«Гармония звуков и сердец»

Так емко, точно, образно определил известный музыкант Александр Иваненко, что такое «ансамбль». Муниципальный ансамбль камерной музыки, которым он руководит без малого 30 лет. Позволю себе перефразировать маэстро, чтобы так же сказать о его семье, о замечательной семье талантливых музыкантов Иваненко — победителях Всероссийского конкурса «Российская династия» в 2015-2016 годах. В этой дружной семье создан свой оркестр «Ив-консорт», исполняющий музыку барокко. Последние гастроли этого уникального семейного коллектива прошли недавно в Швейцарии.

Александр Анатольевич родом с Южного Урала. Отец, Анатолий Захарович Иваненко, баянист, дирижер-хоровик, всегда хотел стать музыкантом. Окончил культпросвет- училище. Мог бы учиться и дальше. Но в трудные послевоенные годы было не до этого. Всю свою жизнь он работал с детьми в детских духовых оркестрах, в кукольном театре, был директором Дворца культуры в Оренбурге. Тонким музыкальным слухом и прекрасным голосом обладал и дед, Захар Петрович, ровесник века. Простой оренбургский кресть-янин был вольным «художником» — в колхоз не пошел. С гармошкой и балалайкой за поясом, первый в округе гармонист, без которого не обходился ни один праздник. Брат и сестра Александра Анатольевича — тоже музыканты. Андрей — звукорежиссер, живет в Оренбурге. Наталья — регент архиерейского хора, которым руководит много лет.

Иваненко-старшие всегда любили народную песню. Пели за работой, за праздничным столом, когда собирались родные и близкие. Жива эта любовь к своим истокам и по сей день в семье Александра Анатольевича. В саду, у костра, когда собираются в родительском доме все Иваненко от мала до велика, звучит раскатистым эхом по всей округе: «Ой, да не вечер, да не вечер…». Поют под гитару Визбора, Окуджаву и Высоцкого…

Саша вырос под аккомпанемент баяна, на котором играл отец. В шесть лет он мог сыграть незамысловатые мелодии на балалайке. А когда настала пора учиться, отец отвел сына в музыкальную школу. Педагог, убедившись в несомненных музыкальных способностях и возможностях ребенка, предложил заниматься по классу скрипки. Учеба в школе давалась Саше легко. Он с интересом учился в двух школах и успевал побегать на улице с мальчишками. Все было органично и гармонично.

— Чего не скажешь про сегодняшних школьников. У них и танцы, и бассейн, и английский, и гимнастика, а в музыкальную школу приходят практически без сил. А музыке надо отдаваться целиком и полностью, — считает Александр Анатольевич.

По окончании музыкальной школы Александр поступил в Оренбургское музыкальное училище, а затем поехал в Москву в институт им. Гнесиных, где не только приобрел профессию, но и повстречал свою судьбу, жену Наташу.

Наталья Леонидовна — ржевитянка. Родилась и выросла в семье педагогов и всю свою жизнь тоже посвятила детям: больше 30 лет преподает скрипку в ДШИ N№ 3. Воспитала немало учеников, среди которых есть теперь и ее коллеги-музыканты.

Как вспоминает Александр Анатольевич, это была любовь с первого взгляда. Их объединяло многое. Оба приехали в столицу из провинциальных городов. Оба любили музыку и очень хотели учиться, чтобы стать профессиональными музыкантами. Им было безумно интересно вместе. Посещали лекции по теории музыки, по эстетике, с восторгом слушали даже научный коммунизм, поскольку вел предмет талантливый педагог. А потом долго, бурно обсуждали каждый прожитый день.

Учась на четвертом курсе, они решили зарегистрировать свои отношения. А через год тайно обвенчались. Именно в те юные годы Александр и Наталья пришли к вере. Забегая вперед, скажу, вера привела их в Вознесенский собор в Ржеве, где уже много лет супруги поют на клиросе в церковном хоре.

Когда родился первенец, Егор, молодая семья снимала в Москве квартиру. И никакие бытовые трудности их не пугали, потому что были молоды и очень любили друг друга.

— Мы жили взахлеб, — вспоминает Александр Анатольевич. — Так всегда учил меня отец. Ведь некоторые как думают: сначала надо получить образование, обустроиться в жизни, а уж потом семья и дети. Но ведь вся жизнь может пролететь мимо. Иногда надо поднять голову и посмотреть на небо, на звезды. Оглянуться и порадоваться красоте. А счастье, вот оно, совсем рядом…

По распределению молодых музыкантов направили в Ржевское музыкальное училище, где они были обязаны отработать три года. Потом были полтора года разлуки: Александра призвали на службу в армию. После чего он приехал в Ржев, к жене и сыну. Однако поработать пришлось недолго. Через три года училище в Ржеве закрыли. Александр работал и в Калужской филармонии, затем в Тверской, и в музыкальном училище, в областной столице. Обещанное жилье так и не дали — в 1988 году пошла первая волна беженцев. Поэтому семья Иваненко снова вернулась в Ржев, к родителям Натальи.

— Я никогда не жил так, как хочу, — откровенно признается Александр Анатольевич. — Мы все живем так, как Господь располагает. Всегда хотел уехать к себе на родину, на Урал, чтобы там жить и работать. Но живу в Ржеве, а работаю вот уже тридцать лет в Москве, в Московской филармонии, в ансамбле «Академия старинной музыки».

Надо сказать, что, будучи студентом, Александр увлекся музыкой в стиле «барокко». И сейчас счастлив, что юношеские мечты воплотились в реальность. В 90-е годы, когда в стране открылся занавес на запад, Иваненко вместе с ансамблем много гастролировал. Талантливых русских музыкантов восторженно принимали в Германии, Америке, Сингапуре, Китае, Индии… Но его дом по-прежнему оставался в Ржеве. Здесь в 1988 году был создан Муниципальный ансамбль камерной музыки, руководителем которого он стал. И это отдельная страница биографии моего героя, о которой расскажем позже.

В перерывах между гастролями и работой в Москве, Иваненко жил с семьей. Родился второй сын Алексей, затем дочь Мария. Помогали растить детей Наташины мать и отец, которые всегда «отпускали» молодых музыкантов-родителей в заграничные туры. Александр Анатольевич безмерно благодарен им и своей супруге за то, что в трудные времена, когда приходилось работать далеко от дома, они взяли груз забот о детях на свои плечи. Благодарен жене за верность и понимание, за любовь и заботу.

И дети — третье поколение музыкальной династии Иваненко — их гордость и радость. Егор — скрипач. Окончил Московскую консерваторию, работает в театре оперетты и камерном оркестре Московской филармонии. Алексей — виолончелист, окончил музыкальное училище и консерваторию. Тоже работает в Москве, в камерном оркестре. Дочь, Мария — пианистка, студентка III курса музыкального колледжа им. Гнесиных. Подрастают внук Арсений и внучки Агния и Василиса. Дед уверен, что они — музыкально одаренные дети, поскольку музыка проходит через их сердца. Они очень бурно и правильно реагируют на звуки, на тональность. Александр Анатольевич надеется и верит, что растет его смена, которая продолжит семейную музыкальную династию Иваненко.

Что имеем —
не храним?

На этой оптимистической ноте можно было бы завершить рассказ о семье музыкантов, победившей во Всероссийском конкурсе «Российская династия». Однако эта победа отнюдь не радует моего собеседника. Почему? Александр Анатольевич не понимает, как можно говорить о победах при таком, как сейчас, отношении государства к музыке и к профессии музыканта в целом. Как живут музыканты, ни для кого не секрет. И улучшения нет. С болью в голосе Иваненко рассказывает о том, что с прошлого года практически прекратилось финансирование Муниципального ансамбля камерной музыки, который был создан по инициативе педагогов Ржевского музыкального училища. Ансамбль, которому рукоплескали ценители инструментальной классической музыки, выступал на многих сценических площадках Ржева и области, а также в городах-побратимах: в Болгарии, Швеции, Финляндии. В разные годы Народный самодеятельный коллектив был лауреатом, дипломантом всесоюзных и областных фестивалей и конкурсов. Стоит добавить, что ансамбль под управлением Иваненко — это яркое начало церемонии открытия многих художественных выставок в Выставочном зале.

— Я, конечно, могу взять в руки лопату, копать в огороде землю, выращивать помидоры, чтобы прокормить семью. Но я музыкант и хочу играть на скрипке, — завершает разговор Александр Анатольевич.

Обидно и стыдно об этом говорить. Неужели 60 тысяч ржевитян не достойны того, чтобы в городе Воинской славы сегодня, как и десять, двадцать, тридцать лет назад, звучала хорошая музыка в исполнении коллектива талантливых музыкантов? Да, можно поехать в Москву, в театр или филармонию. Но не ценить того, что имеем у себя, дома, по меньшей мере, неразумно.

Уже после нашей беседы Александр Анатольевич обратился в администрацию города Ржева с просьбой вернуть ансамблю прежнюю финансовую поддержку. Руководство города заверило, что положение будет исправлено. Очень хочется в это верить. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Ведь культура, творчество, искусство — это то, что еще у нас осталось в Ржеве, то, чем мы по праву гордимся.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

13_3 13_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *