ПЕРВЫЙ ИЗ РЖЕВА В «РУССКОЙ АТЛАНТИДЕ»
Движение «Русская Атлантида» зародилось в 2014 году и на данный момент является самым массовым объединением художников-пейзажистов, любящих творить на пленэре. Масштабы деятельности поражают: счет художественных экспедиций перевалил за сотню, было проведено более
50 тематических выставок в Москве, Петербурге и даже за рубежом! В этих художественных экспедициях приняли участие более тысячи мастеров кисти из 155 городов России, 24 стран мира. В результате на свет появилось больше шести тысяч картин, украсивших галереи и музеи нашей страны, коллекции отечественных и иностранных почитателей русской культуры.
На сегодня проект «Русская Атлантида» является единственным в стране примером того, как в весьма масштабных формах на протяжении многих лет может быть успешным сотрудничество церкви и общества в духовно-просветительской сфере — через изобразительное искусство.
Проектом охвачено более 50 монастырей и церковных приходов — от Балтики до Байкала, практически во всех городах Золотого кольца, а также на Кубани, Новороссии и в Крыму. Пленэрный сезон-2024 включает 20 городов: Санкт-Петербург, Стрельна, Суздаль, Старая Ладога, Осташков, Печоры, Старица, Раифа, Мещовск, Шамордино, Оптина Пустынь, Брянск, Луганск, Старочеркасск, Севастополь, Керчь, Славянск-на-Кубани, Воронеж, Касимов, Гороховец.
Недавно с пленэра, что состоялся в Мещовске Калужской области, вернулся ржевский художник Всеволод Глущенко. В мае он побывал на трехдневном пленэре в Андреапольском районе, а уже через две недели поспешил на следующий, десятидневный.
— Как Вам удалось стать участником пленэра «Русская Атлантида», ведь отбор туда весьма взыскательный?
— Еще в начале января я подал заявку, а узнал, что прошел отбор, только за неделю до начала. Пришлось быстро решать все вопросы и собираться. Я не думал, что попаду на пленэр, куда подают заявки большей частью члены СХ России. Обратился в администрацию города, мне была организована помощь в доставке до места в одну сторону.
Примерно через пять часов я уже был в Мещовске, городе с населением около трех с половиной тысяч человек, очень живописном, с асфальтированными дорогами. В центре его стоит огромный пятикупольный собор, который сделал бы честь любому губернскому городу. Синие купола, великолепная колокольня в стиле классицизма второй половины XIX века. В этот же комплекс входит храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, барокко, XVIII век. Сам Мещовск находится в 85 километрах от Калуги.
Всего нас было восемь человек, были еще художники из Калуги (Евгений Пухов), Ольга Павлова из Обнинска, Ксения Соловьева из Архангельска, из Смоленска приехал участник ржевских пленэров художник Вячеслав Корольков, Андрей Зотов из Бишкека, краснодарские художницы Елена Сальникова и Екатерина Ганаженко. В первый же день мы писали этюды в самом монастыре.
Мы жили в центре города, в паломнической гостинице, а сам Свято-Георгиевский монастырь находится в километре за городом, он достаточно древний, но начал восстанавливаться только в 2002 году. Его настоятелем сейчас является о. Георгий. В монастырь мы ходили три раза в день на трапезу. Очень много блюд было из рыбы, потому что мясо здесь не едят. Около ворот монастыря в клетке живёт енот, и однажды поздно вечером мы его наконец увидели, этого ночного зверя размером со среднюю собаку. А еще там есть старенький павлин.
— Какие были интересные локации?
— На второй день это была колокольня, на площадке которой мы провели несколько часов, поместившись вшестером. Вечером мы посетили музей «Трех цариц»: родом из этих мест бабушка Петра Первого, его мать и его первая жена Евдокия Лопухина. И мы погрузились в историю этого древнего города, который является ровесником Ржева, его год основания 1238. На другой день писали этюды в самом городе. Работали в Оптиной пустыни, там, кроме прекрасного монастыря, есть огромные старинные сосны. 12 июня был выходной, было много паломников, и мне посчастливилось увидеть старца Илия, духовника Патриарха, — я снимал видео, и он попал в кадр. По своей поездке я делаю фильм для своего канала, веду дневник.
Вставали рано, часов в пять-шесть утра, писали по одному-два этюда. Наш руководитель Виталий Васильев в это время был в Полоцке и приехал к нам только в самом конце, так как в этом году у него целых двадцать два пленэра, а «белорусский» частично совпадал по времени с нашим. Нами руководила Екатерина Ганаженко, великолепный художник-акварелист из Краснодара.
Работал я вместе с Вячеславом Корольковым и Евгением Пуховым, и у них учился писать. Только мы писали маслом, все остальные работали в акварельной технике; они не повезли холсты и краски так далеко — это тяжело и не очень удобно. Евгений Пухов — один из самых известных художников Калуги, он учит других педагогов. Он мне подсказал очень многое, сказал, что масляная живопись — мое призвание. Евгений Пухов — представитель художественной богемы, жил в свое время в США, в Германии, вращался в художественных кругах, близких к российскому и американскому художнику и скульптору Михаилу Шемякину.
Написал я четырнадцать этюдов, оставил в подарок одну работу монастырю, одну отдал руководителю и еще одну попросила музыкальная школа. Пленэр — это уникальная возможность увидеть, как работают другие художники, это общение, это познание душой новых мест.
— Вы, наверное, были единственным новичком на этом проекте?
— Нет, таких нас было шесть человек, до этого на «Русской Атлантиде» работали только Евгений Пухов и Екатерина Ганаженко. Сейчас, по словам руководителя, у него 950 заявок, но они — на пленэр в Севастополе, Керчи. В Мещовск попасть было легче. Нужно было посылать только те работы, которые есть в наличии. Приветствуются храмы, но я посылал больше пейзажей.
Были мы и на моноспектакле, много общались с жителями, которые привычны к художникам на улицах, ведь пленэр там проходит уже в пятый раз. Здоровались и подходили дети, интересовались, даже некоторые эпатажные личности заостряли внимание на моем мольберте… Открытый и добрый люд. Есть там, как и везде, «приезжие с юга», но некоторые из них, например, являются трудниками в монастыре. Они жили с нами гостинице и вели себя прилично.
Просмотр наших работ проходил в ДК, куда собралось много людей, был там и Архимандрит Георгий (Евдачев). Он отобрал по одной работе маслом и по две акварели. Так формируется художественный фонд монастыря. Потом он как радушный хозяин пригласил нас всех к себе на трапезу. Мы в шесть часов пришли и в одиннадцать вышли, времени не заметили вообще…
— Интересно, почему же?
— Это просвещённейший человек. Он цитировал Пушкина и Шекспира, включал нам песню «Выхожу один я на дорогу» в акапельном исполнении Кубанского казачьего хора, рассказывал обо всем: политика, монастырские дела, особенности иконописи. И это была не лекция, а беседа, это было интересно и поучительно. Он благословил нас на дорогу.
Нужно сказать, что движение «Русская Атлантида» — это не только пленэры, это еще и выставки, более трех десятков выставок в год. Та работа, которую Виталий Васильев отобрал, поедет в Брянск на международную выставку. Проект даже сравнивают с передвижниками XIX века, что популяризировали искусство. Восхитил меня и монастырь, и люди, и я был счастлив быть в этом потоке творчества и новой информации. Когда ехал туда, то восхищался бескрайними полями, ведь у нас — кругом лес, а там — горизонт далеко-далеко, километров на десять взору в две стороны от дороги. Я таких пространств давно не видел.
— Благодарю за рассказ и поздравляю! Замечательно, что есть такое движение вперед, есть куда стремиться дальше. А у Ржева, у администрации или Ржевской епархии, думается, появилась возможность принять у себя «Русскую Атлантиду» в будущем.
Беседовала Виктория КУЗНЕЦОВА
Фото Всеволода ГЛУЩЕНКО