ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ

Большая часть его жизни прошла в Ржевском районе. Этой земле отданы молодость силы, устремления, здесь выросли дети и  растут внуки, здесь он построил дом и посадил целый лес деревьев. Здесь он понял самое главное  в жизни — любить землю и оставаться на ней человеком.

25 сентября Виктор Иванович Стрекалов отметит 70-ый день рождения. Полагаю, нет надобности представлять этого человека, в Ржевском районе он известен хорошо и, наверное, добрую половину жителей района сам знает по имени-отчеству. Газеты писали о его работе очень часто, но так редко рассказывали о нем самом, о его семье. Думается, значительный юбилей — хороший повод для этого.

«ДОБРОВОЛЬНО УШЕЛ В КОЛХОЗ»

Свое знакомство с ржевской землей Виктор Иванович начал с деревни Муравьево. Приехал туда впервые еще студентом Мичуринского сельскохозяйственного института, чтобы познакомиться с семьей своей молодой жены Оли.

А вскоре после окончания института два молодых специалиста-агронома переехали в Ржевский район, чтобы начать свою трудовую деятельность: Виктор — агрономом Муравьевского отделения совхоза «Ржевский», супруга — специалистом в плодопитомнике.

— Помню, батька перед отъездом восклицал: «Куда вы едете, там же сплошной суглинок, не то, что у нас на Черноземье, что вы там будете выращивать?», — вспоминает Виктор Иванович.

Да, нечерноземье не сравнить с тамбовскими плодородными землями, но и здесь знания, а впоследствии — опыт, помогали добиваться неплохих результатов в земледелии.

Через год, в 1971 году молодая чета Стрекаловых переехала в Победу. Виктора Ивановича назначили главным агрономом ОПХ «Победа», тогда мощного хозяйства, выращивающего семена для всей области.

— Навсегда запомнил слова одного опытного агронома: «Круг обязанностей в посевную давно определен и хорошо известен. Однако никакая новая весна не является повторением пройденной. У каждой свое лицо, свой характер. Их нужно увидеть, понять и умело поставить на службу урожаю». За свой стаж агрономической работы я смог сравнить и прочувствовать, насколько он был прав.

Виктор Иванович всегда ценил мнение опытных специалистов-земледельцев. Их опыт — практический, и порой простой труженик — кладезь знаний о земле — давал фору профессору агрономии.

В 1975-м Стрекалова назначили главным агрономом Управления сельского хозяйства района. Должность серьезная и ответственная. Впрочем, система работы сельскохозяйственной отрасли под чутким партийным руководством  шла несколько вразрез с представлениями  и знаниями главного агронома о земледелии.

— Я тогда решил, что надо поработать самому, понять, на что способен, применить свои знания в деле, — вспоминает Виктор Иванович. — И в 78-м году сменил престижную должность в сельхозуправлении на место председателя колхоза им. Кирова. Тогда еще корреспондент газеты «Ржевская правда» Александр Садиков писал: «Добровольно ушел в колхоз».

Беседуя с Виктором Ивановичем, я поняла, что именно эти десять лет председательства в колхозе были самым лучшим отрезком его трудовой жизни. Он сменил на посту председателя знатного земледельца, фронтовика Александра Максимовича Самарина. После такого руководителя нельзя было ударить в грязь лицом, нельзя было снижать планку, поднятую Самариным. Ведь колхоз им. Кирова был одним из лучших в районе. И планку удержать удалось.

Вообще земля для Стрекалова — живая. Он по сию пору помнит все поля не только своего бывшего колхоза им. Кирова, но и каждое поле в районе — где что росло. По дороге на свою дачу в Свеклино, показывая рукой на заросшие молодым березняком поля, перечисляет по памяти, где рос овес, где сеяли озимые:

— Раньше наш колхоз столько производил сельхозпродукции, сколько сейчас все хозяйства района вместе не производят. Нам бы тогда передовые технологии, какие использовали в Прибалтике…

Но даже с тем, что имели, урожаи собирали богатые, молока и мяса сдавали государству сверх плана.

Кадровый вопрос в сельском хозяйстве уже тогда стоял остро. Председатель колхоза понял, что надо создавать крестьянам условия для жизни. Однако строить 18-квартирные дома, какие повсеместно возводили тогда в деревнях, отказался, а настоял на строительстве коттеджей, чтобы у каждой семьи был свой дом, свой двор, свой приусадебный участок. Так за 10 лет появилась целая коттеджная улица из 60 домов в Бахмутово.

ТЯЖКОЕ БРЕМЯ

В 1988 году Стрекалова избирают председателем райисполкома.

— Честно говоря, я не хотел уходить из колхоза, — вспоминает он. — Здесь у меня все было отлажено, я знал людей, каждый клочок земли…

Система управления как раз начала меняться. Виноват всегда и во всем был председатель исполкома. Поэтому на этом посту была большая текучесть кадров — больше 2-3 лет никто не выдерживал. Но уж если взялся, то держись и не жалуйся — Стрекалов никогда не показывал, что ему тяжело, хотя с его прямым характером лавировать  между реальностью районного бюджета и директивами сверху было непросто.

А в 1991 году Виктор Иванович, выиграв выборы, становится главой Ржевского района.

— Я, в своем роде, историческая личность, — в шутку говорит о себе Стрекалов. — Последний председатель райисполкома и первый глава Ржевского района, возглавлявший его без малого 16 лет.

На его долю выпал не самый лучший и не самый простой период в жизни страны и района. Та самая эпоха перемен, жить в которую считают проклятьем. А он не просто жил, руководил районом. Как выдержал?

8_2

— Если честно говорить, бывали времена — идешь на работу и чувствуешь, что тебя ненавидят люди. Пенсионер не получает почти полгода пенсию, работающий человек не получает четыре месяца зарплату. Кто-то понимал ситуацию, а кто-то и не думал понимать. Ты руководитель — решай. И не важно, что у тебя нет такой возможности помочь. Просто в бюджете нет денег. За 16 лет за границей был один раз — в Финляндии. Больше никуда не ездил. Да и как ехать, когда в школах стульев нет, а я поеду за бюджетные деньги за границу.

Но я горжусь, что нам удалось тогда сохранить медпункты, больницы, все школы. Я понимал, если мы закрываем школу и медпункт — потеряем людей.

Как можно было пополнять бюджет? Колхозы и совхозы должны были более 60 млн. рублей  земельного налога. Да какой налог, если они не могут солярки купить для посевной! Чтобы как-то поправить ситуацию, взаимозачетом через городские предприятия приобрели 47 тракторов для хозяйств, так же, взаимозачетом получили и 58 цистерн с дизельным  топливом от железной дороги и тоже отдали в хозяйства. Мне тогда заведующий областным финотделом Иван Райдур говорил: «Что ты делаешь? Тебя же посадят!» Но тюрьма меня не страшила, страшнее было потерять хозяйства в районе.

Помню, как в письме председателю Правительства РФ Фрадкову от руководителей администраций муниципальных образований  юго-запада Тверской области мы предлагали снизить на 50 процентов стоимость топлива на сданные молоко, мясо, сено и прочее. А в ответ: страна, мол, вступает в ВТО и никакой поблажки в этом смысле сельхозпроизводителям не будет…

Стало ясно, что село не нужно стране. Руководители хозяйств не могли остановить этот развал на местах, потому что они были выброшены за борт государством. Необходимо было искать пути исправления ситуации в экономике района. Тогда и началось восстановление птицефабрики, строительство кирпичного завода.

НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ

Спрашиваю Виктора Ивановича: Вы в Бога верите?

— Не знаю, как и ответить на этот вопрос. Наверное, да. Мы ведь с женой венчанные. Вскоре после женитьбы теща настояла. А венчали нас в старообрядческой церкви.

О своей супруге Виктор Стрекалов говорит так: «Оля — мудрая простая женщина, такие достаются не каждому». Жена председателя колхоза, руководителя района, опытный специалист, да еще и мама, по нынешним меркам многодетная. У Стрекаловых трое детей: сын Виктор, названный в честь отца, и две дочери Валентина и Татьяна. Семья, дети — это незыблемое, самое важное, самое надежное. А сейчас подрастают внуки. Виктор Иванович — богатый дед, у него семеро внуков! Это и есть надежный тыл, который всегда оберегал, радовал и согревал душу.

А еще есть дача в деревне Свеклино, что недалеко от Бахмутово, где когда-то председательствовал. Хотя нет, не дача — настоящий деревенский дом, который Виктор Иванович строил своими руками. Обычный рубленый пятистенок, в котором все просто, но сделано с большой любовью и основательно. Здесь Виктор Иванович с супругой проводят большую часть года, огородничают. У двух профессиональных агрономов на приусадебном участке растет все, несмотря на то, что рядом с Волгой почва песчаная.

Виктор Иванович родом с тамбовщины, и о себе говорит: «Я — деревенский». Поэтому крестьянский труд считает самым главным на земле. О его большой трудовой жизни лучше всего рассказано в вышедшей в преддверии юбилея автобиографической книге «Вся жизнь на земле». Он гордится тем, что может смело смотреть в глаза людям. Да, дворцов не нажил, но не в них счастье. Человеку, по мнению Виктора Ивановича, не так много и нужно. Надо прожить без зависти, ненависти и злости.

Казацкую стать не берут года, все та же косая сажень в плечах, исполинский рост, только черный прежде чуб тронула седина. Есть еще и силы, чтобы трудиться на своей земле.

В юбилей обычно дарят подарки, а Виктор Иванович в круглые даты своей жизни сам одаривает землю: на 50-летие посадил березовую рощу в Свеклино. Сейчас шумит она высокими раскидистыми кронами. Догоняет ее казацкий круг из сосен, посаженных на 60-летие. А к своему 70-летнему юбилею Стрекалов решил посадить дубовую рощу. Пусть растут дубы, радуют глаз, украшают землю.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *