Архивы Рубрики: Мир глазами ржевитян

МОЯ ПОЕЗДКА В СОЛНЕЧНЫЙ УЗБЕКИСТАН

Окончание. Начало в №№ 51, 2

МОЯ ПОЕЗДКА В СОЛНЕЧНЫЙ УЗБЕКИСТАН

Продолжение. Начало в № 51

МОЯ ПОЕЗДКА В СОЛНЕЧНЫЙ УЗБЕКИСТАН

В конце ноября мне пришлось лететь в командировку в Узбекистан. Полёт из аэропорта Внуково до Ташкента занял три часа сорок минут. В Москве — снежная буря, трудная дорога в аэропорт, а в Ташкенте — солнце и плюс 22.

ХРАМ ИЛИ РОСКОШНЫЙ МУЗЕЙ?

Окончание. Начало в № 39

ПРОЙДИ СВОИ 1418 ШАГОВ

«Дорога памяти — 1418 шагов» — 1418 дней и ночей войны. Каждый шаг — сутки. Музей открыт со вторника по пятницу с 10 до 19 часов, в выходные и праздничные дни — с 9 до 21 часа. Вход бесплатный, что, скорее всего, пока. Потому как со вторника по воскресенье указаны часы работы касс… При входе в помещение проходишь металлическую рамку, охрана просит открыть для осмотра сумки, рюкзаки, портфели.

Забыла уточнить, программа доступная среда в действии: плавные спуски к комплексу, инвалидные коляски на входе в музей, в уборных — специально оборудованные кабинки. Напротив ресепшена огромный, во всю стену экран с меняющимися кадрами. На одном — информация о том, чей известный голос ведет рассказ в залах: Меньшов, Чурикова, Хабенский, Харатьян, Розенбаум… Под экраном — множество разъемов для зарядки телефонов и места, чтобы посидеть — очень удобно.

И вот первый иммерсивный зал; он обеспечивает посетителю полный эффект погружения в виртуальную среду.

Июнь 1941. Летний солнечный день в столице. Звучат песни и детские голоса, поют птицы. Шаг через плотные черные шторы — и картинка кардинально меняется: звуки сирены, взрывы и строгий голос Левитана: «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение…». На полу под стеклом — обрывки газет, игрушки… Мирная жизнь закончилась. Впереди — боль, ужас, смерть, кровь, слезы… По телу бегут мурашки, сердце бьется быстрее… Шаг: 1-34 дни войны — «Вставай, страна огромная». Шаг — «Героическая оборона Брестской крепости». 157-202 дни… Ступив в зал «Блокада Ленинграда», хочется съёжиться, ощущается холод. В замерзшее Ладожское озеро врезается Дорога жизни, по ней едут грузовики. На душе тяжело, но дальше некоторое время ноги не идут, разум не отпускает. Неужели все это можно было пережить… Еще несколько шагов и залов. Один из них посвящён подвигу советских медиков. Мы становимся свидетелями операции раненого бойца…

Иммерсивные залы чередуются с залами памяти, где по одну сторону — лента ключевых хронологических событий каждого дня войны, по другую — стенд с газетными статьями, приказами, указами, личными письмами и записками участников Великой Отечественной войны. А над ним до потолка — тематические панно. Все изображения сложены из черно-белых микрофотографий солдат, ефрейторов, сержантов, старшин, прапорщиков, офицеров. На нас смотрят миллионы глаз.

В каждом из залов памяти по несколько интерактивных экранов. Вводите данные об участнике войны (хотя бы имя, отчество и фамилию), и перед вами (если есть в наличии) его фотография и краткая информация, кем был на фронте, где воевал. Пишу имя деда: Лагутин Василий Васильевич. Есть! И фотография! Слышу шепот: многие своих находят, здесь, говорят, более 33-х миллионов биографий размещены. Заметила, что посетители ходят по музею молча, а если и переговариваются, то вполголоса. Память, представленная здесь, предпочитает тишину…

«Дорога памяти» — это 35 залов, включая 3 кинотеатра с огромными сферическими экранами: только хроника тех лет, только документальные кадры…

Подолгу останавливаться в отдельных залах особенно тяжело. Зал «Ужасы войны», в отличие от других, не проходной. Перед тем как зайти за шторы, еще раз прочти указатель: «Внимание! Фото- и видеоматериалы, представленные в зале, содержат сцены насилия и не рекомендуются к просмотру лицам до 18 лет, беременным женщинам и особо впечатлительным людям». Для того чтобы к горлу подступил комок, мне хватило приоткрыть штору…

Шаг в зал «Культура во время войны». Интерактивный телевизор предлагает — одно движение руки и смотри мультфильмы военных лет. У музыкального терминала можно выбрать и с помощью гарнитуры послушать песни Орловой, Шульженко, Руслановой, Утесова, а у столба с афишами таким же способом посмотреть старые военные художественные фильмы.

Шаг — «771-816 дни войны», еще шаг — «Битва за Днепр». И так до 34 зала — «Парад Победы». В 35-м вокруг тебя под песню «Журавли» плывут фотографии и названия городов… Воронеж, Можайск, Псков, Киев, Тула, Выборг… А вот и наш Ржев…

На выходе — книга отзывов и две фотографии в рамочке — Президента, пишущего отзыв, и непосредственно его содержание: «Дорога памяти» — это дорога в Вечность наших отцов, матерей, всех граждан Советского Союза, отстоявших Родину и подаривших нам и нашим детям жизнь. В. Путин 22.06.2020».

P.S. Когда я переступала порог музея, казалось, написать об увиденном получится быстро и легко… Ан нет, тяжело это — пропустить через себя всю боль, страх, отчаяние и неимоверную радость Победы, испытания, выпавшие на долю наших дедов, и спустя три часа выйти из музея как ни в чем не бывало…

Ольга ЖДАНОВА

ХРАМ ИЛИ РОСКОШНЫЙ МУЗЕЙ?

Первая поездка в парк «Патриот», а точнее, непосредственно к храму Вооруженных Сил России в Одинцовском районе Московской области, была спонтанной и непродолжительной. Поэтому зайти успели только в сам храм.

С трассы среди деревьев видны сверкающие сусальным золотом купола. Поворот с Минского шоссе, и сооружение открывается взору полностью. Конечно, размах завершившегося строительства грандиозный, но первое впечатление неоднозначное: любопытство, а вместе с ним недоумение и… отторжение. Да, такое чувство появилось, во-первых, из-за болотно-зеленого цвета храма. Он показался мрачным и непривычным для подобных строений. И этот факт помешал ощутить возложенную на место святость. Хотя, святость приобретается десятилетиями…