржева. Минимум пять колен по одной только женской линии жили на ржевской земле, то же могу сказать и про мужскую. Конечно, война затронула нас. Сейчас пишу книгу-альбом о моих родных. Собрал сохранившиеся семейные снимки, по крупицам собираю рассказы о моих предках. Благо ещё есть, кому о них рассказать. Знаю, что один мой дед был начальником партизанского отряда, действовавшего в Ржевском районе, немцы его казнили. А в оккупированной деревне под Ржевом, в избе вместе с бабушкой, его женой и их детьми, до освобождения города жили три немецких солдата. Другой дед помогал на дороге жизни блокадного Ленинграда, вернулся с войны героем. Третьего подростком увезли из города, он выживал в концентрационном лагере на территории Белоруссии. Надеюсь, я успею подробнее узнать о них и сделать побольше записей.

— Вадим, у Вас есть любимое место в Ржеве?

— Боюсь, что наш город не слишком богат на места, которые просятся в список любимых. Думаю, честнее назвать местом сам город, нежели его отдельную точку.

— В Ваших глазах город меняется?

— Он находится на той же стадии, что и в моем детстве, и пока учился в школе, в вузе. Стагнация, отсутствие развития, ведущее к упадку. Отсюда и многие проблемы. Надеюсь, это изменится.

— В чем, по-Вашему мнению, первоочередная проблема Ржева?

— Сложный вопрос. Проблем много, одну не выделить. Они клубком переплетены и связаны между собой. Но, думаю, чтобы людям стало хорошо, им нужно начать с себя. Порой кажется, что общество само не знает, чего хочет. Просто чего-то ждут и жалуются. Надо делать, а не ждать. А если плохо сделал — жалуйся только на себя. Отсюда будет стимул сделать хорошо. Всё в наших руках. Поэтому, предположу, что первоочередная проблема — в людях.

— Пожелания ржевитянам и родному провинциальному городу скажете?

— Возможно, скажу громко: давайте ценить прошлое и жить настоящим, строя будущее. Как возможно, не зная своего прошлого, думать о будущем? В этом, пожалуй, одна из проблем нашего общества.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В конце осени журналистов приглашали на муниципальное казенное предприятие «Благоустройство и ландшафтный дизайн», чтобы они посмотрели сами и рассказали горожанам, какой техникой располагает предприятие, готова ли она к зимнему сезону. В числе прочего в объектив попали и насыпные горы напротив базы «БиЛД». Это были запасы песчано-соляной смеси, закупленной для противогололедной обработки улиц. Этих гор сегодня нет — почти вся смесь использована по прямому назначению зимой, когда «БиЛД» должен был практически ежедневно сыпать ее на дороги. И теперь основная задача предприятия — как можно быстрее убрать с обочин и асфальта то, что было высыпано. Иначе первый же весенний ветер станет пыльной бурей, подняв этот песок с солью в воздух.

ИЗ СТАРОГО БЛОКНОТА

За почти четверть века работы в газете доводилось много писать о работе ржевской городской и транспортной милиции (затем и полиции). Много в старом журналистском блокноте записей и о ветеранах, многих из которых уже нет с нами. Вот некоторые из этих записок.

МНЕ ВЕЗЁТ НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ

— Что обо мне можно написать… Человек я обычный, и судьба — как у многих. Пятьдесят лет на одном месте отработала, люблю ребятишек, коллег, свою работу. Каждое утро с удовольствием иду в детский сад, — рассуждала, глядя на меня, Эмилия Михайловна Ларионова, с виду строгая, серьезная женщина с добрыми глазами и привлекательной, располагающей к беседе улыбкой.

Пятьдесят лет трудовой деятельности, единственная запись в трудовой книжке о приеме на работу. Наверное, именно о таких людях и говорят: «точное попадание в профессию».

НАЙТИ СВОЁ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ

Семью Жильцовых из деревни Муравьево я впервые увидела на недавнем открытии сельского медпункта. Глава семейства Денис Владимирович выступал на торжестве перед односельчанами и гостями, пообещав принять активное участие в благоустройстве территории нового ФАПа. Позже я узнала, что эта молодая семья с тремя ребятишками еще сравнительно недавно были городскими жителями, и вот сменили городскую прописку на деревенскую.

Знакомьтесь: папа Денис Владимирович, мама Татьяна Сергеевна, старшая дочь Алина, средний сын Илья и самая младшенькая Варенька, которая появилась на свет всего месяц назад. Варя родилась уже здесь, получается, что из всей семьи она — первая коренная жительница деревни Муравьево.