РАЗВОД И ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ

Сначала о браке

Дима и Олеся — молодые люди. Он только как год из армейских рядов вернулся. Устроился на работу, поступил на заочное отделение в институт. Она тоже работает и учится заочно в высшем учебном заведении.

У обоих работа, по нынешним меркам, не шибко оплачиваемая, поэтому никаких накоплений на чёрный день у них нет. А вот встречаются они давно. Познакомились ещё до его армейской службы. И пришла, как говорится, пора пожениться, оформить официально законный брак в ЗАГСе. Ну, разумеется, и свадьбу сыграть, как положено, со всеми по такому случаю атрибутами.

А своих денег на всё это у них нет. Хорошо, что родители, весьма положительные, хотя и небогатые люди, бросились на выручку своим чадам.

— Да я кредит возьму, но свадьбу сыграем, как положено. С лимузином, рестораном и запуском в небо голубей и фейерверком, — весомо сказала Димина мама. Никто ей перечить не стал.

Свадьбу сыграли. Деньги потратили. Молодые пожили-пожили вместе, а потом у них что-то не заладилось. Оказалось, что одной любви для совместной семейной жизни всё-таки явно недостаточно. Закончился «конфетно-букетный период», настала проза будничной жизни. С отсутствием своего жилья, а значит, и личного пространства, которое необходимо каждому человеку. С нехваткой денежных средств. С нудной готовкой пищи, стиркой, уборкой и прочим, к чему молодые люди ещё не были приспособлены. Условный круг навалившихся проблем сжимается и душит, душит, душит. Отсюда нетерпение и неприятие друг друга. Ссоры, скандалы, а то и рукоприкладство.

— Как ты мне надоел, — кричит молодая жена.

— А ты — мне, — огрызается муж.

Знакомая картина, не правда ли?! Многие из нас через подобное проходили… В общем, нет в жизни счастья, а раз нет счастья — закономерен развод.

— И девичья фамилия, — добавляет бывшая жена. На вопрос о причине разлада зачастую отвечают, не задумываясь, чтобы полностью не раскрываться: «Не сошлись характерами». И в этом ответе что-то есть. Так как расходятся люди не потому, что они плохие. Они просто разные. Родства душ у них нет. А всё потому, что начали они семейную жизнь не с души, а тела.

Родители ещё взятый на свадьбу в банке кредит не выплатили, а «молодые» уже разводятся. Вот вам и крепкая семья, которая, как сказано, основа крепкой державы. И все ныне действующие государственные программы в поддержку и укрепление семьи и семейных отношений у нас явно недостаточны. Потому и распадается у нас в стране семейных пар достаточно много. Об этом и статистические данные говорят, которые каждый отыскать может, стоит только полистать старые газеты.

Теперь о разводе

Вот ещё одна житейская история в тему.

Зина шла разводиться с Семёновым. От материнского дома до суда путь недлинный. Только Волгу через мост перейти, а там мимо гостиницы и почтамта — на улицу Кирова. Зине зябко, но не от холодного ветра. Нервы натянуты, словно пружины. Копится в уголках глаз влага, слезинки обиды, смывая тушь с ресниц.

Зинаида знает, что она — красивая женщина. Шикарные длинные волосы и стройные ноги — это первое, на что обращают внимание мужчины. Семёнов тоже «клюнул» на это.

Когда они познакомились, ей только-только исполнилось восемнадцать. Стояла с подружкой на автобусной остановке. Юбчонки короткие, блузки прозрачные. Подкатила иномарка. Вышел высокий парень. Предложил подвезти. Подруга отказалась, а она согласилась, потому что дура была. Польстилась на антураж. Блеск машины, стильную музыку, доносившуюся из стереоколонок на заднем сиденье. Ещё и подумала при этом, что парень, наверное, при деньгах. Сама-то она жила с родителями довольно бедно, хотя старалась «марку» держать и вида не показывать.

Парень назвался Валерой. Как принцессу посадил её в авто. Покатал по городу и высадил возле дома, назначив свидание. Он торопился по своим делам. Короче говоря, из «деловых» был.

Они стали встречаться. Валерий часто ездил в Тверь и Москву на оптовые базы, поставляя товар в свой город. Когда Зина забеременела, сыграли свадьбу по всем негласно установленным правилам. Жить стали отдельно от родителей. Так как две хозяйки в доме, как и два медведя в берлоге, вместе не уживаются.

Молодые сняли квартиру по приемлемой цене. Откуда деньги? Зину этот вопрос мало интересовал. Мужчина должен уметь зарабатывать, чтобы содержать семью. А не умеешь, тогда и не женись.

Валерий искал пути выхода на солидных московских бизнесменов, чтобы оказаться в одной из столичных фирм и, кажется, делал на этом поприще успехи.

Сейчас многие, в основном, молодые люди, ищут престижную работу с достойной зарплатой в больших городах. В провинции, будь ты хоть семи пядей во лбу, таких денег, как там, не заработаешь. Хотя, разумеется, к этому стремиться надо.

Зина родила девочку и сидела дома, думая о том, что теперь у них полноценная семья.

Для неё начался быт. Нужно было приглядывать за младенцем. Кормить, стирать, нянчить. Да ещё поддерживать чистоту и уют в жилище, и готовить, готовить, завтраки, обеды, ужины.

Такая жизнь скоро стала надоедать Зинаиде. Ни танцев, ни подруг. Валера целую неделю в столице. Приедет на выходные, как в гости. Сунет деньги, вроде подачки. Ночью — ласки, а днём — телевизор. Футбол ему посмотреть надо, не нафутболился ещё. Такой вот «гостевой брак» получился.

Говорят, расстояния укрепляют любовь. Враки всё это. Расстояния отдаляют людей. Нарушают привычки и не создают семейные традиции.

Бывало, Зина подойдёт к Валере, обнимет, спросит:

— Ну как там, в Москве?

Он отшутится:

— Кремль стоит, и деньги водятся.

И всё. И вроде бы, сказать больше нечего. Может, скрывает что-то? Или просто по характеру скуп на слова? А женщина, особенно молодая, она любит ушами. Ей хочется слышать и слушать наивные истины, что она единственная, ненаглядная, неповторимая. И верить в это.

Валерий Зинаиду воспринимал как должное. Как нечто своё. Моя жена, моё авто, моя квартира. Чувства со временем заглушились заботами, добыванием денег на «хлеб насущный». На «тряпки» и украшения для супруги.

Что ей не хватает? — думал он. — Сидит дома целыми сутками…

Он старался скрыть своё раздражение и с нетерпением ждал понедельника, чтобы уехать. Пусть в хлопоты, но зато среди таких интересных и значимых людей, которых называют бизнесменами. У них даже женщины были другие: элегантные, холёные, знающие себе цену.

Так прошёл год, другой, третий. В дни рожденья он дарил ей цветы — красные розы. Розы стояли в хрустальной вазе. Осыпались,  засыхали, и она выбрасывала их без жалости. Не цветы и деньги были нужны ей, а человеческое общение. Как у всех, как в нормальных семьях, где как принято говорить: «муж и жена — одна сатана».

У Зинаиды специальности не было. Жена — разве это профессия?! Разве что в семьях военных, и то в отдалённых гарнизонах.

Она решила пойти на курсы, чтобы выучиться на парикмахера, чтобы потом, ежели повезёт, работать в каком-нибудь салоне красоты.

Валерию, разумеется, это не понравилось.

— Тебе что, денег мало?! Лучше больше времени ребёнку уделяй, — стал корить он.

— А ты сам-то где и с кем время проводишь? — начала придираться и упрекать она.

Встречи выливались в словесные истязания. Секли они фразами по душе, как кнутами, и уже не воспринимали, а ненавидели друг друга. А ещё говорят в народе, что милые бранятся только тешатся. Видно, не всегда правда это.

В одну из таких перепалок Валерий не выдержал:

— Всё. Хорош, — сказал он. — Давай разводиться, пока дело до рукоприкладства не дошло. С квартиры съезжаем, и живи, как хочешь.

— Ну и пожалуйста, — ответила она. — Пусть будет развод и девичья фамилия.

Он ушёл, хлопнув дверью, не дождавшись вожделённого понедельника.

Они решили разводиться. Подали заявление в суд. Мол, не сошлись характерами. Впрочем, каждая пара расстаётся по-своему. Была любовь — и нет её. Развалилась семья.

Они договорились расстаться красиво, без взаимных упрёков, оскорблений, унижений и прочей обывательской грязи. Красивый развод — дело тонкое. На него не каждый способен. Это как талант, который от рождения достаётся не каждому. Но и они сами люди тоже вроде бы не простые. Так зачем же тогда соседей смешить?! Заранее можно обо всём договориться и разграничить условия.

«Свободная» жизнь Зинаиде веселья не принесла и радости не добавила. Только грусти. Валеру она не видела, к свекрови не ходила. Украдкой бросала взгляды на мать. Осуждает или оправдывает?! Вздыхала. Одна ведь с ребёнком остаётся. А каково потом ребёнку без отца жить? Об этом она сразу и не подумала.

За думами Зинаида и не заметила, как подошла к зданию суда. Вошла в помещение. Поправила макияж. Надо выглядеть достойно, не унижаться и не терять головы.

Зина поднялась по ступенькам на второй этаж. Валерия она заметила сразу. Он стоял, привалившись к стене.

Она подошла к нему, встала рядом. Поздоровались. Помолчали. Из кабинета судьи вышла молоденькая девушка-секретарша.

— Семёновы есть? — спросила она, ни к кому не обращаясь конкретно.

Зинаида и Валерий встрепенулись.

— Здесь, — откликнулись они в один голос.

— Заходите, Семёновы, — строго сказала секретарь, и они пошли вслед за ней туда, где их ожидала судья. Дверь за ними захлопнулась наглухо.

P.S. В России, по данным статистики, распадается каждая третья семья. Почти 70 процентов молодых россиян предпочитают жить совместно без официального оформления семейных уз в ЗАГСе. То есть, сожительствуя без штампа в паспорте. Не затрудняя себя ни процедурой бракосочетания, ни процедурой развода.

Что касаемо непосредственно Ржева, то в прошлом 2015 году 444 молодые пары официально оформили супружеские узы, а вот расторгли их 258 пар. Какие уж тут комментарии.

Евгений ОЖОГИН

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *