«Дома навсегда»

Марина Александровна Баранова,
мама шести приемных детей:

«Дома навсегда»

— Марина Александровна! Благородное дело усыновления приветствовалось во все времена и во всех культурах. Вспомним русскую пословицу: «Сирота в дом — счастье в нем!». Но сегодня проблема социального сиротства приобрела новый небывалый размах: многие дети становятся сиротами при живых родителях. От них отказываются еще в роддомах, еще до их рождения…

— Давно, когда я еще была беременна старшим сыном, лежала в больнице. И в больнице лежал брошенный мальчик. Помню, очень хотелось тогда забрать малыша. Потом свои дети выросли — у меня два сына. Мы уже воспитывали племянника, и он как-то загрустил. Говорю: «Костя, раз уж ты все время дома сидишь, пожалуй, рожу я еще двух девочек». Собрался семейный совет, приехали сыновья с женами и спрашивают: «Мать, ты что задумала?» Объясняю: «Хочу взять из приюта двух девочек». Меня единогласно поддержали. Сыновья обещали помогать физически и морально, но не материально, поскольку сами только вставали на ноги. Девочек мы с мужем, Николаем Александровичем, взяли в 2009-м году. Собрали документы и отправились в Ржевский приют. Увидели Юлечку. Спросили: «Хочешь к нам в гости?» — «Да». — «Если понравится, останешься?» — «Останусь». Юлии было 9 лет. Потом взяли ее подружку. Но у подруги нашелся дедушка. Пришлось ребенка отдать, это было очень болезненно для всей семьи. Валентина Витальевна Цветкова, наш инспектор, познакомила с Настей из районного приюта Ильченко. Потом мы влюбились еще в двух детей — Богдана и Настю. А муж особенно — в маленького Диму. И вот на данный момент в семье шесть детей. Старший сын оканчивает 11-й класс. Среднему сыну 14 лет, двум дочкам исполнится 14, младшей дочке — 12. Самому младшенькому — 4 годика.

— Какие-то обстоятельства жизни могут вызвать кризис в ваших отношениях? Например, этим кризисом может быть переходный возраст, когда подростки пытаются заявить о своей независимости от родителей. Как относиться к этому? Есть ли гарантия надежности, того, что ваши отношения не прервутся? Ведь подростки бунтуют и в отношении своих родных матерей и отцов.

— Все есть, как и в любой семье. И кризис бывает, но мы стараемся его решить. Наши дети понимают, что мы должны жить единой дружной семьей.

— Вы случайно не педагог по профессии?

— Я повар. Недавно получила высшее образование — экономическое.

— Марина Александровна, а если в «биологических родителях» проснутся родительские чувства?

— Человек без родителей — как дерево без корней. Думаю, что каждый имеет право знать, кем были его родители, почему они приняли решение расстаться с ребенком. Ребенок должен иметь шанс, чтобы понять и простить своих кровных родственников, и от этого он еще больше будет ценить, уважать и любить своих настоящих родителей, которые приняли его, как родного, которые его вырастили и воспитали.

Наши дети знают, что они — приемные. Если старшие дети в будущем захотят общаться со своими родителями, не станем препятствовать. Но такого желания нет. Например, маленький Дима встречается со своей бабушкой — бабушка его любит, ребенок ее тоже, и мы не препятствуем их общению. Дима у нас считанные дни, но малыш даже не хочет уходить в садик. Я ему объясняю, что садик — это не приют, что его придется посещать, чтобы играть с ребятами, так как мы с папой работаем. Но наш ребенок сказал: «Я дома навсегда!» Все дети зовут нас мамой и папой, кроме Богдана с Настей, которые в семье только месяц. Дети взрослые, понимают, что мы им не родные. Но от этого наша любовь к ним не уменьшается, и они это знают. Мы любим не за то, что они нас зовут мамой и папой, а просто любим!

— Вопросы наследственности Вас не смущали?

— Распространенное мнение о «голосе крови» сильно преувеличено и не является основополагающим. Ребенок любит тех, кто любит его. Любит чисто и бескорыстно. Некоторые говорят: «Мы боимся, какие у детей окажутся гены». Но приемный ребенок стремится быть лучше своих родителей! Например, Костя очень правильный, положительный мальчик. Хотя его мама, моя родная сестра, пьет по сей день.

— Наверное, похож на свою тетю.

— Все знакомые говорят, что дети похожи на нас!

— Папа как их воспитывает?

— Пожалуй, к отцу относятся порой лучше, чем ко мне. Ведь мама строго спрашивает и за уроки, и за уборку, и за поведение. А папа их балует, за всех переживает. По дому все делает сам, вместе с детьми. Если бы не папа, что бы я одна смогла?

— Идеальная семья!

— Да нет, все мы со своими достоинствами и недостатками. Можем горячо спорить, доказывая свою правоту. Но это не значит, что мы можем «надуться», обидеться и не разговаривать! Нет, тут же начинаем обсуждать, кто из нас был не прав. Это нормально.

— Дети дают больше приемным родителям, чем приемные родители — детям?

— Думать, что родители во всем лидируют, не стоит. Какими мы были бы лидерами, если не было наших детей?

— Живете в квартире?

— Нет, сейчас в частном доме. Мы продали трехкомнатную квартиру, купили дом, отремонтировали, благоустроили. В доме пять комнат. Что касается покупок, покупается все и всем. Составляем список и отправляемся по магазинам. Пусть мелочь купим, но каждому, чтобы никому не было обидно. У всех детей есть ноутбуки, кроме последних.

— Процедура оформления бумаг длительная?

— Дольше всего делается справка из милиции. Но в течение месяца все бумаги можно собрать. Конечно, приемных родителей контролируют органы опеки. Мы сдаем отчеты, но отчетность не представляет ничего сложного. Если надо, обращаемся в органы опеки. Думаю, люди боятся брать детей в семью от незнания. Послушают, что говорят и пишут на эту тему, и думают: «Зачем так усложнять себе жизнь!» Но сложного ничего нет. Считаю, проверки должны быть. Не будет проверок, мы дадим слабину детям. А так дети четко знают — дома должен быть порядок. Объясняю: «Дети, мы под чутким наблюдением. За собой навести порядок! За мной не надо, я сама все уберу».

— Сложно накормить такую большую семью?

— Очень хорошо готовит муж, тем более, что он работает посменно. Есть свекровь, которая живет отдельно, но всегда приходит на помощь. Мы живем большой дружной семьей. У нас много родственников, и мы со всеми общаемся и дружим. За столом на 20 человек уже не помещаемся. У нас с супругом много друзей, еще с юности. У меня настоящие подруги, мне они как сестры. Наши дети их любят, и они любят наших детей. Не могут приехать просто так, без подарка.

— Повезло Вашим детям. В современной семье обычно воспитывается ребенок без бабушек, тетушек и прочих родственников, а здесь — целое общество в миниатюре.

— Всех детей наши родственники приняли как своих родных. И балуют. Правда, мы им не очень позволяем это делать. Но если, например, дети захотели поменять телефон, не отказываем, а заранее предупреждаем родных и друзей.

— В каком духе воспитываете?

— Все вместе работаем и все вместе отдыхаем. Все обязанности распределены, кто за что отвечает, но все взаимозаменяемо. В свободное время Костя занимается в лыжной секции. Дочки посещали музыкальную школу, но программа в общеобразовательной школе усложнилась и стало сложно совмещать уроки с занятиями музыкой. Сейчас девочки ходят на танцы. Хотела отвести дочек в Воскресную школу при Оковецком храме, поскольку в приюте девочки общались с детьми из этой школы, но решили отложить это до начала нового учебного года. Пока вместе ходим в храм.

У нас свой огород, мы выращиваем цветы. Много собираем ягод: сморода, жимолость, ежевика. В прошлом году собрали 70 литров только одной клубники. Овощи, картофель — все свое. В доме живет всякая живность — собака, кошка, птички, рыбки. Прошли через всех — были и крысы, мыши, хомяки, морские свинки.

— На будущее дети уже строят планы?

— Костя после 6 класса решил поступать в суворовское училище. Поступил, присяга прошла, и ребенок заявил, что в училище он не останется. Меня водили по всем кабинетам, и в каждом кабинете отчитывали, какая я плохая мама, раз иду на поводу у своего ребенка и забираю его домой. Когда мы дошли до кабинета генерала, генерал выставил меня в коридор и начал разговаривать с сыном: «Костя, ты хочешь быть похожим на свою маму, которая пьет?» А сын как закричит: «Нет у меня той мамы. У меня только эта мама и только этот папа. И жить я без них не могу». Не дожидаясь разрешения генерала, ребенка я забрала. Сейчас сын уже по-взрослому рассуждает: «Да, тогда я был маленький, не смог от вас уехать». Хочет снова идти в армию, либо остаться сверхсрочно, либо пойти в МВД. Я не в восторге от его планов, но папа сказал, что мужчина должен служить. Наши старшие дети по состоянию здоровья не попали в армию. Но мой мальчик сказал: «Мам, я отслужу. Один год, это не много». Честно скажу, отпустить от себя ни одного ребенка я не готова. Даже старшие наши дети, хоть и женаты и живут отдельно, но рядом. У девочек на будущее еще детские планы. Богдан хочет поступить в училище на автомеханика.

— Кровные дети не хотят последовать Вашему примеру?

— Думаю, что последуют. Сейчас они молодые, но разговор такой у нас был. Сын Максим как-то заметил: «У меня родители советских времен. Поэтому они такие». Хочу, чтобы наши дети были добрыми, положительными и во всем помогали друг другу. Мы в помощи никогда не отказываем. Телефон не отключается, можно звонить в любое время суток. Личной жизни нет. Только семейная. Все наши дети очень добрые, но они прошли сложный жизненный путь за свою короткую жизнь. Первое время не знаешь, как подойти к ребенку, что ему сказать? Любишь, хочешь помочь, а боишься обидеть, но потом все приходит само по себе. Наши дети знают, что родителям можно сказать все, ругать не будут. Если они в чем-то виноваты, солидарна с учителями — нужно исправлять. Если дети не виноваты, мы будем защищать их до потери сознания. И дети знают, что мы за них заступимся. Родители должны узнать первыми, что случилось с детьми. Кроме родителей, помочь ребенку не сможет никто. Мы созваниваемся с учителями, директором четвертой школы, где учатся трое наших детей. Думаю, Настю тоже переведем в четвертую школу из пятой. Место в садике для Димы нам уже дали.

— Вы счастливая семья.

— Да! У нас много детей. У нас много друзей. И много хороших знакомых, с которыми жизнь свела. Если бы не наши дети, мы бы никогда не узнали о детском приюте. У нас в приюте появилось много друзей. В органах опеки добрые знакомые и все хорошо относятся к нашей семье. Мы платим взаимностью. Я не люблю публичных мероприятий, но так совпало, что в мой юбилейный день рождения в Твери меня поздравил губернатор области. Мероприятие очень понравилось — красивое, торжественное, и запомнилось надолго.

— И детям приятно, если их маму чествуют на столь высоком уровне. Гордиться своей мамой всегда приятно.

— Я высшее образование получила, уже имея приемных детей. Мне говорили: «Зачем на старости лет учишься?» Но я хотела, чтобы мои дети понимали, что образование — совершенно необходимая вещь. Поступила в институт, чтобы наглядно показать детям, что необходимо учиться.

— Что можно посоветовать людям, которые захотели бы последовать Вашему примеру?

— Просто любить детей. Как-то мне задали вопрос: «Теперь ты остановилась?» Пока да. Больше детей нельзя разместить в нашем доме. Но если мы пристроимся, я за себя не ручаюсь! На том приеме у губернатора встретилась с женщиной, которая имеет 13 внуков от своих приемных детей. И она говорит: «Я так замечательно себя чувствую!» Надеюсь, и мы с мужем доживем до наших внуков. Мы уже счастливы, но станем еще счастливее! Как однажды заметила одна знакомая: «Ты даже подумать не успела, а Боженька за тебя решил, что ты должна делать». Мы же не выбираем ребенка, ведь в приюте их много. Раз — и вдруг ребенок приглянулся. И не мне одной — влюбляются в ребенка все разом. Знакомые говорят — как детки на Вас похожи! Действительно, дети стали нам родными по-настоящему. Не думаем, что мы их облагодетельствовали, и они теперь должны всю жизнь быть нам благодарными. Ведь о родных детях так не думают. Их просто любят не «за что-то», а потому, что они родные. Ребенок никогда не будет чувствовать себя чужим в семье, если к нему относятся с любовью, как к родному. Любовь же в данном случае — не чувственные переживания, а труд. И главное: меньше слов, а больше дел, доказывающих истинность наших чувств.

— Благодарю Вас за интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *