ПИШУ С ДУШОЙ

К 60-летию Андрея Грица

Он помнит себя в детстве совсем отреченным, последним ребенком, быть может, самым любимым. Он не воспринимал любовь, просто изучал природу, наблюдал за тем, как растут цветы, деревья.

Жарким летом шестилетний мальчик вышел босиком из родного дома посмотреть, что там, за забором, копают. А там, за забором, прорыли большую длинную канаву в два метра глубиной. Видимо, для водопровода. Посмотрел вниз и поскользнулся, но ничего не сломал. Посмотрел налево — километр, направо — тоже. И остался сидеть на месте. Вверх — два метра. А в траншее хорошо, прохладно. Кругом красная жирная глина. Он никого не стал звать на помощь. Глина попала в руки, и они стали сами лепить. Рядом были лягушки, жабы, жуки, какие-то насекомые. Но мальчик не боялся лягушек и пауков. Походил по траншее.

— Ну что ты, лягушка, упала сюда? Давай я тебя выброшу наверх. Тебя, и тебя… А тебя оставлю и слеплю с натуры, потом освобожу.

Мальчик, увлеченный творчеством, сидел в сырой яме, лепил из глины лягушек, кузнечиков.

Вечером отец возвращался с работы.

— Андрей! Что ты тут делаешь? — спросил он.

— Леплю.

— Вылезай.

— Не могу. Глубоко.

Отец принес лесенку.

Вымазавшийся, но очень довольный, краснокожий глиняный мальчик…

Андрей пошел умываться, потом набрал много глины и лепил за столом, в огороде, ноги, руки, уши и глаза…

С тех пор прошло много лет. «Глиняный» мальчик стал маститым художником, имя которого всем хорошо знакомо. Андрей Викторович Гриц, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Сейчас он учит мастерству своих подопечных в ДШИ N№ 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых.

Андрей Гриц родился в Ржеве в простой, большой и дружной семье. Отец, Виктор Степанович, был железнодорожником. Мама, Александра Михайловна, — фельдшером. В зрелом возрасте отец увлекся резьбой по дереву и создавал великолепные скульптуры.

— Дожил до 90 лет и последние, тридцать, когда он занимался творчеством, — вспоминает Андрей Викторович, — были самыми счастливыми. Творческий человек и моя сестра Наталья, которая живет недалеко от Вашингтона. Лингвист по специальности, она тоже прекрасно рисует.

Унаследовал творческую жилку и сын Петр — музыкант с консерваторским  образованием. Изумительно играет на фаготе, в чем ржевитяне могли убедиться, когда он приезжал из Санкт-Петербурга к отцу на открытие юбилейной выставки.

Как человек увлеченный, Гриц пробовал себя в различных творческих профессиях. Свое художественное образование начал в Ивановском художественном училище. Потом — служба в армии, после чего, ощущая себя состоявшимся художником, понял, что хочет постичь новые высоты. И судьба его привела в Мариинский театр. Работал там, в городе на Неве, рабочим сцены и параллельно как вольнослушатель посещал курсы в Академии художеств. В 24 года стал членом Ленинградского молодежного объединения Союза художников СССР.

В театре познакомился со своей первой женой, Галиной, художником по костюмам, с которой вместе прожил 19 лет. Отец Галины, Юрий Тулин, Заслуженный художник СССР. В их элитном доме в Ленинграде, где по-соседству жили Кирилл Лавров, Георгий Товстоногов, собирались известные художники, музыканты, поэты. Андрей Викторович прекрасно помнит, как свои стихи читал советский поэт Николай Рубцов. Благодарен судьбе и за то, что посчастливилось учиться в мастерской Ю.Н. Тулина. Эта творческая атмосфера была хорошей школой, поскольку до 90-х годов он работал на Ленинградском телевидении художником-постановщиком, декоратором, графиком. Почувствовав в себе хватку режиссера, поступил и в 1990 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, а затем в Москве, на Шаболовке, высшие курсы художников-постановщиков. Работал на телевидении как режиссер и художник-постановщик. Много декораций придумал к различным спектаклям и передачам. Но тяжелые 90-е перечеркнули и поломали все. Его режиссерская профессия оказалась ненужной в новой России. И Андрей Викторович решил вернуться на родину, в Ржев.

— Как Робинзон Крузо, 30 лет я скитался, потом вернулся в родные края, — с ироничной улыбкой признается он. Но, уверен, не зря. Где родился, там и пригодился.

Одиннадцать лет Андрей Гриц преподает на художественном отделении в ДШИ N№ 3. За эти годы девять из его выпускников выбрали творчество делом жизни и поступили в художественные училища и вузы. Согласитесь, это высокий результат. Педагог с большой любовью рассказывает о школе и своих учениках.

— Мы ведь не только суворовской муштрой занимаемся. Всегда советую детям больше читать, наблюдать за природой и природой человека, развивать память моторную и зрительную — это дает рост интеллекта. Польза обучения в школе искусств очень велика, — считает Андрей Викторович. — Даже если выпускник не станет художником или музыкантом, он научится быть хорошим слушателем или зрителем; тяга к прекрасному останется с ним на всю жизнь…

А.В. Гриц вносит большой вклад в развитие культуры города Ржева и в благородное дело воспитания подрастающего поколения. Творческий труд и высокий профессионализм отмечен многочисленными грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

И все эти годы он не переставал писать; участвовал в областных и городских выставках в Санкт-Петербурге, Твери, Ржеве. Провел несколько персональных выставок. Его работы вошли в каталоги, издаваемые ТСХР.

Этот год для художника юбилейный. Персональная выставка живописи, приуроченная к 800-летию Ржева, открыта в Выставочном зале 20 августа и пользуется несомненным успехом у ржевитян. В экспозиции представлено 95 работ на холсте, оргалите, написанные маслом, темперой, акварелью. Очень много новых. И все они — «капли отражений» его сознания, многообразия и величия мира, который окружает художника. Капли счастья, добра, любви.

Андрей Викторович признается:

— Чем старше, зрение — хуже, а видение — лучше, и пишу точнее, так как смотрю душою.

И с годами этот взгляд заметно меняется, цветовая гамма  его полотен становится все более ясной, светлой, чистой.

— Я стремлюсь к чистоте, — подводит итог мой собеседник.

Под легкой кистью художника оживают пейзажи, благоухают цветы и травы, одурманивая своим пьянящим ароматом. Сложные композиции обретают глубокий философский смысл, уходящий за рамки обыденного, передающийся в особой, именно ему присущей манере. Андрей Гриц в совершенстве владеет кистью, подчиняя себе буйство красок, мысли, энергии. Его работы отличает безукоризненное владение цветом, продуманность темы, философский настрой.

Художника вдохновляет родная природа. Он искренне любит свой родной уголок — деревню Курьяново, старенький домик с русской печкой, которую он сложил сам, дивные георгины в палисаднике, бездонное голубое небо, которым можно любоваться часами. Невозможно пройти мимо великолепных натюрмортов с пасхальными яйцами и вербой в кувшине («Чистый четверг») и не вдохнуть аромат «Вербного воскресенья». А как вкусно художник нам изобразил «Глубокий обморок сирени!». Смотришь на нежные лилово-белые веточки и слышишь этот ни с чем не сравнимый аромат весны. А сколько кругом цветов! Ярко-желтый куст топинамбура, лиловые ирисы, белый жасмин и васильковые «башмачки», цикорий в глиняном горшке и незатейливые полевые цветы в белом чайнике. Вот три розы, символизирующие женскую красоту: бело-зеленая — юность, рыжая — расцвет, красная — зрелость («Три цвета времени»).

А с какой любовью пишет Гриц портреты своих земляков! Знаменитых ржевитян Алексея Яковлевича и Терентия Ивановича Волосковых и Почетного гражданина Ржева Я.И. Гуревича. Хитро прищурив глаза, на нас смотрит седовласый художник Н.В. Кротов. Улыбается беззубым ртом «Последний пастух деревни Курьяново». Узнаваемы импозантная Нина Серова и задумчивый Павел Бронштейн.

— Главное — показать характер, — считает художник.

На мой взгляд, весьма интересен автопортрет(«Двери»). Юноша с широко распахнутыми глазами выходит из тупика, уходит от закрытых дверей, в которые ломиться нет проку, и идет навстречу свету. Он жаждет познать этот мир, ему все интересно и ново. Этот задумчивый взгляд в бесконечность мы видим и в портрете Галины («В зале Головина»), и очаровательной «Незнакомки», пленяющей зрителя своею естественной красотой и нежностью.

Исторический настрой звучит в произведениях: «Первая пасха после блокады», «Ржев», «Иерусалим», «Петроградская сторона». Присутствие разных по времени героев, разных по географии мест, бесконечность линий, мерцание цвета органично вписываются в строй картин и придают им особое эмоциональное звучание. Этот удивительный мир создан Андреем Грицем и открыт заново нам, зрителям. Ведь в каждом произведении — частичка его души, его сердца, наполненного безграничной любовью к людям, к родной земле, на которой он родился и вырос, где он стал настоящим мастером.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото

Владимира КУТУЗОВА

7_8_u 7_7 7_6 7_5 7_4 7_3 7_2

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *