Кристина Черноземцева, заместитель руководителя отдела образования Ржевской епархии, звонарь Оковецкого кафедрального собора: «Русский колокольный звон — искусство, не имеющее аналогов в мире»

— Кристина, недавно был объявлен сбор народных пожертвований на отливку колокола к 800-летию Ржева. Поскольку лучше всего о колоколах может рассказать тот, кто в них звонит, мы решили побеседовать с тобой. Но собственно про колокол мы поговорим позже, сначала, по традиции рубрики, расскажи о себе и о том, как твоя жизнь связана с колоколами.

— Коренная ржевитянка, закончила железнодорожный лицей N№ 35. Потом училась в Тверском государственном университете на географическом факультете по специальности «Туризм». С колоколами и колокольным звоном связано сразу несколько этапов моей жизни. Когда именно у меня появился такой интерес, точно не скажу. Но пасхальную неделю — единственное время в году, когда все желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола, я всегда ждала с нетерпением. Наверное, не зря пасхальную неделю называют неделей рождения звонарей. Так случилось и со мной. Раньше отец Константин разрешал подниматься на колокольню Оковецкого храма (ныне кафедральный собор) даже ночью, сразу после ночного богослужения в храме — сейчас, правда, такого не делают, чтобы дать горожанам отдохнуть пасхальной ночью. Но когда возможность была, я никогда не упускала случая подняться на колокольню. Пасхальная служба заканчивается в 3-4 часа утра, и после нее желающих звонить в колокола было очень мало,  колокольня была в моем распоряжении. Помню, процесс настолько меня захватывал, что несколько раз стирала руки в кровь, даже не замечая этого.

Так я жила от Пасхи до Пасхи. А в 2010 году звонарь Оковецкого храма оставил свою должность, и отец Константин, заметив мою любовь к пасхальным звонам, предложил мне звонить на колокольне. С 2010 года я некоторое время несла послушание на колокольне. Хотя я тогда училась в вузе и в Ржев приезжала только на выходные.

— А что входит в твои обязанности в твоей нынешней должности?

— Работа образовательного характера, помощь в организации выставок, конкурсов, конференций, благотворительных мероприятий. Владыка Адриан очень хорошо относится к молодым людям и инициативам. Если он благословляет, открываются большие возможности в реализации идей и добрых начинаний. Также с 2014 года я постоянно выполняю обязанности звонаря в Оковецком кафедральном соборе. А до этого мне довелось поработать на совершенно уникальной передвижной звоннице. Она была сделана, чтобы собирать пожертвования на строящийся собор в Южном районе Твери в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». В кузове «газели» организована часовенка с колоколами, на ней мы вместе с напарником и ездили по православным выставкам-ярмаркам в разные города России.

— Факультет географии и работа звонарем — немного странное сочетание.

— Оказалось, что мою любовь к колокольным звонам и учебу можно не просто успешно сочетать, а дополнять одно другим. Когда подошло время курсовых работ, темы я выбирала, так или иначе связанные с колокольными звонами, так как интересовалась не только практикой, но и теорией. У меня было две такие работы. И педагоги в целом относились к этому лояльно. Но когда пришло время дипломной работы, и я выбрала снова тему колоколов, моя научная руководительница переживала, как я буду защищать диплом. Подобный выбор на географическом факультете был впервые, но в итоге защитила дипломную работу на тему «Традиции русского православного колокольного звона в культуре и туризме» на «отлично».

— Как колокола могут быть основой для туризма?

— Задумка была глубже: хотелось сделать что-то вроде путеводителя в мир колоколов. Рассказать об истории колоколов и искусстве звонов интересно и многогранно. В итоге я ограничилась дипломной работой. Но идея ждет воплощения.

— Что удивило, когда писала работу?

— Пожалуй, самое удивительное лежит на поверхности. В современности люди себя не ассоциируют с колокольным звоном. Воспринимают просто как атрибут церкви. Не многие понимают, что за колокольным звоном в нашей стране более 1000 лет истории. И это не просто красивая культурная традиция. Ведь мы с тобой, можно сказать, коллеги…

— Это как так?

— В древности колокольный звон был универсальным средством массовой информации. Именно колокола информировали обо всех важных событиях.

Люди настолько понимали и любили звон колоколов, что это был особый язык.  Например, набат. Это был совершенно определенный звон в специальный колокол, по которому все узнавали о случившейся беде — пожаре или наводнении — и спешили на этот зов. Для охраны государства на специальных вышках висели вестовые колокола, в которые звонили в случае нападения врага. Начиная с XV века, их производство входило в программу обороноспособности государства. Существовали метельные звоны, которые спасли немало жизней, выведя к дому заблудившихся путников в ненастье.

Звонили на крещение, на венчание, на отпевание — вся жизнь русского человека проходила под колокольный звон. С.В.Смоленский писал: «Мы, старые казанцы, умели узнавать по звонам соседних церквей, где и какого разбора был покойник, где и какого разбора престольный праздник, откуда и куда несут «Владычицу», или откуда показался и в какую сторону проехал наш строптиво-благостный «Его Высокопреосвященство». Сложно добавить к этим словам еще что-то. Сейчас кажется невероятным, о каком огромном количестве событий мог рассказать колокольный звон и какая была тесная связь русского человека с колоколом.

— Существует какая-то «нотная грамота» для звонарей?

— Есть некоторые общие каноны: большой колокол — главный в звоне, он задает тон и служит основой звона, остальные колокола подстраиваются под него, звонарь должен хорошо понимать, что происходит сейчас в храме и выбирать «настроение» звона. Но в основном звонарь — он и композитор, и исполнитель в одном лице. А еще — традиция русского колокольного литья подразумевает уникальность звука каждого колокола. А двух одинаковых наборов колоколов и вовсе невозможно найти. Если звонарь исполнит свой привычный звон на другой колокольне — результат будет другой.

Русская традиция колокольного звона отличается от западной и восточной. Например, на Западе колокола карильонов подгоняются под определённую ноту. Поэтому их можно сравнивать скорее с набором музыкальных инструментов, а наши колокола — с хором, где у каждого певца свой голос. Каждый обладает своей гармонией, многозвучием. XVII век — «золотой век» русских колоколов, отливаются многочисленные колокола-гиганты, русские мастера-литейщики изобретают свой колокольный профиль, подобрав соотношение высоты, диаметра и толщины, а русский колокольный звон окончательно стал отличаться от западного. В европейской христианской традиции раскачивался сам колокол, так долгое время звонили и в нашей стране, но когда у нас появились сверхтяжелые колокола, такой способ стал неудобен. Раскачать многотонного гиганта — непростая задача, да и нагрузка на колокольню возрастает. Тогда решили: зачем раскачивать колокол, когда можно раскачивать язык? Благодаря этому и расцвело национальное искусство колокольных звонов, появилась палитра совершенно оригинальных русских трезвонов.

Огромные колокола удивляли и даже шокировали иностранцев. Например, Царь-колокол (действующий, предшественник того, который сейчас находится на Красной площади) весом около 130 тонн, звонил только по особым случаям (к слову, какими считался и приезд иностранных послов — так наши государственные деятели производили впечатление на иностранных гостей). К двадцатому веку в нашей стране 20 заводов отливали 1,6 млн. тонн колоколов ежегодно, а на территории России звонило более миллиона колоколов.

— А что случилось с колоколами во время революции?

— Более 70 процентов колоколов было утрачено: их просто сбросили с колоколен, колокола шли на переплавку. Уничтожили даже те, что имели богатую историю, хотя их можно было сохранить не как церковную атрибутику, а как исторические памятники и шедевры литейного производства. Часть колоколов ушла в частные коллекции, часть была выкуплена зарубежными покупателями. Из множества колокольных ансамблей огромной страны осталось только четыре полностью сохранившихся исторических набора колоколов. Это наборы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Софийского собора в Вологде, знаменитый набор колоколов звонницы Успенского собора Ростова Великого. А про колокола Данилова монастыря хочется рассказать отдельно. В 1930 году их продали по цене металлолома в США. Набор колоколов выкупил один бизнесмен и передал в дар Гарвардскому университету, где для колоколов была специально построена башня и почти 80 лет они находились там. В университете сложилась своя традиция звонов и даже «общество звонарей». Они отмечали важные события для жизни университета — например, выпуск студентов вуза или футбольные матчи. Выросло несколько поколений, для которых неотъемлемой частью учебы был звон русских колоколов. Долгое время велись переговоры о возвращении колоколов на историческую родину. После долгих дебатов США согласились их вернуть, но с условием, что для университета будут отлиты точные копии этих колоколов. В 2008 году это историческое событие наконец совершилось. Когда колокола возвращали, было несколько остановок в Санкт-Петербурге, Твери, Великом Новгороде и Москве, на их встречу пришли тысячи людей. Американцы были порясены той любовью, которой пользуется эта святыня на родине. Я общаюсь со старшим звонарем Данилова монастыря отцом Романом, он участвовал в этих событиях, и сейчас звонит на этих колоколах и поддерживает русско-американские отношения. К слову, в рамках Московского Пасхального фестиваля он приезжал в Ржев на концерт и даже звонил на нашей колокольне.

— Расскажи об идее создания колокола к 800-летию Ржева.

— Идея совсем не нова. Впрочем, мне, как звонарю и работнику епархии, эта тема очень дорога и близка, и я прилагаю усилия для реализации этой идеи. В 2014 году Оковецкий собор получил статус кафедрального. То есть, это главный храм нашего города и всей Ржевской епархии. Но по иронии судьбы, на нашей колокольне самый большой колокол весит 650 килограмм, и он уступает размером всем крупным колоколам города. Самый большой находится сейчас в Вознесенском соборе — три тонны. В качестве исторического примера могу сказать, что до революции в Успенском соборе, разрушенном во время ВОВ, висел колокол весом около 13 тонн. Он так же, как и в Москве, в пасхальную ночь звонил первым. Размер же нового юбилейного колокола планируется в пределах от 3,5 до 4,5 тонн.

— Почему именно сейчас объявили сбор средств на отливку колокола?

— Отливать колокола по важным событиям — давняя традиция. В честь воинских побед в колокола даже символично добавляли металл из трофейных пушек. Понятно, что без крупных спонсоров отливка колокола не обойдется, но очень важно, чтобы каждый мог почувствовать причастность к этому событию, ведь это не только наши многовековые традиции, но и возможность запечатлеть историю в колокольной бронзе, внести свой личный вклад в благоукрашение города. Думаю, что 800-летний юбилей — замечательный повод для отливки памятного колокола и надеюсь, что это будет делом всенародным.

Идею отливки колокола поддержал и благословил Владыка Адриан, а также активно помогает воплотить эту идею в жизнь Галина Александровна Мешкова. А впервые о сборе средств на отливку юбилейного колокола объявили в Москве на Поклонной горе на открытии выставки, посвященной 800-летию Ржева. Поддержал и озвучил эту идею Почетный гражданин Ржева, народный артист РСФСР, поэт, композитор Михаил Ножкин, и он же стал первым, кто внес свой вклад в это доброе начинание. Я думаю, что это все не случайно и очень символично, что начало положено в самом сердце России, в столице, в таком памятном и святом для русских месте, как Поклонная гора, а первый призыв прозвучал от такого уважаемого человека, которому очень дорог наш город.

— А как можно пожертвовать деньги, если есть такое желание?

— Тремя способами. Просто принести деньги в церковную лавку, перевести на Яндекс Кошелек, или на банковский счет с обязательной пометкой «пожертвование на колокол».

— Благодарю за беседу.

Беседовал Владимир Кутузов

Фото автора

 

Яндекс-кошелек: 410014096116434
Реквизиты: Местная религиозная организация православный Приход в честь иконы Божией Матери «Оковецкая» г. Ржев Ржевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 172381, Тверская обл., г.Ржев, ул. Марата, д.5, ИНН/КПП 6914005323/691401001, БИК 042809679, р/счет 40703810363220100402 отделение N№8607 Сбербанка России г.Тверь кор.счет 30101810700000000679, с обязательной пометкой: ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА КОЛОКОЛ.
оковецкийкафедральныйсобор.рф

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *