80 ЛЕТ ГАИ — ГИБДД
![](http://rzhevnews.ru/wp-content/uploads/2016/07/9_1-4.gif)
3 ИЮЛЯ — ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ГИБДД МВД РФ
Аббревиатура ГАИ появилась 80 лет назад — 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил положение «О Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».
18 июня 1969 года Приказом МВД СССР N№ 250 была создана дорожно-патрульная служба (ДПС), и сегодня являющаяся ведущей в структуре ГИБДД.
15 июля 1998 года ГАИ было переименовано в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД Российской Федерации.
3 июля — профессиональный праздник сотрудников и ветеранов службы ГАИ — ГИБДД, которой исполняется 80 лет.
ЧТО БЫЛО ДО
Первыми, кто контролировал транспорт и регулировал уличное движение, были постовые милиционеры. Затем — ОРУДовцы, сотрудники отделов регулирования уличного движения (ОРУД).
Основные функции милиции получили юридическое закрепление в постановлении Народных Комиссаров по внутренним делам и Юстиции от 12 октября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно данному документу, милиция, как и раньше полиция царской России, была обязана осуществлять надзор за порядком движения на улицах и дорогах. Нормативными актами, устанавливающими данный порядок, стали издаваемые местными властями обязательные постановления, касающиеся автомобильного и гужевого транспорта.
10 июня 1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям (Правила)», содержание которого легло в основу правил уличного движения во многих городах России. Контроль за их соблюдением осуществляли как милиционеры патрульно-постовой службы, так и сотрудники транспортных инспекций, образованных в структурах местных Советов рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов. Последние выполняли следующие функции: регистрация и техосмотр, учёт ДТП, разработка проектов организации дорожного движения, приём экзаменов от кандидатов в водители.
Сначала в Москве, а затем приказом Милиции Республики от 29.11.22 года N№ 546 вводится жезл регулировщика длиной 11 вершков (почти 50 см) красного цвета с жёлтой ручкой. Он помещался в кожаном чехле и носился постовыми на ремне спереди, с левой стороны. Через несколько лет сигналы участниками дорожного движения стали подаваться также с помощью семафорного типа переносных устройств.
В 1924 году постовым было предоставлено право взыскивать штраф на месте совершения нарушения.
Президиум Мособлисполкома и Моссовета на своём заседании 28 декабря 1929 года постановил создать в милиции самостоятельную службу с широкими полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения. Была создана отдельная команда милиционеров, которые использовались исключительно на постах в качестве регулировщиков.
Следуя циркуляру Главного управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР (Совет Народных Комиссаров) от 10 сентября 1931 года, решения об образовании ОРУДов были приняты в Москве и Ленинграде, а затем в других крупных городах страны.
Благодаря усилиям ОРУДов, получили внедрение первые светофоры, дорожные знаки и разметка, указатели для пешеходов, налажен централизованный учёт ДТП, выпуск плакатов, листовок, брошюр и кинофильмов по проблемам безопасности уличного движения. В декабре 1930 года в столице заработал первый электрический трёхцветный светофор. Сигналы светофоров переключались вручную стоящим рядом регулировщиком, месторасположением которого вскоре стало небольшое деревянное или металлическое строение.
В последний месяц 1934 года правительство принимает решение о создании в составе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при СНК СССР Государственной автомобильной инспекции, а 23 июля 1935 года утверждается положение Цудортранса. В нём устанавливаются основные обязанности и права инспекции в сфере технической эксплуатации автотранспорта и борьбы с аварийностью.
Однако уже в октябре 1935 года Цудортранс приобретает статус структурного подразделения НКВД СССР, и с 3 марта 1936 года становится его Главным управлением шоссейных дорог. При этом, ГАИ в центре и на местах передается в ведение ГУРКМ того же ведомства.
ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ И НЫНЕШНИЙ
В Тверском регионе и Ржеве в частности автоинспекция началась с приказа НКВД от 31 августа 1937 года. И вовремя, так как 7 ноября 1938 года в Ржеве были открыты два автобусных маршрута, хотя по-прежнему основной транспорт был на гужевой тяге.
Первым, кто возглавил ГАИ в Ржеве, был Дмитрий Ивановский. С этой должности он ушёл на Великую Отечественную войну и вернулся к ней после Победы. Работал Дмитрий Алексеевич главным ржевским «гаишником» до 1961 года, пока на этом посту его не сменил его сын — Евгений Ивановский.
Нельзя не назвать фамилии и других бывших сотрудников ГАИ, в разные годы работавших в этой структуре: Георгий Поляков, Анатолий Шерстин, Владимир Волков, Алексей Скворцов, Игорь Воронов и другие.
Вспоминая прошлое ржевского ГИБДД, скажем, что в мае 2004 года произошла очередная реорганизация. Группу дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД, состоящую из 16 инспекторов ДПС, объединили с контрольным постом милиции (КПМ «Рубеж»), расположенном на трассе «Балтия». На базе двух подразделений был создан отдельный взвод ДПС ОГИБДД ОВД Ржевского района, а на базе бывшего КПМ «Рубеж» начал функционировать стационарный пост ДПС, где службу инспекторы несли круглосуточно.
Увы, стационарного поста ДПС на трассе М-9 «Балтия» давно уже нет, но сотрудники ДПС и поныне несут службу на федеральной трассе «Балтия» в режиме патрулирования.
В связи с принятием Закона «О полиции» ОВД по Ржевскому району стал именоваться МО МВД России «Ржевский», а сотрудники ГИБДД (как и все другие службы отдела) стали обслуживать, помимо Ржева и Ржевского района, ещё Старицкий и Зубцовский районы Тверской области. А зона обслуживания на трассе М-9 «Балтия» растянулась до 100 километров, до границы с Московской областью.
В настоящее время отделение ГИБДД МО МВД России «Ржевский» возглавляет ржевитянин майор полиции Александр Хлопицкий. Биография как у многих: школа, армия, работа. Шесть лет прослужил в органах юстиции. В 2003 году перевёлся на службу в ГИБДД ОВД по Ржевскому району, окончил юрфак ТГУ. Начинал с должности инспектора по пропаганде, был заместителем командира отдельного взвода ДПС. В 2010 году стал командиром взвода ДПС. Александр Хлопицкий, можно сказать, прошёл все служебные ступени в отделении ГИБДД и сегодня возглавляет эту службу, являясь начальником ОГИБДД.
Помимо мужчин, служат в ржевском ОГИБДД и женщины. Одна из них — старший лейтенант полиции Зоя Рябчикова, инспектор по пропаганде, которая поддерживает связь с местными СМИ и общественностью.
После окончания школы и колледжа Зоя Рябчикова работала воспитателем в детском саду. Затем поступила и окончила юридический факультет Тверского университета. Практику проходила в МО МВД России «Ржевский» в отделении ГИБДД, куда потом её и пригласили на работу. Пройдя в Твери курсы профессиональной подготовки, стала офицером полиции и была назначена на должность инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения Ржевского ОГИБДД. С тех пор прошло четыре года.
Работа отделения ГИБДД и отдельного взвода ДПС достаточно многогранна, и её результаты периодически рассматриваются на оперативных совещаниях при руководстве МО МВД России «Ржевский», а также внутри подразделения, где даётся принципиальная оценка степени участия каждого сотрудника в решении стоящих перед службой задач и его отношения к исполнению служебных обязанностей.