Богородице-Рождественская церковь

Земли по реке Осуга, естественной границе Тверской и Смоленской областей, хранят в себе множество тайн. Жизнь здесь кипела с древних времён и не затихает по сей день. Уходят в прошлое целые эпохи, но достоверные сведения о событиях, знаковых местах и великих людях должны оставаться в памяти новых жителей и для будущих поколений. Это задача краеведения.

Одним из знаковых мест для жителей Осугского края является Богородице-Рождественская церковь в селе Рогачёво, что в полутора километрах от Осуги. С этой церковью связаны имена многих почитаемых людей, причём почитаемых в общероссийском масштабе. К сожалению, храм не сохранился, но очертания его и следствия его существования находят отпечаток в окрестностях до сих пор.

Богородице-Рождественская церковь располагалась в селе Рогачево Артёмовской волости Зубцовского уезда, ныне это сельское поселение Медведево Ржевского района. Деревня Рогачево расположена в 140 км от Твери, от Ржева — 27 км, от Зубцова и Сычевки — 25 км.

Наличие церкви именно в Рогачёво не случайно, так как с XIII по XVII века здесь располагался древнерусский пограничный пункт Фоминско-Березуйского княжества — городок Рогачёв. По реке Осуга в то время проходила государственная граница между Московским и Литовским государствами. В центральной части любого русского города того времени располагалась церковь. Именно в ней молились жители Рогачева во время осад литовскими и польскими войсками. Исходя из строк книги «Большой чертеж, или древняя карта Московского государства», можно сделать вывод, что в городе существовал даже монастырь: «А ниже города Ржева — на Волге город Старица, а промеж тех городов, Ржева и Старицы, река Вазуза. А в реку Вазузу с запада пала река Пуга (Осуга), а промеж реки Пути и реки Волги от Ржева в 20 верстах, рогачевский монастырь».

Исчезновение монастыря со временем можно связать с несколькими событиями. Возможно, во время церковных реформ Никона в XVII веке община Рогачевского монастыря не приняла их и была уличена в ереси, что и повлекло ликвидацию монастыря. К этой же версии можно отнести и тот факт, что Рогачев с соседними волостями подвергался сильному влиянию Литовского государства, что могло способствовать проникновению сюда различных европейских религиозных течений. Последней версии имеются доказательства в камне — на территории старого рогачевского кладбища были найдены каменные плиты с церковными надписями в древнеготическом стиле, надгробные камни с изображением Т-образного креста (в стиле Антониевского монашеского движения).

В середине XIX века храм в Рогачево упоминается как деревянное строение. В камне же Богородице-Рождественская церковь была выстроена только в 1894 году. На средства местного помещика и госслужащего Николая Извекова, который занимался сыроварением в усадьбе Рогачево. На краю деревни и по сей день можно найти место погреба, в котором хранились сыры. Средства для строительства церкви привлекались даже из государственных источников благодаря некоторым связям помещика в губернии. Строительство облегчалось и тем, что по территории Артёмовской волости была проложена Ржевско-Вяземская железная дорога, и в 1888 году открыта станция Осуга — подвоз строительных материалов стал проще.

Здание церкви было воздвигнуто за старым кладбищем, на высоком берегу реки Осуга. Отсюда до усадьбы Извекова проложили прямую грунтовую дорожку для прогулок, со скамейками и березовой аллеей (её немецкие оккупанты спилили на дрова).

Богородице-Рождественская церковь имела два придела: Рождества Богородицы и Святителя Николая. С 1887 по 1900 годы в церкви служил в чине дьякона Владимир Дмитриевич Мощанский, который 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии и причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года как и Матрона Алексеева, жительница деревни Замятино.

До 1871 года священником Богородице-Рождественской церкви был Павел Иоанович Зыков. Здесь он жил со своей женой Александрой Ефремовной и двумя детьми, Николаем и Натальей. В начале 2016 года стало известно, что в карельском городе Кемь живет правнучка священника Зыкова. Она планирует приехать на могилу своего прародителя.

Со священником Зыковым в церкви служил пономарь Иван Александрович Никольский, который до смерти в 1888 году служил в Рогачёво. Имел двух дочерей: Александру (1861 г.р.) и Евдокию (1864 г.р.). Александра в год смерти своего отца вышла замуж за начальника стрелецкого заставного дома дорожного сбора Захарова Ивана Яковлевича и уехала жить с ним в д. Дягунино Зубцовского уезда. Евдокия жила в Рогачево, в 1902 году погребена рядом с отцом.

С 1884 года в Рогачёво из Благовещенской церкви на Туду Ржевского уезда в сане священника прибыл с семьёй Александр Степанович Рождественский. Он до самой смерти в 1908 году оставался здесь священником. У Рождественского было четверо детей: Александр, Леонид, Павла, Мария.

Самое примечательное то, что захоронение священника и его семьи в Рогачёво находится в первозданном виде до сих пор. Памятник, заказанный в 1908 году в Москве, стоит на прежнем месте, ограда, кованная в начале XX-го века, цела… После боёв Великой Отечественной войны рогачёвское кладбище было практически полностью изрыто взрывами снарядов и траншеями немецких войск, но могила Рождественского осталась не тронута. На памятнике имеется лишь один скол от пули, у ограды отломаны четыре чугунных зубца. Чудо.

В 2015 году местные энтузиасты облагородили могилу священника: у памятника появилось твёрдое основание, ограда, вросшая в землю, была откопана и покрашена, на памятнике и по углам ограды появились позолоченные православные кресты.

В 2015 году в Москве осугским краеведом найден прямой потомок священника Рождественского — правнук Владимир Иосифович Рождественский. Он сразу выразил желание участвовать в строительстве храма в Рогачёво и в ближайшее время посетит могилу своего родственника.

Но вернёмся к церкви… В 1901 году священнику Рождественскому в службе помогали диакон Николай Михайлович Воскресенский,
27-ми лет; псаломщик Гавриил Георгиевич Рубцов, 19-ти лет; церковный староста крестьянин Василий Саввин.

Прихожан в сельцах: Рогачево, Хвостово, Щукино, Жуково, Железниково, Петровское, в деревнях: Запольки, Кропотово, Никишкино, Малое Петроково, Станино, Гладково, Кривощёково, Холм, Ведерниково, Пальцево, Кисилево, Котелинка, Мясищево, Шелковитино, Осуга, Иванники, Замятино, Кудрино, Зеленино, Сабурово — 272 двора (749 мужчин, 754 женщины).

Стоит рассказать и о судьбе диакона Воскресенского. Родился он в 1873 году в Твери в семье титулярного советника Михаила Воскресенского. С 1900 года служил диаконом в Богородице-Рождественской церкви, где женился на Прасковье Владимировне Кустовой, имел двух дочерей — Марию (1902 г.р.) и Нину (1901 г.р.).

Судьба Николая Михайловича Воскресенского оказалась трагичной. Он даже в советское время продолжал служить священником в церкви в Рогачево, ведь храм функционировал вплоть до немецкой оккупации. Но 6 ноября 1937 года по ложному доносу был арестован. В итоге уже 25 ноября Николай Михайлович был приговорен НКВД по Калининской области по обвинению в антисоветской агитации к расстрелу. Через два дня, 27 ноября 1937 года, священник Воскресенский был расстрелян. Место захоронения его неизвестно. И только 16 июня 1989 года Николай Михайлович был реабилитирован.

Воскресенский принял сан священника от своего предшественника — священника Михаила Сергеевича Ильина, который принял в 1908 году служение от Рождественского. Павла Александровна Рождественская была женой священника Ильина.

В начале 1920-х годов во время Гражданской войны в возрасте 40 лет Ильин был расстрелян в Рогачево оголтелыми сторонниками большевиков, которым священник преградил путь для разграбления храма.

С 1906 года в Богородице-Рождественской церкви служил псаломщиком Порфирий Васильевич Береснев. Он был двоюродным братом жены священника Рождественского Ольги Георгиевны. У Порфирия Васильевича с женой Агриппиной Яковлевной было трое детей: Евгений, Клавдия и Екатерина.

Сын псаломщика Евгений Береснев закончил Старицкое духовное училище. С 1904 года, как и отец, он служил псаломщиком Покровской церкви села Покровское на Осуге Артёмовской волости (в 5 км от Рогачево, место впадения реки Ракитня в реку Осуга). В 1911 году был назначен псаломщиком погоста Борисоглебского Калязинского уезда.

Порфирия Васильевича на посту псаломщика сменил его 20-летний племянник Николай, который с 1912 года стал служить здесь после окончания Старицкого духовного училища.

По данным «Епархиального справочника», в 1914 году прихожан в деревнях округа Богородице-Рождественской церкви было 1044 мужчины и 1057 женщин.

В это время на всей территории прихода функционировали Замятинская земская школа в деревне Шелковитино, основанная в 1864 году, и отдельная министерская школа с четырехлетним сроком обучения. Общая численность учащихся в этих образовательных учреждениях в 1915 году составила 160 человек. Служители Богородице-Рождественской церкви преподавали закон Божий в обеих школах, что приносило им дополнительный доход в размере 150 рублей и помогало безбедно существовать.

Содержание церковного причта требовало определенных средств. Причт — это состав лиц, служащих при одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщиков и др.). Средства на это появлялись за счет церковных земель, сданных в аренду, перечислений из казны или общества, братских доходов.

Общая площадь земли, находящейся в собственности Богородице-Рождественской церкви, составила 54 десятины 2344 кв. саженей (1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09 гектара) по обеим берегам реки Осуга. Жалование из казны составляло 550 рублей, а братские доходы — 884 рубля. Причт Богородице-Рождественской церкви был одним из самых обеспеченных в Зубцовском уезде.

Богородице-Рождественская церковь прекратила своё существование в 1942 году, когда в Осуге и окрестных населенных пунктах уже хозяйничали немецко-фашистские захватчики. Здание церкви стояло высоко на крутом берегу реки Осуга и служило прекрасным ориентиром для советской артиллерии, поэтому немцы заминировали церковь и подорвали. После взрыва здание обрушилось наполовину: остались лишь крепкие несущие стены, которые стали своеобразным укрепленным пунктом, прикрывающим немецкий госпиталь, расположенный чуть ниже.

Старожилы из Рогачево рассказывают, что до немецкой оккупации церковь продолжала работать.

После того как немецкие части оставили занимаемые позиции и отошли ближе к Смоленску, в Осугу стали возвращаться местные жители, которые принялись использовать кирпич с церковных стен в качестве строительного материала для восстановления разрушенных домов. В наши же дни напоминает о существовании Богородице-Рождественской церкви её фундамент, находящийся теперь уже непосредственно на разрастающемся рогачевском кладбище.

С 2013 года начался сбор средств на возрождение церк-ви. На собрании Ржевской епархии РПЦ в декабре 2014 года Андрей Калашников представил владыке Адриану проект нового Богородице-Рождественского храма, который планируется воздвигнуть рядом с местом расположения старого здания. Этот храм будет деревянным и меньших размеров. Епархиальное собрание одобрило проект и дало благословение на строительство. На месте строительства установлен поклонный крест.

В мае этого года начнется строительство. Будем верить, что Богородице-Рождественская церковь со временем восстановится силами верующих, тех, кому не безразлична судьба Родины. И Бог поможет в этом.

Андрей КАЛАШНИКОВ

 

Желающие помочь в строительстве Богородице-Рождественского храма могут обращаться по телефону +7-960-709-57-21 либо на почту andrjuha88@bk.ru. Ящики для пожертвований расположены в п. Осуга, ул. Новая, магазин ИП Горенкова; г. Ржев, ул. Куйбышева, 49, и ул. Бехтерева, 84, магазины автозапчастей «Авто-Альфа» ИП Морозов С.Н.

Номер банковской карты СберБанка 4276380094217135; Реквизиты расчетного счета: ОАО «Сбербанк России» Московский банк к/с 30101810400000000225 расчетный счет 30301810800006003800,
БИК 044525225, КПП 775003035, ИНН 7707083893.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *