БЕЗ МУЖЧИН

В прошлую пятницу известный в нашем городе режиссер Екатерина Лобанова представила зрителям новую работу: спектакль по пьесе американского драматурга Лоры Каннингем «Девичник». Премьера состоялась в клубе железнодорожников, в отличие от предыдущих постановок, проходивших в городском Доме культуры. Там же пройдут и повторы: 24 мая в 18.00, 25 мая в 15.00.

Уже по названию зрителю было понятно: в этой премьере он, скорее всего, не увидит мужских героев в исполнении любимых ржевитянами Юрия Артемьева, Игоря Баукина, Николая Громова и других ярких самодеятельных актеров нашего города. И действительно, сюжет пьесы «Девичник» подразумевал чисто женское воплощение: шесть подруг возраста «второй молодости» (Джесси, Нина, Марта, Клер, Лисбет, Сьюзен) собираются в доме на вечеринку по случаю беременности одной из них, Клер. Спектакль так и проходит в одной декорации, изображающей убранную к фуршету комнату. Подружки, как и должно быть, бурно встречаются, обмениваются приправленными колкостями комплиментами, вспоминают юные годы, перемывают косточки друг другу и знакомым, потом ругаются и, конечно же, мирятся с клятвами в вечной дружбе. У каждой из них своя женская история, почти обязательно связанная с мужчиной, ну, или его отсутствием. Представители сильного пола все равно незримо присутствуют «за кадром», настолько ощутимо, что кажется — вот-вот из-за кулис должен появиться один из тех, кого они только что обсуждали, и тогда-то все встанет на свои места…

Первой на сцене появляется хозяйка квартиры Джесси в исполнении Марины Веселовой («в жизни» Марина — библиотекарь). Она в красном брючном костюме, при макияже, поправляет закуски на столе — ждет гостей. Первой появляется Нина. Это яркая и колоритная Яна Бойкова, уже знакомая ржевитянам по предыдущим постановкам Лобановой, с «учительским» голосом, который, кажется, слышен в каждом закутке клуба. Приятельницы говорят, преимущественно, об отсутствующей пока Марте, которая «не продержится дольше десяти минут, потому что у ее Дональда сегодня день рождения» (все это с явным облегчением). К ним вскоре присоединяется Лисбет (Нина Назимова) — бывшая танцовщица, ныне зарабатывающая деньги рекламой медицинских препаратов.

— Я уже забыла, когда последний раз позировала для обложки. Сейчас я снимаюсь в ролике для «Межрегиональной американской медицинской ассоциации».

— В качестве пациента?5_2

— Я рекламирую прозак. «Вас засосало одиночество? Вы идете на дно? Когда исчезает последняя надежда, одно спасение — прозак!» Скоро, с божьей помощью, дойду до торазина. А что, работа непыльная!

Три подружки начинают обсуждать Клер — ту самую, беременную, поздравлять и одаривать которую они сюда и собрались. Становится ясно — они всерьез обеспокоены, ребенок должен появиться на свет без отца, у будущей матери нет ни постоянного дохода, ни подобающей ситуации серьезности. Тут как раз и появляется Марта (предприниматель Татьяна Смирнова) в очках, деловом костюме, всем своим видом показывающая — я вас сейчас научу жить правильно. Надо ли пояснять зрителю, что эта зануда, конечно, начнет критиковать тех, кто живет не по ее представлениям, а в итоге не уйдет ни к какому Дональду и всех перессорит? Затем появляются остальные. Неудавшаяся актриса, ныне официантка Сьюзен. Ее играет самая молодая исполнительница — Ирине Мишиной всего 21 год. Молодость на качестве актерской игры не сказалась — чего только стоят, например, слезы, которые явно блестели в ее глазах в конце проникновенного монолога! А роль простой назвать было нельзя: Сьюзен в этой пьесе — женщина, что называется, в процессе нервного срыва. Ей изменил муж, она в черном, с чемоданом в руках, принесла для Клер и ее ребенка комичный подарок — купленные на развале искусственные овощи.

Да и Клер (в исполнении учителя начальных классов 35-го лицея Татьяны Румянцевой) тоже хороша — уличная музыкантка на седьмом месяце беременности, она приехала в гости на велосипеде!

— А если у тебя прямо в седле начнутся схватки? (Марта)

— И прекрасно! Мне рассказали фантастическую историю про байкершу из Миссури или еще откуда-то. У нее начались схватки прямо в седле, во время грозы, а муж был дома… она как рванула в ближайшую больницу, пятьдесят миль под проливным дождем… ее сразу в операционную и через пять минут она отстрелялась! А на следующий день она уже уехала.

— На велосипеде?

— Ну да! Ребенок сзади в детском креслице. Какие проблемы?..

И вот все в сборе — они болтают, обсуждают подарки, во хмелю переходят на скабрезные откровения типа «ковровых ожогов» после бурной ночи. Именно такая ночь, как выясняется, после случайного знакомства с прохожим, и стала причиной беременности Клер. Романтические воспоминания Клер о совсем, казалось бы, неромантических событиях становятся первой из шести историй любви и одиночества…

И вот тут, в этих историях, зритель узнает стиль Екатерины Лобановой — на сцене появляются фигуры, фабулой вовсе не предусмотренные. Они, как привидения, приходят и уходят молча, подсвеченные софитом в окружающей темноте демонстрируют сцены, благодаря которым зритель проникается не мыслью, а чувством. Танцующая в круге света пара (ученики Екатерины Лобановой, 9-классники Наталья Герасимова и Сергей Кудряшов) — словно Ромео и Джульетта на балконе, иллюстрируют, что чувства героев рассказанной любовной истории были истинными. А предстающая из воспоминаний Джесси счастливая семья (ее сыграли Сергей Андреев, Ирина Столбова и Софья Липартиа), как недостижимый идеал далекого прошлого, наглядно демонстрирует всю глубину сегодняшнего одиночества хозяйки праздника.

Потом по сюжету были все признаки вечеринки по законам жанра: опьянение, громкая ссора, небольшой пожар из-за забытых в духовке цыплят, бурное, со слезами и клятвами в вечной дружбе, примирение подруг.

Пьеса кончилась, зрители одарили актрис и режиссера аплодисментами и цветами и потянулись к выходу. Поднявшись на сцену, Екатерина Лобанова заверила, что будет продолжать работать над новыми спектаклями. Работу, безусловно, стоит считать удачной. Между тем, последней фразой спектакля стала реплика Нины: «Между нами, девочками, сюда бы пару мужиков на развод…»

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *