Татьяна Геннадьевна ТАЛЫЗОВА, заведующая Звягинской начальной школой:  «ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВ НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО МОЖЕТ СЕБЕ ЭТО ПОЗВОЛИТЬ»

— Татьяна Геннадьевна, мы с Вами встречаемся перед самым началом учебного года. Вот-вот прозвенят звонки и школы наполнятся звонкими ребячьими голосами. Для Вас как для педагога школьный звонок прозвучит в который раз?

— Это будет мой 23-й учебный год. Свою педагогическую деятельность я начинала в Седневской начальной школе деревни Светлая Ржевского района. Пришла туда в 1994 году сразу после окончания Старицкого педагогического училища. Отработав два года, вышла замуж и уехала в восьмилетнюю школу в Мончалово. После декретного отпуска учила ребят в Чертолинской школе. Вела физическую культуру, музыку, изобразительное искусство. Затем меня пригласили в Звягинскую начальную общеобразовательную школу. До 2007 года учительствовала. Затем к преподаванию присоединилось заведование школой. В этом же году детский сад и начальная школа были объединены.

— Школа малокомплектная?

— Да. У нас организовано два класса-комплекта: 1-2, 3-4. Процесс обучения и воспитания осуществляют два учителя и три воспитателя дошкольной группы. Малокомплектная школа — это не особое образование, скорее, образование в особых условиях. В четырех классах у нас 17 человек. В дошкольной группе 35 человек. Детей привозят из соседних деревень на автобусе Чертолинской школы, а в пути их всегда сопровождают наши педагоги. За последние годы, и это радует, наблюдается рост числа ребятишек. Весной будет большой выпускной дошкольной группы — 8 человек, 5 из них придут к нам. Школа совершенствуется: установлены камеры видеонаблюдения, сделано ограждение пришкольной территории.

Всех вместе, с обслуживающим персоналом, педагогов и воспитателей пятнадцать человек. Коллектив небольшой и слаженный.

— Средний возраст ваших сотрудников?

— Около сорока лет. Педагогический стаж Ольги Анатольевны Шевчук больше 33 лет, у Ольги Викторовны Петровой — 15 лет, Инга Давидовна Марянян работает с детьми 13 лет, Ольга Владимировна Лебедева 5-й год. В педагогике случайные люди не остаются. Работать с детьми и не вкладывать в них душу, не сопереживать их успехам и неудачам — невозможно.

— У Вас работа, требующая постоянного общения с людьми, контроля за своими словами, действиями. Эмоциональная нагрузка очень велика…

— Вы, наверное, о синдроме «профессионального (или эмоционального) выгорания»? Усталость к концу года, конечно, присутствует, но выгорание… За собой такого не замечала никогда. Чтобы такого не случилось, стараемся поддерживать друг друга в коллективе.

— Кадрами ваше образовательное учреждение укомплектовано?

— Да. Коллектив у нас постоянный. Это тоже положительно сказывается на учебном процессе.

— Татьяна Геннадьевна, у Вас в роду учителя были?

— Бабушка дочери — педагог. Династия учителей складывается сейчас. Дочь Вероника на 3-м курсе педагогического факультета TвГУ, приемная дочь Алина в следующем году заканчивает педагогический колледж. Мои дети настроены остаться в профессии.

Обе проходили летнюю практику в лагерях и приехали домой очень воодушевленные, привезли море впечатлений.

— Татьяна Геннадьевна, как Вам кажется, дети и родители из села и из города — отличаются? 

— Возможно, люди на селе чуточку добрее. Быть может, это тоже влияние самой природы, мы, селяне, живем в непосредственной близости и контакте с ней. Родители воспитанников и учеников — наши помощники. У нас хорошая явка на собрания. Их тематику нам помогают определить сами родители. Обсуждаем, ищем выходы из затруднительных ситуаций, связанных с воспитанием детей, вместе. Родители и скворечники сделают, и с ремонтом в школе помогут, и в праздниках поучаствуют.

— Очень много времени у учителя занимает работа с бумагами…

— Да, раньше такого потока документации не было.

— И ориентир был на то, чтобы дать знания, а сейчас же учитель должен научить учиться.

— На селе, да и в городе, это не всегда удается. Это трудно. На это целеполагание должно быть ориентировано образование, которое получают студенты в вузах и средних учебных заведениях. В этом должны быть заинтересованы все: родители, школа, сам ребенок, иначе научить учиться невозможно. К примеру, по новым стандартам, нужно дать ребенку домашнее задание, где потребуется если не привлечение сети Интернет, так компьютер или планшет, принтер. Согласитесь, не у каждого родителя есть возможность эту оргтехнику приобрести и наладить выход в сеть. Конечно, наши родители выходят из положения: ищут информацию через телефоны, приносят флешки в школу, не стесняются обратиться за помощью к педагогам. Они молодцы, заинтересованы и хотят, чтобы их дети получили максимум от учебного процесса. Педагоги используют на уроках интерактивную доску. У нас введена школьная форма. Как требуют стандарты, мы ведем электронные дневники, но в силу объективных причин немногие родители ими пользуются. И поэтому не собираемся отменять бумажный вариант школьного документа.

— Отметки ученикам ставятся со второго класса?

— Да, со второй четверти второго класса. Конечно, и ребят, и их родителей мы к этому готовим. Пришел малыш первый раз в первый класс, что ему можно сразу поставить за работу? Можно и нужно пока только хвалить. Слабых учеников — особенно, чтобы появлялась уверенность в себе, мотивация учиться. Я хвалю и подбадриваю устно. Говорю: «я бы поставила тебе …, хочешь отметку выше — нужно работать». С детьми необходимо разговаривать и пояснять свои поступки.

— Родители просят сориентировать их в баллах, на что успевает ребенок?

— И я это делаю, тактично, аккуратно и только лично. В целом молодцы все. Хотите подробнее — давайте поговорим лично.

У моего кабинета висит ящик с надписью «Обратная связь с родителями», но обращений в нем нет.

— Наверное, это только подстегнуло родителей ваших учеников обращаться лично. Сельские учителя ведут физкультуру и музыку, технологию, изобразительное искусство?

— Да. Приходится постоянно заниматься самообразованием. Помимо уроков у нас есть кружок занятий физической культурой.

— Здание школы проблем не доставляет?

— Школа большая, строилась в 1992 году. У нас централизованное водоснабжение, канализация, своя газовая котельная. Полы железобетонные, покрыты линолеумом. Окна по несколько штук в год меняем. Свой пищеблок, столовая. Обед бесплатный, после третьего урока.

— И неужели живете без проблем?

— Беспроблемной жизни быть не может. Конечно, они у нас были и есть. Одна из проблем, наверное, не только наша, но и района — разрастающиеся рощи борщевика. Рядом с нашей школой — одна из таких. У земли есть собственник, но он бездействует. Обратились в администрацию, территорию окосили. А прежде делали это своими женскими силами.

Перед проблемами пасовать не стоит. Этому меня научила мама. Не получилось в этот раз, получится позже, главное — не бездействовать. По жизни надо быть оптимистом, негатива и так хватает. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

— Татьяна Геннадьевна, Ваша мама — бывший глава администрации с/п Чертолино Нина Павловна Иванова…

— Да. Мама — главный человек в моей жизни. Я горжусь ею. Она всегда выслушает, поможет и не только близким, всем, кому это нужно.

— Звягино — большое село?

— Дворов 164, проживает 364 человека. Отрадно, что люди вновь начинают относиться к своей малой родине, селу, деревне, улице по-хозяйски, уделяя внимание благоустройству. Хорошо, что это поощряется администрациями поселения, Ржевского района.

— Вы живете в своем доме?

— Нет, многоквартирном. У нас создано ТСЖ. Председатель тоже учитель. Несколько лет назад прошел капитальный ремонт: перекрывали крышу, штукатурили, красили, меняли электропроводку в подъездах, сделали новую водокачку и новый водопровод. Село у нас живое, молодежи много. Работают кто в ООО «Афанасовский», кто ездит в Москву, соседние районы. Есть клуб, библиотека. Наталья Болтовская и Наталья Купцова участвуют в организации внеурочной деятельности школьников. После учебы проводят занятия по интересам, «Веселый каблучок», театральный. Мы пытались организовать работу музыкальной школы, но все упирается в финансы. Чтобы вывезти ребят на экскурсии, нужен транспорт. Чертолинская школа нам, конечно, не отказывает, но автобус нужен им самим. Наличие собственного транспорта увеличило бы число учеников нашей школы.

— А медицинский работник есть?

— Школа прикреплена к Свистуновскому офису врача общей практики.

В этом году у нас открылась медицинская комната. Сами себе мы не предоставлены. Есть внимание и поддержка со стороны администрации сельского поселения, администрации Ржевского района, отдела образования, директоров больших сельских школ. Мы активные участники мероприятий к 9 мая, Дню матери, Дню пожилого человека. В Звягино находится мемориальный комплекс в память о сожженных и расстрелянных фашистскими оккупантами афанасовцах. Наши дети знают это место. Мы учим их сохранять память. Жить в согласии и мире.

— Министра образования сменили прямо перед началом учебного года. Наверняка, подует ветер перемен. Вам довелось поработать под началом Ольги Архиповой, теперь больше двух лет заведующий районным отделом образования Алексей Макурин…

— У каждого свой стиль руководства, у каждого есть чему научиться. Для меня главное — ответственно, с душой, с искренней любовью к своему делу выполнять работу, чему и стараюсь следовать, вне зависимости от смены начальства.

— Татьяна Геннадьевна, престиж сельского и городского учителя равнозначен?

— Ни разу не замечала превосходства одних над другими. В чем-то городские учителя нам даже сочувствуют, мы удалены от центра.

В нашем обществе есть те, кто считает, что работать учителем легко. Но везде хорошо, где нас нет. На заводе человек работает с машинами, железом, а мы с душами.

— Как Вы относитесь к ЕГЭ?

— Однозначно сказать не могу. Систему следует совершенствовать. Ожидаемого результата без коррупционной составляющей пока нет. Психологическая нагрузка на выпускников налицо, и не всегда она оправдана.

— Татьяна Геннадьевна, Вы сказали, что совсем недавно получили второе образование.

— Да, в 2015 году заочно окончила Ярославский государственный педагогический университет имени Ушинского по специальности «учитель-логопед». Училась с удовольствием. И логопедия помогает мне лучше понимать, почему у ребенка не получается написать букву, прочитать слово.

— Какой совет Вы бы дали родителям школьника?

— Не требуйте от детей многого. Не пугайте школой и учителями. Учеба должна стать для человека пусть непростым, но интересным, запоминающимся успехами периодом в жизни. А мы, учителя, вам в этом поможем. Взрослый — пример, образец поведения для ребенка. Если показываешь пример искренне, ему проще следовать. Дети меняются в лучшую сторону. В желании быть современными нет ничего плохого. Как говорится, не мы такие — время такое. Жизнь заставляет быть любознательнее, смелее, настойчивее.

Желаю родителям школьников и коллегам терпения и творческого роста, своей школе — развития.

— Спасибо. Интересного, насыщенного добрыми событиями учебного года вашей школе.

Ольга ЖДАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *