Александра Ковалёва, исполнительный директор ООО «РКЦ Ржев»: «ВНОВЬ РАЗРУШИЛИ ПЛАТЕЖНУЮ ДИСЦИПЛИНУ»

— Александра Викторовна, разговор нам предстоит непростой. Но и ситуация непростая. В мае администрация признала, что проект «РКЦ» не удался. Но ведь начиналось все хорошо, и цели были понятные, и мотивы более чем весомые: прозрачность расчетов, единая квитанция…

— Да. С одной стороны, все начиналось традиционно с лозунгов, как Вы помните, не наших, не исполнителей. С другой — с острой необходимости нормализовать ситуацию с оплатой за услуги водоснабжения и водоотведения. Даже не нормализовать — восстановить, так как платежи за эти услуги не собирались в Ржеве 6-8 месяцев (с мая-июля 2015 года по разным УК), что поставило ресурсоснабжающую организацию ООО «Система водоснабжения» на грань вымирания: нет средств на счетах, нечем платить заработную плату коллективу, не на что вести жизненно важную для города деятельность. Поэтому цель была ясна: в кратчайшие сроки выпустить квитанцию и обеспечить сбор за услуги водоснабжения и водоотведения до 1 января 2016 года.

Для этого были нужны: кадры, техника, помещение и, самое главное, сведения о потребителях (база данных), по которым следует вести начисления. Сведения о большей части потребителей (перечень жилых помещений, площадь, количество зарегистрированных) нам предоставила управляющая компания и один из наших учредителей, МУП г. Ржева «Содействие» (по тому жилому фонду, которым она управляла и обслуживала). Но информация изначально была некорректная и неполная, так как «Содействие» формировало эту базу данных самостоятельно с августа-сентября 2015 г. «Система водоснабжения» предоставила информацию по жилым домам частного сектора и многоквартирным домам, которые находились в управлении в других управляющих компаниях. При этом сведения о собственниках были неполные, а о приборах учета отсутствовали вообще. Поэтому первая квитанция в основном была сформирована только по нормативу, что, естественно, вызвало недовольство у населения.

Другого выхода, кроме как корректировать базу данных «явочным порядком» (когда граждане сами приходят к нам и уточняют сведения), у нас не было. Естественно, к нам пошел поток людей. Мы уточняли сведения и параллельно решали вопросы с оснащением оргтехникой, арендой помещения…

— И почему выбрали именно это — для приема многочисленных посетителей не предназначенное, где очередь вынуждена стоять на улице?

— Перед началом нашей деятельности, как все предприниматели, мы составляли бизнес-план и оценивали помещения, которые мы можем себе позволить. Требования были следующие: центр города (общедоступность), и адаптация помещения для кассового обслуживания. По нашим возможностям, с учетом рыночной стоимости аренды в городе Ржеве, более 100 кв.м. мы себе позволить не могли. Арендуемое сегодня помещение на Б.Спасской, 17, мы нашли по объявлению. Конечно, под большой поток населения оно подходит мало, тем более что с марта нам пришлось взять на себя обязанности по регистрационному учету МУП «Содействие». Но другого, например, муниципального помещения, нам не предложили. Хочу отметить, что на настоящий момент поток населения спал. Это уже не те многочисленные очереди, которые были с января по апрель. Но это все было объяснимо: граждане массово предоставляли сведения в базу данных; параллельно «Система водоснабжения» стала вести работу по контролю за приборами учета. Вследствие этого люди начали менять свои счетчики, что повлекло за собой дополнительное увеличение объема корректировок (надо произвести полный расчет по старым показаниям, в базу данных внести сведения о новом счетчике). А мы еще сведения по старым счетчикам не полностью обработали. Не было достоверных данных  по частному сектору — где есть центральная канализация, где ее нет, где своя скважина, где — нет… Льготников порядка 25 тысяч — это отдельный блок работы. Снова очереди. Представляете? Посетители с корректировками по персональным данным, жилым помещениям, плюс с корректировками по счетчикам, плюс льготники, плюс те, кто идет в паспортный стол…

В рамках обмена опытом с другими расчетно-кассовыми центрами (Торжок, Вышний Волочек, Андреаполь, Нелидово) мы интересовались тем, как долго идет поток населения при создании базы данных «явочным порядком». Оказалось, 9-12 месяцев. Где-то полгода идет большой поток посетителей, потом спад и нормальный режим работы. Так и вышло. Конечно, обстановка и для посетителей, и для работников была нервная: посетителей много, почти каждый не с одним жилым помещением (за детей, родственников, соседей…), по полчаса у окна, очередь начинает ругаться.

— И в это время администрация в рамках курса на единую квитанцию дает «РКЦ Ржев» еще одно задание — выставлять квитанции за содержание жилья?

— Именно. С февраля месяца. Между ООО «РКЦ Ржев» и МУП «Содействие» был заключен агентский договор на начисление и сбор средств с населения, а также на регистрационный учет. Конечно, при заключении договора мы ждали, наверно, не столько помощи от них, своих прямых учредителей, сколько хотя бы понимания ситуации. Но как-то с самого начала не заладилось!

Жилой фонд, по которому мы должны были начислять за содержание, делится на две части. Первая — это дома, выбравшие «Содействие» в качестве УК, и числящиеся в лицензии УК на сайте ГЖИ, с ними все однозначно и просто. А вот вторая, обслуживаемая по решению КЧС (если вообще признавать его законность), вызвала очень много вопросов и проблем.

Вообще, в процессе начисления первой и второй квитанции с услугой «содержание» мы выявили много несоответствий: в перечне начислений значились 14 аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов, по которым содержание не должно начисляться; также там был 51 многоквартирный дом, управление и обслуживание которых производится другими управляющими компаниями «Мастер Дом», «Инком Дом» и «Мега Ресурс», население добровольно оплачивает их услуги по отдельно выставляемым квитанциям (порядка 2200 лицевых счетов); из них в 43-х домах — регистрационный учет граждан уже давно ведется другими управляющими компаниями, причем поквартирные карточки переданы МУП «Содействие» другой управляющей компании добровольно, однако начисления производятся до сих пор; плюс в перечне начислений до сих пор 43 одноэтажных дома (с квартирами в количестве от 1 до 4, так называемые «бараки») — где все квартиры приватизированы, не числятся в реестре муниципальной собственности, и никакого содержания не производится.

На эту тему нами велась длительная переписка и с «Содействием», и с администрацией города Ржева. В результате аварийные и часть «задвоенных» домов из перечня начислений исчезли, за что, я думаю, другие управляющие компании должны сказать нам спасибо.

Условия заключенного между нами договора  предусматривали также начисление в первой квитанции за февраль долгов населения перед «Содействием». Так вот, сведения о применяемых тарифах по всему жилому фонду (это ставки содержания, вывоза ТБО, обслуживания лифта) и сведения о долгах и переплатах населения передавались в ООО «РКЦ Ржев» частями: 25 февраля, 11 марта и 22 марта. По закону платежный документ должен быть доведен до плательщика до 1 числа месяца, следующего за расчетным.

В первую, так называемую «единую» квитанцию, «Содействие» передало порядка 20 млн. рублей долгов населения, что свидетельствует о низкой собираемости самого МУП «Содействие». В результате внесения долгов в базу данных, возникало много вопросов, которыми мы доставали «Содействие», на что нам было сказано, что мы слишком глубоко копаем.

Результатом всех наших мытарств с «Содействием» стала квитанция со строкой «Содержание» за февраль-2016 (доводилась она до потребителей поэтапно, по индексам, с 10 по 25 марта). Первые средства по ней поступили на расчетный счет «РКЦ Ржев» 24 марта, в этот же день сумма от сбора, причитающаяся «Содействию», была ему перечислена.

Большого сбора от первой «единой» квитанции не ожидалось: потребитель должен привыкнуть. По сложившейся практике, сбор обычно падает до 30-35 процентов (это если он был 95). А если он и так был низким? В итоге сбор за март составил 2,7 млн. руб. (36 процентов от текущих начислений). Сбор за апрель составил уже 5,2 млн. руб. (73 процента). За май ожидается порядка 4,5 млн. руб. В период с 24 марта по 19 мая на расчетный счет МУП «Содействие» было перечислено 10,3 млн. руб.

После 19 мая все платежи населения в пользу «Содействия» зарезервированы на специальном счете платежного агента «РКЦ Ржев» (в нарушение закона МУП «Содействие» до сих пор не открыло подобный специальный счет, как раз для соблюдения прозрачности платежей, так как движения по данному счету контролируются ИФНС). 11 апреля «Содействие» было уведомлено о применении специального счета при взаимных расчетах. Одновременно с нашим уведомлением о спецсчете нам было направлено соглашение о расторжении договора от «Содействия». Странное совпадение, не правда ли?

— Но ведь платежная дисциплина начала налаживаться?

— Да. И это несмотря на то, что «Содействие», начиная с апреля, размещало в жилом фонде объявления с призывами не оплачивать квитанции «РКЦ Ржев» и игнорировало заявления граждан с просьбой о перерасчете  долгов по содержанию, так как граждане ранее оплатили содержание в ЗАО «ЕИРЦ», или оплачивают в другие, выбранные ими управляющие компании. Из 172 заявлений, направленных нами в адрес МУП «Содействие», ими было рассмотрено всего 13. А самостоятельно производить перерасчеты по строке «содержание» мы не имели права и не делали.

В мае граждане стали активно оплачивать задолженность. Но аппетиты у МУП «Содействие» оказались больше, чем способности граждан их оплатить.

— И «Содействие» выставило свою квитанцию…

— И добилось того, что основная масса населения приняла решения не платить вообще — подождать, благо уже научены… Причем нас, в данном случае, очень удивляет забвение «Содействием» того факта, что государственную услугу по регистрационному учету за МУП осуществляет «РКЦ Ржев». Что нами под выполнение данной функции были приняты переводом сотрудники и приняты на хранение  документы (карточки регистрации, поквартирные, архивные). Что нами были приобретены для них компьютеры и картотечники. Ранее паспортисты вообще находились на территории «Мастер Дом» (Б.Спасской, 36), работали на их технике и в программном обеспечении. Что этих сотрудников надо обеспечить заработной платой и всем необходимым, так как затрагиваются интересы населения: справки с места жительства, прописка-выписка, обмен паспортов… В настоящее время мы ждем позицию прокуратуры по данному факту, так как  «РКЦ Ржев» пока ничего не нарушило и действовало исключительно в рамках закона.

— Как бы то ни было, по инициативе «Содействия» агентский договор с «РКЦ Ржев» арбитраж расторгнет?

— Конечно. У нас заключен срочный агентский договор. В одностороннем порядке он не расторгается. Расторжение возможно только  по решению суда с определением того, кто и что нарушил.

В глобальном плане, это уже не важно. Так как выпуском двойной квитанции МУП «Содействие» перечеркнуло результат титанического труда коллектива «РКЦ Ржев» и нервного потрясения населения по поводу выпуска «единой» квитанции, а также зачатки проявляющегося доверия населения к «РКЦ Ржев», которое стало выражаться оплатой задолженности.

В результате огромных усилий создана (еще не совсем актуальная) база данных, содержащая сведения по приборам учета. Она уже представляет определенный коммерческий интерес. Если судить по тому факту, как в настоящее время МУП «Содействие» травит «РКЦ Ржев» заявлениями в  правоохранительные и надзорные органы, это все-таки кому-то нужно… Вопрос, который уже давно назрел в городе Ржеве — это наличие какой-либо преемственности в данной сфере. Бизнес бизнесом. Но давно пора остановить хождение граждан по данным инстанциям и череду сменяющих друг друга расчетных центров.

Кстати о бизнесе. Подобный вид деятельности приносит прибыль только после создания актуальной базы данных. До этого момента — это только затраты.

— Были ли проблемы в отношениях с другими контрагентами у «РКЦ Ржев»?

— Были. Всего контрагентов восемь, но проблемные только МУП «Содействие» и администрация города Ржева. В пользу администрации «РКЦ Ржев» производит сбор средств за наем жилого помещения муниципального жилищного фонда (около 100 тыс. руб. в месяц). Подписанный экземпляр договора нам не возвращен до сих пор, не подписан ни один акт и не оплачен ни один счет, хотя  платежи населения регулярно перечисляются в бюджет. База данных по найму очень неактуальна, задолженность по большому количеству лицевых счетов  образована за 15-20 лет. «РКЦ Ржев» принимает большое количество заявлений от граждан о прекращении начислений по причине приватизации. База данных требует инвентаризации, о чем мы обращались в администрацию, но тщетно…

— Напоследок, разъясните, кто у Вас учредители?

— Учредителями ООО «РКЦ Ржев» являются 2 юридических лица: МУП «Содействие» (49%), и АО «Единый информационно-аналитический центр» (51%). Бенефициарным владельцем АО «ЕИАЦ» является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Функцию единоличного исполнительного органа ООО «РКЦ Ржев» осуществляет юридическое лицо — управляющая компания, и в то же время один из учредителей АО «Единый информационно-аналитический центр».

— Александра Викторовна, даже не знаю, как можно завершить это интервью. Я могу только пожалеть жителей Ржева, которые в очередной раз стали заложниками чьей-то игры.

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *