«Не изменять мечте»

Анатолий Петрович Хлопецкий,
генеральный директор благотворительного
Романовского фонда «Святой горы Афон»:

«Не изменять мечте»

Справка «РН»

Родился в 1962 году. После окончания Калининградского государственного университета создал детскую спортивную школу самбо и дзюдо олимпийского резерва. Воспитал трех чемпионов мира и двух чемпионов Европы. Заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса. Чемпион мира по самбо среди ветеранов. Кандидат педагогических наук. Член Союза писателей России, автор трилогии «От святого Николая до президента».

— Анатолий Петрович! В прошлом году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил в Токио Вашу переведенную на японский язык книгу «И вечный бой. От святого Николая до президента», посвященную святителю Николаю Японскому. А также его воспитаннику Василию Ощепкову, создавшему самбо — единоборство, которое в России является национальным и приоритетным видом спорта. Презентация книги, написанной Вами в соавторстве с Патриархом, прошла в городской библиотеке Ржева, кафедрального города Ржевской епархии, а также в поселке Мирный, рядом с родной деревней Береза святителя Николая…

— Да, свершилось то, о чем мечтал 15 лет — побывать на родине святого равноапостольного Николая Японского.

— Православие и самбо — для многих это может показаться довольно неожиданным сочетанием, нет?

— На собственном опыте знаю, что спорт и духовная жизнь — два основополагающих компонента, которые формируют человека. Это сейчас я глубоко убеждён, что духовная и физическая тренировка вместе обеспечивают то, что можно назвать воспитанием личности. Но ранее, еще в советские времена, когда я был директором детской спортивной школы самбо и дзюдо, долго мучился над вопросом: как научить своих воспитанников ответственно относиться к своим умениям? Дети с удовольствием занимаются боевыми искусствами, а что с ними будет происходить за пределами спортивного зала? После распада Советского Союза это стало еще большей проблемой. Мы пребывали в духовном поиске, когда в Калининград приехал тогдашний митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл. Владыка пригласил нас, директоров школ, на беседу. В частности, речь шла о том, как можно воспитывать детей в православном духе, о совмещении боевых искусств с моралью. Так получилось, что впоследствии я имел возможность неоднократно встречаться с митрополитом Кириллом — Калининград как раз был его епархией. То, что рассказывал мне мой собеседник, поразило мое воображение. Оказалось, что создатель первой школы самбо в России — Василий Ощепков — был духовным чадом Николая Японского. Святой Николай Японский, сумевший создать в далекой восточной стране японскую православную церковь — это уникальнейшая личность! Именно он благословил Василия на овладение боевыми искусствами в закрытой элитной школе дзюдо Кодокан.

— Мало ли было великих людей, ставших достоянием истории, ну а мы живем здесь и сейчас…

— Поэтому мне и хотелось в своей книге рассказать современным людям, особенно молодым, об архиепископе Николае Японском таким образом, чтобы они поняли, что те духовные истины, которые он проповедовал — это и есть основа настоящей жизни. Чтобы каждый мог сам себе сказать: «Вот теперь я понимаю, что это такое сила духа, святость. Понимаю, как это может работать во мне». Вспомните историю — все наши победы в значительной степени обусловлены состоянием человеческого духа. Если смотреть шире, любые победы — в войне, в труде, в государственном строительстве, в наших личных делах. Именно состояние духа определяет способность человека добиваться поставленных целей.

Николай Японский, 24-летний русский юноша, приехал в чужую, враждебную христианству страну, чтобы служить Богу. Он не знает ни языка, ни культуры, ничего! Но он ставит перед собой цель, трудится, и Господь вознаграждает его. В Японии святитель Николай становится самым уважаемым человеком после императора. Вот такой политический рейтинг, как сказали бы сегодня. Это пример для нас. Сейчас нам надо просто продолжать ту работу, которую делаем, не опускать руки.

— Вы хотите сказать, что Россия нуждается в христианском просвещении не менее Японии времен святителя Николая?

— При всем моем уважении к Русской Православной Церкви, у нас очень слабо занимаются миссионерской работой. Да, есть положительные примеры. Только сегодня мы были в поселке Мирный у отца Артемия Рублева. Батюшка, который служит на родине святителя Николая, как я убедился, частый гость в школе, активно работает с молодежью. Но во многих местах я этого не видел. Человек просто выполняет функции священника. Ждет, когда к нему люди придут. Нет, сегодня надо самим идти к людям. Цель моей книги — через художественные образы героев показать, что Бог есть! И в самых трудных ситуациях он всегда рядом.

— А Вы сами как прочувствовали, что Бог рядом?

— Через работу над книгой о святителе Николае и Василии Ощепкове я стал воцерковленным человеком. Когда завершил трилогию, над которой работал около 12 лет, презентация книги прошла в Союзе писателей России. Тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заметил, что нельзя останавливаться на достигнутом, надо двигаться дальше. Я обещал подумать. И начал писать новую книгу. Ведь Господь приходит, когда человек готов Его принять. В жизни было много моментов, когда Бог касался моей души. Но мне бы не хотелось опережать события. Это тема следующих презентаций. Только сейчас вышла моя новая книга «Прозрение».

— Для экс-вице-губернатора Калининградской области, серьезного предпринимателя, весьма символичное название. Это Ваше личное прозрение?

— Да, я уверен, что христианская мотивация может стать определяющей в жизни. Давайте попробуем жить по духу, по сердцу, по заповедям! Жить христианской жизнью. Это самое важное. Помогать ближнему, честно выполнять свою работу, не пытаться загнать в угол людей, которые от тебя зависят. Давайте попробуем жить по Богу. Тогда критерием оценок всего происходящего в экономике, социальной и духовной сферах, в культуре, спорте и так далее может стать та степень творения блага — нравственного, искреннего, внекорыстного — которая будет сопутствовать любому виду деятельности, в том числе бизнесу и политике. Но очень часто эти духовные ценности прямо не соотносятся с жизнью человека, с его личной жизнью, служебной деятельностью.

— Интересные суждения Вы вынесли для себя.

— Знаете, я сотни раз возвращался к первой и главной заповеди — возлюби Господа Бога своего и ближнего своего как самого себя. Хотелось понять эту причинно-следственную связь: Бог, ближний, я. Пришел к пониманию, что я, Бог и мой ближний — это единое целое. Душа, которая во мне есть, Божья душа, она должна стремиться к соединению с Богом. Ближний точно так же состоит из души Божией, которая так же создана по образу Божьему и точно так же стремится соединиться с Богом. Нас разделяет только «кожаные ризы», то есть, плоть. В духе мы едины. Надо пытаться разобраться в себе, своей душе. Не важно, что перед тобой «мелькает». Так говорят в Греции на святой горе Афон, где я часто бываю. Возможно, это «мелькание» и важно для истории. А для тебя важно то, как ты реагируешь на обстоятельства жизни. Твоя внутренняя реакция, твой посыл останутся в вечности.

— Анатолий Петрович, а чем занимается фонд «Святой горы Афон», который Вы сейчас возглавляете?

— Мы изначально ставили перед собой задачу работать с молодежью. Несколько лет назад к нам обратился батюшка, при храме которого собиралась молодежь в возрасте 18-30 лет. Молодые православные люди учатся в университетах, школах, но в обществе они зачастую чувствуют себя словно «белые вороны». Иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь. Лучший возраст для создания семьи, но сложно найти свою «вторую половинку». Мы подумали, что замечательно было бы познакомить молодежь из разных храмов. У меня сложились хорошие отношения с директором гостиницы «Метрополь» в Москве. И он нам помог. Православную молодежь в количестве 500 человек фонд пригласил на вечер «Под покровом Петра и Февронии» в гостиницу «Метрополь». Первая реакция общественного мнения такая: «Православные — и «Метрополь»?! В массовом сознании православный — значит, в фуфайке. Вечер длился пять часов. Обслуживающий персонал увидел молодых людей, у которых глаза блестят. «А почему они такие радостные? Они не пили?» «Неужели такая молодежь у нас еще есть? Где Вы их взяли?» После нашего мероприятия состоялось много свадеб, а ведь люди могли бы никогда и не встретится! Провели несколько таких вечеров, приглашали епископа Марка на беседы. Потом был создан синодальный отдел при Патриархии по работе с молодежью, и они взяли на себя наши функции.

«Покровский конкурс детского и юношеского творчества» мы проводили совместно с Российским фондом культуры, некоммерческим партнерством «Православная авторская песня» и Международным фондом славянской письменности и культуры. Очень зрелищное мероприятие!

Но особое место в деятельности Фонда занимает программа допризывной подготовки молодежи. Ее мы реализуем совместно с общественной организацией «Молодежное казачье движение» из города Рыльска Курской области. Согласитесь, что даже самые передовые военные технологии не могут заменить профессионально подготовленного, хорошо оснащенного воина с высоким боевым духом. А боевой дух формируется христианской нравственностью и исторической памятью. И он должен быть подкреплен профессиональными навыками. Речь идет, прежде всего, о военной подготовке, включающей в себя строевую, огневую и тактическую подготовку, ориентирование на местности, рукопашный бой.

— И конечная цель всей Вашей деятельности?

— Инициировать в обществе, прежде всего среди молодежи, процесс творения добрых дел, возрождения традиционных духовных ценностей. Чтобы установки на творение добра, всегда существовавшие в общественном сознании, но в определенные периоды пребывающие в забвении, были бы актуализированы в сознании людей. Мы все едины духом, работа в фонде держится за счет энтузиастов.

— «Энтузиаст» — в переводе означает «наполненный Богом».

— Господь дает нам возможность все это делать. Кстати, мой любимый проект — «Ощепков». Книга, которую презентовал в Ржеве, как посыл, а вокруг нее много разных мероприятий. Когда проводили первую пресс-конференцию, посвященную проекту «Ощепков», присутствовали представители более 300 СМИ. Тогда журналистов заинтересовала, в частности, идея создания духовно-спортивных клубов. А сейчас наши мечты реально воплощаются в жизнь. Например, школа олимпийского резерва в Ржеве — чем не спортивно-духовный клуб? Мечта сбудется однозначно, если человек ее не предаст.

— Анатолий Петрович, в жизни возможны лишь две трагедии — не осуществить свою заветную мечту и добиться ее осуществления. Согласны?

— Есть вечность, есть и день сегодняшний, да? Чтобы дойти до решения задач, которые я перед собой поставил, нужно сделать ряд мелких ежедневных дел — проснуться, помолиться, попросить Господа, чтобы Он дал возможность прожить этот день, дал силы, чтобы принять все, что он несет. Вечером поблагодарить именно за то, что Он мне дал… Кстати, у меня на эти дни было запланировано серьезное мероприятие, от которого я не смог бы отказаться. Но эти дни для меня прошли в Ржевской епархии. Вообще, четко знаю, если я чего-то не сделал, значит, Бог меня от чего-то оградил. Я делаю все, что от меня зависит, тружусь без учета времени и сил, а задача не получается. Говорю себе «стоп», «отпускаю» ее, и задача сама решается. Это мой духовный опыт. Когда мы встречались с жителями Татево, Мирного, думал: «Вот приехал писатель из Москвы, написавший книгу об их земляке в соавторстве с патриархом. Это событие. С другой стороны — а им это надо?»

— И как Вы думаете?

— В провинции люди стараются выжить в условиях, когда достойной работы нет, а единственную школу могут закрыть. Им надо дать надежду на будущее. Мой приезд, с одной стороны, как клоун приехал: можно посмотреть, послушать. А с другой стороны, увидев ту работу, которую ведут батюшки в глубине России, я обрел некую уверенность, что часть людей по-иному воспринимает ситуацию. Школьники в Мирном попросили отца Артемия открыть в поселке секцию самбо. Здорово, если самбо, которое через Святителя Николая питалось духовными истоками православия, станет важным видом спорта на его родине. Ведь не случайно в Ржеве существует великолепная школа Образцова. И как дзюдо было спортом и образом жизни Японии, так сегодня самбо, да и весь наш российский спорт, может стать очень важным фактором, формирующим современного русского человека.

— Благодарю Вас за интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *