ИЗ СТАРОГО БЛОКНОТА
За почти четверть века работы в газете доводилось много писать о работе ржевской городской и транспортной милиции (затем и полиции). Много в старом журналистском блокноте записей и о ветеранах, многих из которых уже нет с нами. Вот некоторые из этих записок.
СХВАТКА В ПОЕЗДЕ
1947 год. Ржевский железнодорожный узел уже вышел на довоенный уровень работы. Активно шла работа по восстановлению и строительству жилья.
В этом же году вышел Указ ПВС СССР «Об усилении ответственности за хищение государственного и общественного имущества», который совпал с денежной реформой и отменой продовольственных карточек. На фоне этих событий произошел всплеск преступности, что потребовало от сотрудников правоохранительных органов, в том числе и от работников ржевской транспортной милиции, особого профессионализма и навыков.
21 июля 1947 года стоял жаркий летний день. Оперативная группа, состоящая из сотрудников ржевской железнодорожной милиции, сопровождала пассажирский поезд. В опергруппу входил и Василий Журавлёв. К сотрудникам обратились две женщины и сообщили, что их ограбили. Описали приметы грабителей. Было принято решение разделиться и обыскать вагоны.
Проходя по поезду, Журавлёв заметил в одном из вагонов мужчину, схожего по приметам с предполагаемым грабителем. Тот, увидев милиционера в форме, бросился бежать, Журавлёв — за ним. Применить оружие милиционер не мог, ведь вокруг были пассажиры, многие — с детьми. А вот преступник выстрелил… Василий Журавлёв погиб при исполнении служебного долга. Преступника задержали.
Милиционер ржевской железнодорожной милиции Василий Журавлёв, как и его коллега из горотдела Филипп Каретин, также погибший при выполнении служебного долга 24 июля 1961 года, навечно занесены в штатные списки своих подразделений. В Ржеве есть улица имени Каретина, а вот улицы имени милиционера Журавлёва нет…
ТРУДНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
Галина Александрова пришла на работу в органы МВД в 1972 году, когда в ЛОВД на станции Ржев создавалась детская комната милиции (ДКМ). После окончания института Галина Михайловна пять лет трудилась в школе. Можно сказать, опыт работы с подростками уже был, но все же в милиции начинать пришлось с нуля.
Подконтрольный ей участок по протяженности составлял более тысячи километров. Правонарушения несовершеннолетними совершались часто, поэтому приходилось много ездить по участку, устанавливать контакты с администрациями школ, прилегающих к железной дороге. Постепенно создавалась картотека трудных подростков (уже совершивших правонарушения, а также склонных к совершению), с которыми надо было работать, и неблагополучных семей.
Постепенно нарабатывался опыт, а ДКМ пополнялась новыми сотрудниками, которых Галина Александрова вводила в курс дела. Многие, поработав с подростками, через некоторое время переходили в другие службы. Детская комната милиции стала как бы первоначальной школой для сотрудников других отделов милиции.
В 1972-1974 годах на участке Ржев — Нелидово было зарегистрировано около десяти краж денежных средств у граждан в пассажирских поездах. Они оставались нераскрытыми, пока не появились свидетельские показания одного из потерпевших. Он рассказал, что в поездах на участке от Нелидово до Ржева неоднократно видел подростка 8-9 лет, который (как позже было установлено) учился в нелидовской школе-интернате, а проживал в Ржеве.
Однажды, совершив очередную кражу, подросток вышел на станции Ржев-II, накупил в близлежащем магазине сладостей и стал угощать ими ребятишек своего возраста. Его и приметили сотрудники транспортной милиции, доставили в детскую комнату к Александровой. Мальчик после продолжительной беседы сознался в кражах денег у пассажиров: ничего не подозревавшие люди подкармливали подростка, а он, усыпив бдительность, воровал у них деньги. Притом, брал не всю имевшуюся у них наличность, а только часть, чтобы пассажиры не сразу обнаруживали пропажу. Так было раскрыто сразу около десяти краж, а подросток поставлен на учет для проведения с ним дальнейшей профилактической работы.
Большинство подростков, поставленных на учет, стали на путь исправления и не пополнили ряды преступников. Именно в этом видела основную задачу своей работы старший инспектор ДКМ станции Ржев, а затем и начальник инспекции по делам несовершеннолетних (после реорганизации ДКМ в ИДН) ЛОВД на станции Ржев, майор милиции Галина Александрова.
Галина Михайловна отработала с трудными подростками и неблагополучными семьями 21 год. Многократно поощрялась руководством отдела за хорошие показатели в работе, а также руководством Северо-Западного УВДТ на транспорте.
Мне служба Галины Александровой близка и понятна: в свое время довелось быть первым начальником инспекции по делам несовершеннолетних, в которую влились ДКМ, но только в Ржевском городском отделе внутренних дел. Тогда мы были коллегами, у нас были одни цели и задачи, и до моей работы в газете было еще далеко…
А первым начальником инспекции по делам несовершеннолетних ржевской железнодорожной милиции был Георгий Тимофеев (его я также знал лично). Георгий Николаевич прослужил в транспортной милиции на различных должностях около 20 лет.
Вот одно из дел, в раскрытии которого участвовал Г. Тимофеев.
С 9 на 10 ноября 1988 года у оператора поста № 5 станции Малая Вишера Нины Лазаревой было ночное дежурство. График движения поездов был плотным: в праздничные дни между Ленинградом и Москвой курсировало много дополнительных туристических поездов.
В 3.20 по станции Малая Вишера проследовал поезд № 143 — дополнительный. С интервалом в четыре минуты за ним следовал поезд № 851 — туристический, сообщением Ленинград — Ржев, с группой учащихся школ и СПТУ Ржева и района, которые после посещения Ленинграда возвращались домой.
В 3.25 оператор поста Лазарева услышала резкий щелчок и тут же почувствовала сильную боль. Прибывшие по вызову медики определили у женщины пулевое ранение в нижнюю часть лица. Сотрудники милиции обнаружили в оконном стекле отверстие, которое, по заключению экспертов, оставила пуля калибра 5,6 мм, а выстрел был произведен с высоты 2,5 метра.
Оперативный дежурный на станции Бологое сообщил о случившемся в дежурную часть Северо-Западного управления транспортной милиции. Была выдвинута версия, что выстрел произведен из проходящего поезда. Но из какого?
Оперативная группа на станции Бологое работала в поезде № 143. Сотрудникам ЛОВД станции Ржев предстояло отработать поезд № 851.
В поезде № 851 ехали почти 300 учащихся. Первоначальные поиски положительных результатов не дали. К тому же, проводники поезда и педагоги, сопровождавшие учащихся, в один голос утверждали, что в 3 часа ночи все спали, ничего предосудительного со стороны учащихся замечено не было.
Прошла неделя. Уголовное дело «пухло» от множества объяснений и протоколов. Но благодаря именно этой кропотливой работе появилась маленькая зацепка, которая постепенно стала обрастать фактическими данными.
Было установлено, что несовершеннолетний Б., учащийся ржевского СПТУ, ранее незаконно приобрел самодельный пистолет калибра 5,6 мм и патроны к нему. Вместе с двумя товарищами по учебному заведению он решил поехать на экскурсию в Ленинград. Но так как они не были внесены в список экскурсантов (проще говоря, их не пригласили), они самостоятельно купили билеты и ехали в последнем купе 6-го вагона, в котором находилась группа учащихся медицинского училища и сотрудники экскурсионного бюро.
В пути следования в Ленинград Б. и его товарищи употребляли спиртные напитки, пить продолжали и на обратном пути. «Разгорячившись», Б. вышел в тамбур вагона и несколько раз выстрелил из своего самодельного пистолета, который прихватил с собой. Одним из выстрелов и была ранена дежурная поста Лазарева при проходе поезда по станции Малая Вишера.
Вернувшись в Ржев и узнав о случившемся, а также о том, что стрелявшего разыскивает милиция, Б. передал пистолет и патроны на хранение своему товарищу, у которого это все и было изъято. А выбросить было жалко…
Вы, конечно, можете сказать, что все это — дела давно минувших дней. Но они служат предупреждением и сегодня.
ЕГО ПУТЬ В МИЛИЦИЮ
Ржевских краеведов, супругов Олега и Наталью Драновых, в городе знают многие. Их работа по изучению истории родного края и публикации в СМИ на эту тему интересны многим людям.
С Олегом Александровичем, вышедшим на заслуженный отдых с должности начальника ЛОВД на станции Ржев в звании подполковника милиции, автор этих строк знаком давно, еще до начала его службы в милиции.
Олег Дранов родился на известном всей России острове Русский, отец был военнослужащим. Потом семья переехала в Ржев. Учился в школе, служил в армии. После демобилизации окончил Ржевский машиностроительный техникум, работал на заводе «Электромеханика». Увлекался игрой на кларнете и саксофоне, хорошо фотографировал.
На работу в милицию Дранова пригласили в октябре 1978 года. Начинал постовым милиционером, был инспектором ИДН. Окончил Могилевскую транспортную школу милиции, а потом и Ленинградскую Высшую школу МВД. Работал начальником следственного отделения, а потом возглавил ржевскую транспортную милицию. Можно сказать, прошел весь путь с азов — от постового до начальника.
Вот один случай из его милицейской практики.
В медицинскую комнату вокзала на станции Ржев-II обратился мужчина и заявил, что какие-то подростки прострелили ему руку из малокалиберного пистолета, да еще и ограбили. Мужчина описал внешность нападавших, стали разбираться. Дело даже дошло до опознания, но в процессе следственных действий выяснилось, что никто потерпевшего не грабил, а руку он прострелил себе сам по неосторожности, будучи в нетрезвом состоянии. А ведь ни в чем не повинные ребята могли отправиться за решетку…
Вся служба транспортной милиции (теперь полиции) проходит под стук вагонных колес, на станциях и вокзалах, и у каждого вокзала — свое особое лицо. Ведь вокзалы всегда считались и считаются воротами в город.
Евгений ОЖОГИН