АБЗАХИЯ — ПОЧТИ РАЙ! НО С НЮАНСАМИ

В конце апреля захотела сбежать из Ржева от цветения берёзы — у меня аллергия на её пыльцу. Выбор пал на Абхазию: белоствольные красавицы там вряд ли встретишь, а если какая и затесалась, к этому времени уже отцвела. И хотя ржевские берёзы решили не распыляться во время моего отсутствия: этому способствовали небывалые холода и даже заморозки, заставившие вернуться к отопительному сезону, я ничуть не пожалела о поездке в эту самобытную страну. Компанию мне согласилась составить мама.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Взять билеты в одно купе не удалось из-за большого спроса — не только мы решили побывать на море… Чуть меньше двух суток в пути, и мы в Гагре, известном с советских времен курорте. Море, солнце, буйная, экзотическая для нас растительность: пальмы, кипарисы, магнолии…

Когда Всевышний раздавал народам земли, абхазы явно получили привилегию! Судите сами: просторы вытянуты на 210 км вдоль черноморского побережья, с северо-востока они закрыты горами от материковых ветров. Со стороны моря светит солнце и поступает чистый целебный воздух, зимы часто без заморозков. А растет здесь буквально всё: кроме «фирменных» мандаринов, апельсины, лимоны, и, конечно же, виноград. На клумбах цветут растения, которые мы привыкли считать комнатными. Пчёлы работают без устали десять месяцев в году. Для органов чувств — настоящее блаженство. Глаз радуют живописные пейзажи с морем, горами, стройными кипарисами, цветами. Слух услаждают морской прибой и щебетание птиц. Добавим приятные ароматы, ласкающий кожу теплый ветерок — и картина будет полной.

Кажется, природа создала рай на земле. Но тут невольно обращаешь внимание на следы человеческой деятельности. Не убранные с прошлого года листья, заброшенные здравницы советского периода, зачастую захламлённые пляжи. В Старой Гагре, где мы обосновались, кипела глобальная стройка. Прямо на глазах росли частные кафешки, отели, гостевые дома… Всё это сооружалось из простых дешёвых материалов. Городские власти взяли на себя обустройство тротуаров и набережных. К нашему удивлению, строители тут не местные, а приезжие из Узбекистана. «Куда же мы без них?» — разводила руками наша хозяйка.

МЕСТНЫЕ НРАВЫ

На вопрос, что выращивают и производят в Абхазии, кроме мандаринов, вина (культового для этих мест напитка), мёда и сыра, местные собеседники в один голос утверждали: ничего. Правда, удалось выяснить, что здесь изготавливают мороженое в вафельных стаканчиках, такое же вкусное, как в детстве. Оно продаётся без всякой упаковки и стоит 30 рублей. Жители пекут вкуснейшие хачапури и самсу, варят мягкий сыр. Остальные продукты привозные, преимущественно из России, и стоят ощутимо дороже, чем у нас. К примеру, пачка соли — 50 рублей, бананы — 230, кефир — 130.

Магазинчики существенно отличаются от наших. По привычке ищешь вывески с названием и часами работы, но их нет, как и ценников на товары. Наивно ждать чека — кассовых аппаратов не увидишь. Расчёт производится в рублях наличными, в крайнем случае можно перевести оплату по номеру телефона. В одном из оживлённых кафе, где стояла очередь, сотрудница ловко щелкала деревянными счётами. Давненько не приходилось видеть их в обиходе.

Местные жители относятся к реалиям жизни проще, чем мы. Скорее руководствуются понятиями, нежели законами. Никаких квитанций по предоплате: всё на доверии. Счётчики на воду и электричество отсутствуют. Маршрутку можно поймать в любом месте, махнув рукой. Легковушки паркуются и разворачиваются, где им нужно. Кстати, на дорогах немало автомобилей советского автопрома, а из современных частенько встречаются с правым рулем.

Перед поездкой нас беспокоил вопрос безопасности — всё же другая страна. Оказалось, зря. Люди тут доброжелательные, приветливые, словоохотливые. За всё время встретилась парочка не особо любезных, но это, скорее, исключение. Национальной традицией считается гостеприимство, что отражается и на государственном флаге, где изображена раскрытая ладонь. Изначально она означала мир и добро, теперь же — символ радушия и душевности к гостям. На рынке мы поинтересовались у продавщицы специй, можно ли купить немного, на две недели готовки. Она ответила, что угостит нас, и щедро отсыпала разных приправ.

О воровстве можно не думать. В день отъезда мы спросили у хозяйки, как передать ключи. Она предложила оставить их прямо в замке. В нашем гостевом доме располагалось восемь номеров, причём вход на территорию даже для посторонних не был ограничен. Но хозяйка не сомневалась, что никто ничего не возьмет. На общей кухне двери и не предполагалось, однако в холодильнике в полной сохранности были не только продукты, но и
5-литровая бутыль красного вина наших соседей.

Пьянства наблюдать тоже не привелось, как и приставаний. В тёмное время суток (а темнеет там значительно раньше, чем у нас) девушки спокойно прогуливались по освещенной набережной.

Следует отметить, что и животные в Абхазии весьма воспитанны. Многочисленные собаки с номерными бирками в ушах спокойно и деликатно всюду расхаживают или лежат на пляжах. Коров множество, их никто не пасёт, они гуляют вдоль оживлённых дорог, но на проезжую часть не выходят. Точно ко времени возвращаются к своим воротам. Павлины позируют отдыхающим, раскрыв великолепные хвосты и поворачиваясь то одним боком, то другим.

В Абхазии нет детских домов, все дети, в том числе сироты, живут в семьях. Свадьбы играют всем миром. До трехсот гостей считается маленькой свадьбой, свыше девятисот — большой. В толстую тетрадь скрупулезно записывается, кто сколько подарил денег. Впоследствии каждому на торжество будет отдарено столько же. Удивительно было узнать о местной традиции хоронить родственников прямо на участке, рядом с домом.

У жителей великое множество легенд. Тостов — не меньше: первый за Всевышнего, сотый за любовь. При этом полагается пить не пьянея.

У нас сложилось впечатление, что абхазы — люди душевные, но леноватые. Кроме туристического, другого бизнеса не развивают. Хотелось бы лицезреть эту благодатную страну более ухоженной. Образцом безалаберности служит железнодорожный вокзал в Гагре. Представавший когда-то красивым и величественным, сейчас удручает своим видом. Огромные окна затянуты плёнкой, поверх неё висят флаги Абхазии. Зал ожидания до неприличия обшарпанный. А туалет даже описывать неловко — представить такое можно лишь в кошмарном сне. Надпись «Добро пожаловать» над входом воспринимается как издёвка. Совсем не такими видятся врата в курортный город.

О СТРАНЕ

Республика Абхазия — частично признанное государство. В 1992-93 годах здесь происходила грузино-абхазская война, последствия которой ощущаются и спустя 30 лет: полностью с разрухой не удалось справиться до сих пор.

Немного истории. Древняя цивилизация существовала за несколько тысяч лет до нашей эры. Столице Сухум свыше двух с половиной тысяч лет. Жителей — 240 тысяч, абхазов среди них половина. Большинство населения — христиане, как правило, православные. Но есть и мусульмане, и представители других религий. Кстати, в Советском Союзе Абхазия являлась рекордсменом по числу долгожителей.

Удивительно, что когда-то в эти места ссылали осуждённых, и они были обречены на гибель от малярии. В 20-х годах ХХ века по совету эпидемиологов начали высаживать эвкалипты, поскольку каждое дерево «выкачивает» ежедневно по 100 литров воды из почвы. Осушение болот влаголюбивыми деревьями привело к исчезновению малярийного комара и превращению края из вредного в благодатный.

Абхазские названия — отдельная песня. Произнести и запомнить их зачастую невозможно. Мы жили на проспекте Ардзинба, но это ещё ничего. Как вам, например, названия улиц в Гагре: Демерджипа, Лакрба, Абазгаа, Ахыхшара? Не выговоришь…

Подробнее познакомиться со страной мы решили с помощью экскурсий.

Ольга ИСАКОВА

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *