Евгения Владимировна ИЛЬЧУК, заместитель директора школы № 7: «НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ — ДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД»

— Евгения Владимировна, сейчас у выпускников 9-х, 11-х классов и учителей началась «горячая» пора — итоговая аттестация.

— Да, ребятам предстоит пройти, возможно, одно из первых серьезных испытаний в жизни. За них волнуются учителя, переживают родители. Сейчас хочется пожелать ребятам успешной сдачи экзаменов, а на будущее — самореализации, светлого, успешного пути. Вопрос, «как ты учился», жизнь им будет задавать редко, гораздо чаще поступками, словами им предстоит отвечать на вопрос, «какой ты человек». Желаю, чтобы они нашли надежных друзей, умели в нужной ситуации сказать «нет». Ведь то, с чем наши повзрослевшие дети пойдут по жизни сейчас, отразится на их будущем.

— Споры о пользе и вреде таких форм итоговой аттестации, как ЕГЭ и ОГЭ не столь горячи, как несколько лет назад, но все еще продолжаются. Как к форме единого госэкзамена относитесь Вы?

— С одной стороны, ЕГЭ — задумка неплохая. Совмещены выпускные и вступительные испытания, дети сдают экзамен один раз, стрессовых ситуаций меньше. С другой, серьезное психологическое давление на выпускников имеет место быть. Да, при тестировании снимается вопрос о предвзятости экзаменаторов, но вместе с тем остаются незамеченными индивидуальные особенности ребенка. Есть сомнения, что существующий подход к способу подведения итогов в пользу детей. Например, проверить знания по русскому языку можно другим способом, через диктант. Речевые навыки — через сочинение.

— Евгения Владимировна, если сравнить уровень знания русского языка школьниками 15 лет назад и сейчас, что скажете?

— Раньше дети были безграмотнее.

— Несмотря на то, что читающих сейчас гораздо меньше?

— Чтение, конечно, влияет на грамотность, но больше — на речевую. Что касается орфографической зоркости, то, читая текст, ученики не сопоставляют слово и правило. Зато обращают внимание на то, как их исправляет Интернет, когда в поисковой строке набирают слово, допуская ошибку, и им это помогает.

Стала усеченной речь молодежи. Все чаще ребята выстраивают короткие предложения, затрудняются говорить убедительно, разнообразно, именно здесь чтение и помогло бы.

— На уроках Вы читаете ребятам вслух. Как реагируют?

— По-разному. Кто-то пытается подсмеиваться. Я на это не реагирую. Им смешно не само поведение учителя, смеются они скорее от неловкости, что не все могут так свободно вести себя на публике. Читаю произведения так, как чувствую сама. Детям нельзя врать, тогда они будут любить литературу.

— Как относитесь к репетиторству?

— Учителя на уроках, дополнительных занятиях дают крепкие знания, другое дело, как их «берут» ребята. Ходить к репетиторам стало модным. Для некоторых это проще, чем внимать материалу на уроке. Ребята пока не понимают ценности времени: все, что не «унесли» с урока, приходится восполнять после, тратить дополнительное время.

— Седьмая школа — самая маленькая из всех городских школ. У вас особая атмосфера, где все друг друга знают, все на виду — как в дружной семье. А теперь о школе узнали и в области, и в столице, в прошлом году у вас появился кадетский класс. Что было отправной точкой?

— Кадетские слеты в городах России проводятся давно. В 2011 году слет проходил и в Ржеве. Несколько лет подряд в них принимал участие ржевский Пост N№ 1, потом делегатов от нашего города не стало. В нашей школе всегда велась серьезная патриотическая работа, у нас много мальчиков. В 2014 году благодаря нашему директору Татьяны Наветной школа вступила в программу «Кадет-курсант» общероссийского союза общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «Олимп» и стала экспериментальной площадкой. Коллеги поддержали это начинание. Эта программа федерального значения подразумевает помощь талантливой молодежи при поступлении на учебу в престижные вузы страны: академию Жуковского, университеты им. Баумана, МЧС России в Петербурге, Московский государственный машиностроительный институт.

В мае 2015 мы съездили на кадетский слет в Нижнекамск. Посмотрели, послушали, поучаствовали, у детей загорелись глаза. Решили действовать. В прошлом году на базе нашей школы организовали 10-й кадетский класс МЧС. Заключили Соглашение о совместной деятельности между Главным управлением МЧС России по Тверской области и школой, утвердили Положение о кадетском классе, разработали Программу внеурочной деятельности.

— Как шел отбор детей в кадетский класс?

— Весной прошлого года беседовали с родителями тогда еще девятиклассников, самими ребятами. Принимали в кадетский класс всех, кто хочет. Кто не хотел, мог перейти в другую школу.

— Такие были?

— Нет. Кто-то из ребят воспринял кадетство как эксперимент и решил в нем участвовать, кто-то пошел целенаправленно, определившись с будущей профессией. Под режим полного дня пребывания наши дети подстроились быстро, сложнее было тем, кто пришел к нам в 10-й класс из других школ.

— Расскажите, как проходит день кадета.

— Очень насыщенно. С утра — общеобразовательные дисциплины, потом обед, его привозят из школьной базовой столовой, и до 17 часов внеурочные занятия. Проходят они в школе, на базе медицинского колледжа, школы самбо, базы МЧС. Валерий Соловьев изучает с ребятами Устав РФ, обучает строевой подготовке. Мастер спорта России по самбо и дзюдо Гнел Азарян ведет уроки рукопашного боя, инспектор Отдела надзорной деятельности Марина Дунаевская — дисциплину «Юный спасатель», Надежда Сергеева, преподаватель Ржевского медицинского колледжа, учит ребят оказывать первую медицинскую помощь. Вместе с Еленой Ожогиной они разучивают песни, Александр Паршиков учит танцевать. За кадетским классом закреплен духовный наставник, который читает им курс «Духовно-нравственные истоки», рассказывает об истории русского воинства.

— Кадетский класс становится визитной карточкой города, ребят приглашают на городские мероприятия.

— Это здорово, мы гордимся своими «подосиновиками», слышала, так называют наших кадетов за цвет берета. Зимой ездили на Всероссийский слет «Золотой эполет» в Москву, побывали в селе Бородино, участвовали в интеллектуальных состязаниях, защищали исследовательские работы, занятия с ребятами проводили спецназовцы группы «Альфа». В апреле участвовали в фестивале патриотической песни «Песня — часть твоей души», в мае на Советской площади провели «Смотр строя и песни» для ребят с 1-го по 11-й класс нашей школы. Недавно вернулись с весеннего кадетского слета «Золотой эполет», он проходил в Волгограде и Знаменске, на полигоне «Капустин Яр», которому 13 мая исполнилось 70 лет. Мы хотим, чтобы дети расширяли свой кругозор, дружили с ребятами из других городов, открывали для себя новое, набирались впечатлений, делились ими.

— Уверена, понятие «патриот» для ваших ребят не набор букв.

— Кадет, это умный, образованный человек, знающий историю своей малой родины, страны и гордящийся ею. Патриотизм начинается с уважения к родителям, к месту, где живешь. Россия — великая страна, ее символика — наша гордость, Путин — наш Президент, Крым — наша территория. Ребята это начинают осознавать. Они знают слова гимна, знают, что петь его нужно стоя и воспринимают это как должное. Политика нашей школы такова: начни воспитание с себя, посмотри, что делаешь ты, как ты относишься к людям, к своему городу.

— Год заканчивается, усталость, несомненно, чувствуется, но планов на следующий учебный год, наверняка, у школы громадье?

— Да. Теперь мы — экспериментальная площадка при Президиуме Российской Академии Образования. Школа будет продолжать работу в этом направлении, и с нового учебного года кадетских классов будет уже три: 10, 11 и 5.

— Чем будут заняты кадеты
летом?

— Будет организован реконструкционный лагерь, слет в Бородино. Областной лагерь для подростков «Юный спасатель» от Управления МЧС по Тверской области.

— Евгения Владимировна, а теперь давайте поговорим о Вас. Откуда Вы родом, как пришли в профессию?

— Я родилась в Новосибирске. Много лет прожила в Сибири, потом с родителями переехали в Магадан. Там окончила школу, педагогический университет, факультет филологии. Что буду работать с детьми — знала всегда. После вуза пришла работать в русскую культурологическую школу. Теория — хорошо, но практика дает четкое понимание предмета, того, чему ты учишь, как это нужно делать. Сразу вспомнила слова преподавателей вуза: «Научить быть учителем невозможно. А филология — это не профессия, это образование». Вместе с моим первым пятым культурологическим классом начинали изучать «словесность», «риторику», «русские обрядовые традиции», «домострой», «русский язык сегодня». Все это помогло в развитии детей. Ребята стали успешными людьми.

— Как Вы оказались в Ржеве?

— По воле случая живем здесь с 2006 года. Недолго работала в четвертой школе, потом перешла в седьмую.

— Как Вам показались ржевитяне?

— Не скрою, привыкать было непросто. Ощущение купеческого патриархального города присутствует и сейчас.

Одна из учителей четвертой школы как-то сказала, что, если бы Островский попал в наше время, он бы ничему не удивился. Меткое замечание.

— Евгения Владимировна, работа с людьми — одна из самых интересных и самых сложных. Вам знаком синдром эмоционального выгорания?

— Учитель выгорает эмоционально, когда уходит на пенсию. Что пришла усталость, понимаешь, когда не видишь горящих пытливых ребячьих глаз. Пока на тебя смотрят дети, ситуация с «выгоранием» под контролем. К концу года всегда возникает чувство усталости. Но к августу от него ни следа, начинаешь с нетерпением ждать 1 сентября. (У меня есть второе, экономическое образование, окончила академию предпринимательства, но им не воспользовалась ни разу).

— Как проводите отпуск?

— В нашей семье материальные блага — не главное. Мы с сыном любим путешествовать по стране: бывали в Муроме, в Петербурге, на Байкале, в Бийске, Горно-Алтайске, Новокузнецке, Хабаровске. Отдыхать ездим к родным, на юг Магаданской области, к Охотскому морю. Из поездок привозим фотографии и незабываемые впечатления.

— Евгения Владимировна, Вы — Почетный работник народного образования РФ, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Лучшие учителя России — 2015». И совсем недавно Вас наградили памятной медалью «Патриот России».

— Эта почетная награда была вручена на закрытии Всероссийского кадетского слета. Её получили 6 человек, 3 из которых — руководители команд. Это очень яркое событие в моей жизни. А звание «патриот» ко многому обязывает.

 — Чем сильнее человек, тем порой серьезнее испытания на его пути. Кто и что помогает преодолевать трудности Вам?

— Дети, коллеги, родители. Я живу, руководствуясь правилом: «Не знаешь, что делать дальше — делай шаг вперед». Шагни — и поймешь, что исправить, куда идти дальше. Надо действовать по-Толстовски: «Рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться… А спокойствие — душевная подлость».

Люблю городские парки. Осенью — шорох листьев, зимой — вой ветра, летом — шум дождя, весной — цветущие сады. Люблю смотреть, как встает и садится солнце.

— Спасибо, Евгения Владимировна, всего Вам доброго.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *