Сердцем принимая красоту

Очень символично, что именно в День семьи, любви и верности в Выставочном зале открылась удивительная «Белая выставка» скульпторов-реставраторов из Осташкова — Коры и Владимира Федотовых, воспевающих самое светлое чувство на земле — любовь ко всему живому. Скульптура, акварель и графика, — всего около 50 работ прекрасно гармонировали и дополняли друг друга. А 15 июля состоялась творческая встреча с Корой Михайловной. К сожалению, из-за большой занятости ее супруг, Владимир Анатольевич, в Ржев приехать не смог.

Монументалист, керамист, реставратор Владимир Федотов закончил курсы керамики в Московском училище им. Строганова в 1984 году. Работал в Московском комбинате монументально-декоративного искусства. Занимался оформлением интерьеров и фасадов в технике керамики, мозаики, витража. А когда наступили 90-е, приехал в Осташков, на отцовскую землю. И вот уже четверть века Владимир Анатольевич восстанавливает интерьеры церквей Осташковского района, спроектировал въездную стелу города Осташков. За восстановление росписи и высокого русского иконостаса надвратной церкви Житенного Богородицкого женского монастыря Владимир Анатольевич награжден медалью Святителя Симеона III степени. За восстановление интерьера Богоявленского собора Нило-Столобенского монастыря — архиерейской грамотой. Его трудами восстановлены барельефы, карнизы, иконостасы, сени, киоты и колонны в росписи под малахит. Сейчас Владимир Анатольевич и Кора Михайловна реставрируют лепнину в стиле «барокко» в Крестовоздвиженской церкви Нило-Столобенской пустыни на Селигере, построенную в 1784 г. Многие сравнивают эту церковь с невестой, в белом убранстве, украшенном цветами. Это необычайно красиво!

Владимир и Кора Федотовы неоднократно участвовали в художественных выставках Москвы, Твери, Осташкова. В Ржеве их творчество представлено впервые.

Кора Михайловна признается, что на создание скульптур ее вдохновил замечательный мастер Владимир Федотов. Он просто сказал: «Лепи…». И это было как благословение.

— Он передал мне мастерство и силу, которые оживают в моей скульптуре, — говорит Кора Михайловна.

А началось все с Петра и Февронии. Очень хотелось воплотить фигуры двух людей, живущих в мире и согласии, в любви, в доверии друг к другу. Так родился небольшой барельеф русских святых, образ, который Кора и Владимир Федотовы с радостью дарят хорошим людям.

— В этой работе много личного, того, что мы пережили, — продолжает Кора Михайловна.

Образы Петра и Февронии очень важны для каждого человека, ценящего любовь, верность, семью. Воплощая евангельскую фразу «И прилепится жена к мужу, и будет плоть едина», Федотовы создали еще и скульптуру русских святых, где две фигуры объединены в одно целое. Феврония очень трогательно держит руку на плече Петра, как бы защищая его от тревог и волнений.

Центральное место в экспозиции занимают образы Михаила Тверского и Анны Кашинской, святых, особо почитаемых на нашей тверской земле. Мужчина и женщина, взявшись за руки, не могут наглядеться друг на друга. Их дорога устлана цветами: нежные незабудки повсюду, даже поднимаются по платью Анны, словно сшитом из дорогой парчовой ткани, а не слепленном из глины. Что это? То ли встреча, то ли расставание? Очень трогательный сюжет, полный любви и какой-то тревоги, которая чувствуется при внимательном рассмотрении скульптуры. Плащ Михаила Тверского — это не просто одежда, это картина, рельефно иллюстрирующая мир того далекого, тревожного времени. Лес, деревенька с церковкой, цветы, дорога, ведущая к речке, и всадники-гонцы. С какой вестью скачут они по полю? Об этом мы можем только догадываться.

В скульптуре «Молитва матери» очень тонко отражаются переживания матери о своем ребенке. Иногда больше тысячи слов может сказать всего лишь один жест. И задача художника — поймать тот самый миг. Вот мама обнимает свое дитя, а вот девочка, тонкая, как тростиночка, пряча за спиной цветочки и поднявшись на цыпочки, кладет голову на плечо матери. Нахождение с ребенком в любви и согласии — это тоже великое счастье.

В каждом жесте — пронзительная нежность, которая, как песня, околдовывает, очаровывает. Услышав один раз, её невозможно забыть, как и тот взгляд маленькой девочки, что стоит на причастии в Храме.

Тема семьи в круге времени с особой силой звучит и в скульптуре «Авраам и Сара». Кора Михайловна рассказала, что этот замысел возник после встречи с матушкой Иоанной из Торопецкого женского монастыря.

В библейских историях много разных ситуаций, повествующих о взаимоотношениях людей в семье. Авраам пронес свою любовь к красавице Саре через всю жизнь, и когда супруги были уже в зрелом возрасте, Господь благословил их на рождение ребенка. Именно этот момент запечатлен в скульптуре: Авраам идет навстречу к ангелам с ребенком на руках. Он едва касается плечом Сары. Это движение, динамика очень точно переданы в скульптуре.

— Загадочный взгляд Сары, немного напряженное плечо, поворот головы получились именно так, потому что всё сделано по благословению свыше, — признается Кора Михайловна. — Я бы сама так не смогла сотворить.

Отголоском из прошлого звучат «Песни отцов наших» — скульптура, рассказывающая о жизни наших прадедов, о русских традициях. Умиротворение и благодать исходят от скульптуры матушки, которая названа так: «Много добродетелей, но превыше всего — любовь». Внутреннее спокойствие, трезвое восприятие окружающих ощущается и в молитвенном взоре, и в каждой складочке ее одеяния, слепленного с такой любовью и несомненным мастерством, что кажется, это вовсе не глина, а податливая ткань, искусно сшитая портным.

То же ощущение возникает, глядя на фигуры прекрасных девушек, играющих на музыкальных инструментах (цикл «И музыка, и радость, и любовь»).

Работы Коры и Владимира Федотовых наполнены нежностью и трепетным отношением и к материалу, и к теме, которая волнует каждого православного человека, потому что говорят они о вечных ценностях: любви, вере, прощении. Скульптуры настолько одухотворены, что в них чувствуется дыхание жизни. Есть мнение, что скульптуры были бы выразительнее с тонировкой, что им не хватает цветового разнообразия. Но ржевитяне категорически с этим не согласились.

Натуральный теплый цвет шамотной глины после обжига, такой изысканный и нежный, облекает скульптуры, придавая им воздушный, небесный образ. К тому же, прекрасно гармонирует со звонкой, чистой акварелью Коры Федотовой. Солнечная, теплая осень, сказочный зимний лес в лучах заката; лес, горящий в золотом сиянии солнца и от того огненно-красный, или графические работы — раздумья, выполненные тушью, — в каждом произведении — безграничная любовь к человеку и родному краю, милой тверской земле, ставшей для супругов Федотовых и вторым домом, и смыслом жизни.

Остается добавить, что благородное звучание шамота, светлых акварелей и утонченной графики удачно перекликались с музыкальными этюдами, виртуозно исполненными Муниципальным камерным ансамблем под управлением Александра Иваненко, и наполнили сердца зрителей, пришедших в тот день на встречу с искусством, новыми впечатлениями.

Елена Сооляттэ

7_5 7_4 7_3 7_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *