Илья ИВАНОВ, ученик 10 класса школы № 9 им. В.Т. Степанченко: «Я ОЧЕНЬ ЦЕНЮ В ЛЮДЯХ ИСКРЕННОСТЬ»

— Илья, ты — обладатель, наверное, самого красивого из всех разновидностей мужского голоса — баритона. Когда ты сам понял, что талантлив?

— Если бы не учителя, возможно, так и не понял бы этого.

Первыми голос отметили педагоги музыкальной школы и учитель музыки Татьяна Михайловна Широкова. С ранних лет воображал, как играю на фортепиано. В первом классе пошел учиться в музыкальную школу.

— Захотел сам, или это была инициатива мамы?

— Сам. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано два года назад, но еще год ходил на занятия дополнительно. Мне нравился сам процесс занятий музыкой.

Хорошего пианиста, признаюсь, из меня не вышло. Быть может потому, что прилагал для этого недостаточно усилий… Мой педагог Тамара Евгеньевна Шулегина говорила, что мы не занимаемся музыкой, а музицируем.

— Помню, впервые увидела тебя на сцене еще в начальной школе.

— Да, первые робкие шаги солирования. На широкую публику впервые вышел в восьмом классе с песней Фрэнка Синатры «Standers in the Night».

— «Странники в ночи», песня о любви.

— Вся наша жизнь пронизана любовью.

— 13-16 лет — время, когда голос у молодых людей меняется. Как ты преодолел этот период?

— Сам явно никакой ломки не почувствовал. Пел и пел. Изучал песни, выбирал себе репертуар.

— Баритон — уникальный голос, он сочетает в себе насыщенность тенора и великую силу баса.

— Баритон — от греческого «тяжелый». Вы верно подметили. До конца XVIII века знания о мужских голосах ограничивались только басом и тенором. Постепенно теноры утратили свои позиции в опере, и любимцами публики стали баритоны.

— Таким голосом можно озвучивать разные по характеру роли: отважных героев, властных монархов, разгневанных мужей…

— Да, я стараюсь брать разноплановых героев: лирических, драматических.

— У тебя есть исполнители, кого можно назвать кумирами?

— Эталон — Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев, слушаю Сергея Лемешева.

— Их жизнью интересуешься?

— Музыкальной — да. Знаю, что Хворостовский пытался петь тяжелую музыку, рок, но получалось у него неуклюже.

— В фильме «Дон Жуан без маски» Дмитрий спел и сыграл сразу две роли. Тебе был бы интересен такой опыт?

— Скорее, да. Но это крайне сложно.

— С кем из известных исполнителей хотел бы выступить на одной сцене?

— …Наверное, со всеми вместе в Большом Мариинском театре.

— И какое это должно быть произведение?

— Возможно, это одна из самых репертуарных опер «Тоска» или опера Чайковского «Евгений Онегин». Есть исторические сведения, что Петр Ильич, так же, как и Евгений Онегин, получил от одной из своих поклонниц любовное письмо, и как Евгений, взаимностью на него не ответил. Но при этом сцену письма Татьяны композитор написал первой.

— Сам пишешь музыку, стихи?

— Стихи. Возможно, неловкое сравнение, но Петр Ильич Чайковский тоже сам особо не играл, но писал волшебную музыку.

— Голос, конечно же, приходится беречь: мороженое, острое, перчёное — с осторожностью?

— Да. Перед каждым выступлением около двадцати минут обязательно распеваюсь.

— Манера твоего исполнения очень эмоциональна, слушатель видит, как ты на самом деле переживаешь все те чувства, о которых поешь.

— Бывает, так переживаю, что, наверное, это становится заметно со стороны. Как бороться с этим, пока не знаю. После выступления мне какое-то время нужно побыть одному, отдышаться.

В манере исполнения я еще ищу себя. Со стороны виднее: где-то, возможно, недоигрываю, где-то переигрываю. Близость зрителя, само помещение тоже влияют на исполнителя. Пою для всех, но ни на кого не смотрю.

— Видела тебя в составе ансамбля «Алые паруса» Дома детского творчества.

— С этого года хожу на занятия к Алле Владимировне Хейфец. Ей, как и Татьяне Михайловне, тоже хотел бы выразить свою признательность за помощь и поддержку.

— Выступление перед публикой — мероприятие ответственное и волнительное. Ты себя чувствуешь комфортнее, когда поешь один или в составе ансамбля, хора?

— Проще выступать ансамблем, дуэтом. Присутствие на сцене других исполнителей поддерживает. Признаюсь, всегда очень волнуюсь, что забуду текст.

— Свободного времени хватает?

— Не всегда. Но телевизор, бывает, смотрю. Нравятся драмы, комедии, главное, чтобы фильм был со смыслом, рассказывал о вечных человеческих ценностях.

— Читаешь?

— Да, но не в том объеме, как хотелось бы. Сейчас с удовольствием читаю «Войну и мир» Толстого. Прочитал пока полтора тома.

— Знаешь, что у главного произведения всех времен и народов были разные варианты названий — «1805 год», «Три поры»?

— Да, а также — что в книге 559 героев и 220 — это исторические лица. У многих из них есть реальные прототипы. Например, прототипом старого князя Николая Болконского стал образ деда Льва Толстого, представителя рода Волконских, дочь князя Мария — мать писателя.

— С кем из героев ты себя отождествляешь?

— Однозначно сказать трудно, потому что герои только открываются для меня. Возможно, Пьер с его некоторой доверчивостью и постоянными духовными поисками.

— Твое отношение к красавице Элен Курагиной?

— Основываясь на том, что прочел, могу отозваться об Элен только негативно. Лицемерная, развратная женщина. Вышла замуж только из желания получить состояние Пьера…

— 10-й класс — читать приходится много. Список литературы на следующий учебный год осваиваешь летом?

— Чаще читаю произведения по ходу того, как проходим на уроках литературы. Учитель Ольга Алексеевна обращает наше внимание на детали, которые ты сам, быть может, и не отметил бы. Это помогает раскрыть и понять мысль автора полностью.

— Илья, помимо того, что ты лауреат, дипломант Международных песенных фестивалей и конкурсов, ты еще и победитель Всероссийских олимпиад школьников по химии, информатике на муниципальном этапе. Как ты все успеваешь?

— Скорее всего, мной движет самомотивация. Познавать науки интересно.

— Учеба в школе подходит к концу. Какие дальнейшие планы?

— Стою перед выбором: наука или музыка. Близкие настаивают на науке.

— Если бы представилась возможность учиться за границей, воспользовался бы?

— Да. Это была бы Германия или Англия.

— А тебя с кем-то из оперных певцов сравнивают?

— С Николаем Басковым.

— По-моему, не совсем точное попадание…

— Мне это сравнение скорее не нравится.

— Николай поет и оперу, и эстраду. Ты бы согласился спеть «попсовую» песню?

— Да, но строго подошел бы к выбору самой песни.

— А участие в мюзикле для тебя возможно?

— Мечтаю выступить в театре в качестве актера. Если предложили бы, с удовольствием сыграл бы отрицательный персонаж.

— Жюри проекта «Голос», думаю, тебя бы заметило…

— Многие отправляют на этот проект. Но, считаю, в детский уже поздно, во взрослый — рано.

— Наш мир довольно жесток, как ты отвечаешь на хамство?

— Стараюсь игнорировать и не вступать в открытые конфликты. Людям, которые откровенно хамят, бесполезно что-то доказывать, оправдываться.

— У тебя много друзей?

— Да. Это мои одноклассники. Так уж получилось, что это в основном девочки.

— Бесспорно, уважают за талант, отличные отметки, за человеческие качества. А что тебя в людях восхищает?

— Искренность. Всегда стою за правду, и готов принять ее, какой бы она ни была. Прошу говорить мне все, как есть, не смягчая истинного положения дел. Для меня лучше горькая правда.

— А сам тоже придерживаешься такого правила, говоришь в глаза все, как есть?

— Я стараюсь быть как можно более прямолинейным и очень часто говорю то, что думаю. Но случается и что-то скрывать, недоговаривать. Чтобы избежать возможных последствий.

— Ты — человек-критик?

— Могу сделать критическое замечание. Не возражаю против уместной критики в свой адрес. Мои сверстники воспринимают ее по-разному, бывает, высказывают недовольство. От компетентного в музыке человека критику, сказанную корректно, принимаю как должное. Но стараюсь больше слушать, чем говорить.

— На дискотеки ходишь?

— Нет. С удовольствием принимал участие в первом балу, который проходил в нашем городе. Романтика XIX века увлекала меня всегда. Пышность, яркость того времени, манеры высшего общества. Читаю и восхищаюсь этим. Наверное, родился не в том веке…

— Видишь свое дальнейшее будущее в Ржеве?

— Маленькие города меня привлекают. Мегаполисы — нет. Вижу свою жизнь размеренной, степенной…

— … Но с провинциальными балами, неплохо! Желаю, чтобы ты, получив образование, обязательно нашел себя в родном городе. Илья, чего, по-твоему, не хватает ржевской молодежи?

— Людям вообще не хватает чувства сострадания. Мы не обращаем внимания на то, что и как мы друг другу говорим, как поступаем. Поступки, слова отражаются как на самом человеке, так и на тех, кому он их адресует.

— До летних каникул остались считанные дни. Какие планы на три месяца?

— Конечно, помимо книг, встреч с друзьями, хотелось бы съездить на черноморское побережье.

— И, выйдя на берег, от души исполнить «О море, море! Преданным скалам…»

— Петь хочется всегда. Спасибо за предложение, надо будет попробовать.

— А вообще, петь без музыкального сопровождения пробовал?

— А-капелла петь сложно. Пока нет. Восхищаюсь теми, кто умеет. У нас в городе есть трио девчат, они делают это великолепно.

— Илья, чего ты себе желаешь?

— Любви на всю жизнь.

— Пусть все у тебя получится и сложится, как ты задумал. Удачи.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *