Игорь Соловьев, генеральный директор ООО «Прамо-Электро»: «Главное — поверить в себя»

— Игорь Вячеславович, следующий год для элтровцев юбилейный: предприятие отметит 100-летие со дня основания. Нашим читателям, думаю, будет интересно узнать, чем сегодня живет и дышит одно из знаменитых машиностроительных предприятий в России по производству автомобильного электрооборудования? Но вначале, по традиции, представьтесь, пожалуйста.

— Я родился и вырос в Горьковской области, в городе Арзамас-16. Это  закрытый город физиков-ядерщиков. Сейчас он называется Саров. Там живут мои родители. В 1971 году по окончании Казанского университета папа получил распределение в город, во ВНИИЭФ, ну и мама, музыкант, педагог, тоже туда приехала. Теперь это федеральный ядерный центр

— Вы пошли по стопам отца?

— Не совсем. По окончании школы в 1991 году я поступил в Московский инженерно-физический институт. Окончил факультет кибернетики по специальности «инженер-системотехник». В 90-е годы, когда любой компьютер был загадкой для большинства, я уже знал, что в нем происходит, когда мы нажимаем кнопку. На старших курсах я уже работал в финансовой компании в аналитическом отделе. Так возникла заинтересованность поработать в финансовой сфере на зарождавшемся тогда рынке ценных бумаг. Значит, неплохо бы дополнить первое инженерное образование. К сожалению, кризис 1998 года не позволил окончить Финансовую Академию при Правительстве РФ, но колоссальный опыт и знания я получить успел. В начале двухтысячных работал в компании, являвшейся одновременно поставщиком ГАЗа, СЕАЗа (г. Серпухов) и ЗМА (г. Набережные Челны).

В 2004 году поступило предложение поработать в «Агромашхолдинге».  Затем, в конце 2004 года, работал в Барнауле, на Алтайском Моторном Заводе (АМЗ) в должности коммерческого директора. Опыт работы на этих больших предприятиях, несомненно, был для меня очень полезен. А в 2006 году поступило предложение перейти в концерн производителей автомобильного и моторного оборудования «ПРАМО». Но об «Элтре» и городе Ржеве я знал до того, как стал здесь работать.

Ржев был одним из поставщиков электрофакельных свечей на АМЗ. Однажды к нам в Барнаул по рабочим вопросам прилетели представители ПРАМО Алексей Трунин — коммерческий директор, и Виктор Быстров — заместитель технического директора ОАО «Элтра». Это рабочее знакомство ускорило мой переход в концерн «ПРАМО», где мне предложили должность генерального директора торгового дома концерна «ПРАМО».

— Жили между Москвой и Ржевом?

— Можно сказать и так. С 2007 года начались мои поездки в Ржев. Когда ты вовлечен в цикл производства изделия, понимаешь, из чего складывается себестоимость, понимаешь его преимущества и недостатки, тебе гораздо легче управлять продажами.

— То есть, совмещая две должности, Вы прекрасно стали разбираться в полном цикле производства продукции — от создания до его продажи?

— Совершенно правильно. Достаточно быстро я узнал производство в Ржеве, поскольку мне это было близко.

— Вместе с Вами путешествует и Ваша семья?

— Как жены декабристов следовали за мужьями, так и моя супруга поехала сначала вместе со мной в Сибирь, затем в Москву.

Сейчас семья в Москве. Дочь готовится к поступлению в вуз. Я на выходные приезжаю домой.

— Однако вернемся к разговору о предприятии. За последнее время на «Элтре» произошли большие изменения. Как проходила реорганизация производства и что такое «ПРАМО-ЭЛЕКТРО», поясните, пожалуйста, нашим читателям.

— ООО «ПРАМО-ЭЛЕКТРО» — предприятие, расположенное на площадке ОАО «Элтра».

Когда осенью 2008 году пришла волна первого кризиса, когда стал падать объем производства и потребления, никто не знал, сколько это продлится и что с этим делать дальше.

Руководство концерна «ПРАМО» приняло решение о назначении меня исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Элтра». Полтора года мы выбирались из кризиса, действуя по жесткой, но необходимой программе. Ситуация показала, что те подходы и способы производства, которыми мы владели до 2008 года, устарели, затраты на производство не уменьшались, а качество выпускаемой продукции уже не удовлетворяло ожиданиям потребителя. Растущие убытки усугубляли ситуацию. Поэтому нужна была реформа. Мы стали оптимизировать производственные процессы, их расположение. Перестроили закупочную деятельность, реорганизовали продажу продукции и изменили планирование. Конечно же, это отразилось и на модельном ряде выпускаемой продукции. Некоторые изделия получали «второе дыхание», а другие снимались с производства. Часть узлов и компонентов мы продолжили выпускать сами, а что-то отдали сторонним производителям. Именно в тот момент были сделаны ключевые инвестиции в новые модификации генераторов и стартеров, которые мы сейчас выпускаем. Разумеется, все происходящее отразилось и на численности работников завода.

— Иными словами, Вы применили антикризисную программу.

— Да, было больно. Но лучше отрезать палец, чтобы спасти ногу. Разработку и производство новых стартеров и генераторов мы сконцентрировали в «ПРАМО-ЭЛЕКТРО», тем более что «ПРАМО-ЭЛЕКТРО» это еще и наследник перемещенного из Москвы в 2004-2005 годах производства генераторов АТЭ-1.

— Именно тогда стали говорить о новом стандарте качества?

— Да, так как качество — это целая система. Это тотальное качество во всем: как ты проектируешь? Сможешь ли ты его затем продавать? На чем будешь производить? А заложил ли ты в изделие возросшие требования с учетом особенностей нашей эксплуатации? Как ты это собрал, обработал, настроил… При этом качество не должно быть избыточным. А когда ты еще поставщик и соисполнитель федерального оборонного заказа, то у тебя в принципе нет права на ошибку! А покупатель на рынке запасных частей при всем этом еще ожидает от тебя лучшей цены, иначе проголосует своим кошельком не в твою пользу. Вот что для нас понятие качества.

— Несомненно, новый подход принес свои плоды?

— Количество дефектных изделий уменьшилось в разы, соответственно, снизились и затраты. Процессный подход позволил быстро реагировать на изменяющийся спрос. Когда имеешь ассортимент около 580 наименований, то выполнить заказ вовремя и в срок становится нелегкой задачей. Изменились отношения между покупателем и поставщиком. Рынок поставщика стал рынком покупателя. Договор поставки стал невероятно жестким. Сильные конкуренты и открытый рынок автокомпонентов заставили нас многое изменить.

— Персонал проходил специальное обучение?

— Естественно. Это был сложный процесс. Но, самое главное, нужно было изменить самих себя.

— Вас поддержал коллектив?

— Да. Когда мы переместили производство из одного цеха в другой, оптимально все настроили, увидели: ничего невозможного нет. Задача, которую мы поставили, дала ожидаемый результат.

— То есть Вы знали, что делать?

— Я посещал много производственных предприятий и у нас в стране, и за рубежом. Поэтому ничего не делал с закрытыми глазами. Для меня этот процесс не был неизведанным и невозможным. Я был уверен, что мы это сможем сделать.

— Но Ржев — не заграница.

— Да. Я прекрасно это понимал, что Ржев — небольшой индустриальный город, где есть специалисты любого уровня. Поэтому, чего не знали, тому учились. Даже через свои ошибки, которые можно было исправить.

Процесс реорганизации производства закончился в 2011. Мы сократили почти на 15 тысяч квадратных метров занимаемую площадь. В некоторых цехах кардинально улучшили условия труда. И это позволило продолжать выпускать конкурентную продукцию, зарабатывать и, получая прибыль, инвестировать в новые изделия. «ПРАМО-ЭЛЕКТРО» прошло сложную сертификацию системы менеджмента качества согласно требованиям автомобильного стандарта TS-16949. Аудиторы полагали, что у нас не получится. Но мы включили все человеческие ресурсы, работали круглые сутки, и сделали. Мы были первыми из производителей автомобильного электрооборудования, кто сумел сертифицировать свое производство по этому мировому стандарту. Главное, повторю, поверить в себя. Вера в себя важна, когда ты ведешь за собой коллектив. И когда коллектив верит тебе, это удваивает силы. И я благодарен всем и каждому за вклад в позитивные изменения на нашем предприятии.

— Что сегодня производит ООО «Прамо-Электро»? И каков рынок сбыта продукции?

— Перечень довольно большой, проще зайти к нам на сайт, посмотреть там, но скажу так: у нас есть стартеры и генераторы, термостаты, омыватели почти для всех отечественных пассажирских и грузовых автомобилей, которые были спроектированы еще в XX веке и продолжают выпускаться по сей день. Сейчас мы нацелены на расширение моделей для новых растущих сегментов, таких как легкий коммерческий транспорт. Яркий пример — «Газель NEXT» и ее модификации. В ульяновских двигателях для семейства NEXT стоят наши стартеры и генераторы. И, самое главное, сейчас отличный шанс попытаться заменить импортные компоненты у двигателей, которые начали производиться в РФ. Надеюсь, что в этом году мы начнем поставлять генераторы на двигатели нового поколения ЯМЗ-534, 536, которыми комплектуются грузовики и автобусы группы ГАЗ. Но это очень непросто, так как ты конкурируешь с мировыми производителями ISKRA, BOSCH, VALEO. Глаза боятся — руки делают. Ведь получилось же у нас на КамАЗе стать поставщиком генераторов на машины ЕВРО-4 и ЕВРО-5, и здесь получится! Мы поставляем нашу продукцию в группы «ГАЗ», «КамАЗ», «SOLLERS» (компания, объединяющая в себе Заволжский моторный завод и Ульяновский автомобильный завод). Несмотря на сильное падение продаж автомобилей, мы cохраняем стабильный производственный график и сбалансированную загрузку.

В этом году мы планируем выпустить и реализовать около полутора миллиардов рублей готовой продукции. Для рынка запасных частей мы поставляем продукцию в компанию «Прамо». Это наш эксклюзивный покупатель, который является основным дистрибьютором и занимается распространением нашей продукции на территории РФ и СНГ. Сохранение и поддержание своего покупателя — одна из основных задач сегодня и залог успеха в будущем.

Сейчас  на предприятии трудятся порядка четырехсот человек. (Для сравнения: в 2008 году численность предприятия составляла 1862 человека).

— Сейчас работают две площадки на территории предприятия?

— В начале 2015 года произошло объединение производственных активов. Производство тяжелого стартера, алюминиевое литье, механическая обработка, производство свечей накаливания и электрофакельных свечей, генераторы и малые стартеры — все сосредоточено в «ПРАМО-ЭЛЕКТРО». Некоторые цеха остались на своем месте, другие были реформированы. Проще говоря, «Элтра» предоставляет «ПРАМО-ЭЛЕКТРО» свою инфраструктуру для целей производства. Поэтому действующее производство располагается по обе стороны от дороги.

— Игорь Вячеславович, как планируете встретить юбилейную дату — 100-летие «Элтры»?

— Я помню 95-летний юбилей. И тогда, в тяжелые времена, думали, доживем ли до 100-летия? Теперь, уверен, обязательно доживем.

Я никогда не делил людей на «элтровских» и «прамо-электровских». Мы все — одно целое, единая команда и жить раздельно не должны. Менялось время, менялась ситуация, но люди — это самое ценное в любой компании. И это самое главное. От добросовестной работы каждого зависит будущее завода. Ежегодно мы выпускаем порядка трех-пяти модификаций продукции. Это говорит о том, что наш модельный ряд постоянно растет. Мы покупаем новые станки, обновляемся. Это значит, компания жива, развивается и всегда думает о завтрашнем дне.

— Вы довольны своей командой?

— Да. Рядом люди, которые понимают, что надо делать. Скажу, что однажды я пытался покинуть компанию. Но вернулся и доделал то, что было ранее начато, и нисколько об этом не жалею. Все, что мы вместе сегодня достигли — итог долгой, планомерной, скоординированной работы. И вот он, результат — самый лучший генератор в России.

— Спасибо за интервью. Всего Вам доброго!

Беседовала Елена Сооляттэ

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *