Виктор Буряк, ведущий тренер отделения спортивной гимнастики КС ДЮСШОР № 1: «Если бы мне зарплату не платили, все равно бы работал»

ДОСЬЕ «РН»

Нынешней осенью отмечает свой юбилей КС ДЮСШОР N№ 1 Ржева, «Лучшая спортивная школа России» по версии 2013 года.

Отделение спортивной гимнастики в школе открыто в 1968 году. У истоков создания стояли тренеры Г. Диянов, Г. Столярова. Сегодня на отделении работают 5 тренеров-преподавателей: В.В. Савельева, Т.А. Румянцева, Л.И. Мамонова, Ю.В. Смирнова, С.В. Сафелкина. Занимаются 146 учеников. Подготовлено 20 мастеров спорта России.

В 90-е годы в ржевской ДЮСШОР N№ 1 сохранилась своя школа гимнастики, а с приходом такого талантливого тренера как Виктор Буряк, ржевские спортсмены стали стабильно побеждать на соревнованиях самого разного уровня. А сам ведущий тренер отделения спортивной гимнастики Виктор Буряк был признан благотворительным фондом спортивных программ «Новое поколение» лучшим детским тренером России. Незаурядная личность Буряка, его опыт и знания — все способствовало развитию этого красивейшего и технически сложного вида спорта в Ржеве.

— Виктор Григорьевич, сколько мастеров спорта Вы подготовили?

— Двадцать.

— Быть всю жизнь тренером в спортивной гимнастике — Ваше призвание?

— Да, любимое дело жизни.

— А как все начиналось? Вы сами достигли больших высот?

— Мастер спорта СССР, призер первенства Вооруженных Сил СССР. По советским меркам это были неплохие успехи.

— Почему именно гимнастика?

— В моем дворе ребята занимались спортивной акробатикой. Меня однажды затянули в зал. Пришел, понравились снаряды, особенно прыжковая дорожка — акробаты же прыгают только на ней.

— Сколько лет Вам тогда было?

— Семь.

— Как вот этим мальчикам, которые сейчас в зале?

— Я в их возрасте такого еще не делал: гимнастика сейчас гораздо сложнее. У нас была немного не та методика, техника, меньше элементов существовало, многих из них еще не придумали.

— Минутку, сейчас вот только на этого мальчика посмотрю, — говорит Виктор Григорьевич. — Ваня! Еще один такой прыжок — все. Ты сегодня не хочешь стараться и не думаешь.

— Виктор Григорьевич, разве в гимнастике так важно думать?

— Думать обязательно! У нас очень сложные вещи, но необдуманно, расхлябанно ничего не получится сделать. Если гимнаст подходит к снаряду, он совершенно четко должен представлять себе, что он будет сейчас делать, зачем и для чего. Нужно сосредотачиваться. Все, что ребенок делает, сначала он делает на моих руках — тренер ловит, перекручивает. Потом они самостоятельно начинают работать.

— Спортсмен без тренера ничего не стоит, как и наставник без талантливого ученика. Без знающего наставника, педагога, ничего не сделаешь. Вы своего первого тренера помните?

— Мне в жизни очень повезло на хороших наставников. Николай Васильевич Лавров — фанат гимнастики, удивительный человек. Виктор Иванович Чукарин, создавший в Львовском институте физкультуры свою очень авторитетную школу гимнастики в СССР. Это люди, которые жили гимнастикой, творили, двигали ее вперед. Понятно, что есть родители, но вторые люди в моей жизни, которые сделали меня, это мои наставники. Когда учился в Львовском институте физкультуры, сильнейшее впечатление на меня производил Виктор Чукарин.

— Легенда советского спорта…

— Человек, прошедший через семнадцать фашистских концлагерей, узник номер 10491, выживший в Бухенвальде, чтобы после всего этого стать семикратным олимпийским чемпионом!

— Как известно, олимпийские чемпионы никогда не переходят в разряд бывших. Это звание — навсегда.

— Виктор Чукарин был достоин легенд при жизни. Он покорял мир совершенством исполнения сложнейших гимнастических упражнений. Казалось, для него вообще не существует непостижимых элементов. О нем газеты писали: «В геометрической точности выполняемых им элементов можно удостовериться с помощью циркуля и линейки».

Виктор Иванович над душой не стоял, приучил и меня самостоятельно работать. Это у меня осталось навсегда. Сейчас воспитанники придут: на каждом снаряде — по 3-4 ребенка, у всех разные программы, но каждый свое делает. С первого дня их так приучил. Сам сижу, лишь поглядываю…

(На самом деле, разговаривая со мной, Виктор Григорьевич не упускает ни одного движения детей, постоянно обращаясь к каждому со словами ободрения или делая замечания. Как тренеру удается постоянно контролировать ситуацию? Это уже секрет профессии. С одной стороны, дисциплина, с другой — свобода. Наверное, искусство тренера в том, чтобы держать баланс…).

— Гимнастика стала очень сложной. В нашем зале немного устаревшая материальная база, нам тяжело учить сложные элементы. Нужна яма поролоновая, чтобы ребенок мягко приземлялся. Тренеру приходится носить детей на руках, пока они не приобретут необходимые навыки. В зале сейчас третьеклассники, они уже что-то умеют. Малыши, которые занимаются с 6 лет, в основном развивают общую физическую подготовку. Поэтому тренеры в других видах спорта, если ребенок пришел к ним из гимнастического зала, своим коллегам очень благодарны. Базовая-то работа уже сделана.

— Трудно быть детским тренером, Виктор Григорьевич?

— В гимнастике легко. Мы набираем детей из детского садика. Постепенно притираемся друг к другу — я к ним, они ко мне. В другие виды спорта позже набирают, когда ребенок уже сформировался, имеет свой характер. Чтобы выполнить норму мастера в нашем зале, гимнасту нужно 10-11 лет. Как правило, выполняют в 10-11 классах.

— Получается, по 12-13 лет Вы рядом.

— Да, практически формируем в человеке характер. В гимнастике есть фактор страха, когда даже мой голос может многое решить. Громкий голос тренера стимулирует, помогает перебороть страх. С ребенком иногда по тысяче раз приходится выполнять один элемент, чтобы однажды он сделал его самостоятельно. И мой голос играет свою роль — прикрикнешь, ребенок с перепугу взял да и сделал. Потом сам радуется. Он счастлив, и я — счастлив: наконец получилось. Ценишь ребенка за преодоление чувства страха.

— В жизни очень пригодится этот опыт.

— Каждый день ребенок совершает маленький личный подвиг. Себя преодолевает — вырабатывается характер. В гимнастике это особенно ярко выражено.

— Спортивная гимнастика — очень сложный вид спорта. Заниматься им начинают в раннем возрасте. Чтобы достичь чего-то существенного, ребенку приходится отказывать себе во множестве приятных моментов. Пусть умелый тренер и старается облекать ее в форму игры, пусть и ребенку очень интересно, он увлечен этим занятием, но все равно трудиться необходимо системно и очень много. Получается, у ребенка почти нет детства?

— Нет, не так. Просто гимнасты умеют ценить время. На соревнованиях, когда в гостинице живут представители разных видов спорта, их сразу видно: они более уравновешенные, собранные.

— За тренировкой детей очень интересно наблюдать. Говоря словами классика: «И вдруг — прыжок, и вдруг — летит». Здорово, наверное, переживать такое чувство полета?

— Конечно. Получилось — ребенок окрылен, по себе знаю. Как пришел в 7 лет в гимнастический зал, за исключением лет службы армии, так и не выходил, можно сказать, из него. Вся жизнь связана с гимнастикой. Больше и сказать нечего. Я — счастливый человек. Кажется, если бы мне зарплату не платили, все равно бы работал. Поздно вечером заканчиваю, страхую детей так, что руки отваливаются: 8-9-й класс, вес уже солидный. Утром пришел в зал, ребенка увидел — вся усталость проходит. Зал у нас лечебный.

— Родители — Ваши союзники, или гимнастика для них нечто прикладное?

— Чтобы получился хороший спортсмен, родители обязательно должны быть союзниками тренера. Младшие по 2,5 часа занимаются, старшие дети по 3 часа минимум каждый день. Каждый элемент доводится до совершенства, в гимнастике много-много повторений, в ней все идет от простого к сложному. Папа одного мальчика очень редко приходил на своего сына посмотреть, но однажды на соревнования пришел. А мальчик делал на перекладине двойное сальто и одновременно поворачивался вокруг продольной оси. Папа снимал все это на камеру. Когда сын делал соскок, у папы чуть камера из рук не выпала от испуга и удивления. Потом долго восхищался: «Как Вы их так учите?!» Даже во Владимир поехал вслед за нами на очередные соревнования. Смотрю — а он на балконе стоит. Тут уж я удивился…

— Ржевские дети могут войти в сборную России, попасть на Олимпиаду?

— Чтобы реально быть в олимпийской команде, нужно тренироваться в Москве, на нашей олимпийской базе «Озеро Круглое». Но перспектива такая есть. Посмотрите, вон тот мальчик, который сейчас повиснет на перекладине — Сережа Щербаков. Очень на него рассчитываю. Пока Сережа в третьем классе, очень способный, физически сильный, веселый. У него все получается без напряга: вот сейчас спрыгнет и заулыбается. Особенно не комплексует: не получилось — не расстраивается. В прошлом году он выступал по третьему взрослому разряду, это очень круто для его возраста. На первенстве Московской области третье место занял. Мне нравится его характер, что в гимнастике немаловажно — ты дома можешь все делать, а на соревнованиях переволноваться. Все хорошие, но этот — яркий. Что из него получится, видно будет в шестом классе, когда дойдем до сложных элементов.

— Перспективы ржевской гимнастики?

— В этом году мы будем выступать на всех соревнованиях Центрального федерального округа и стремиться попасть на первенство России. Планируем подготовить еще одного мастера спорта… У нас зальчик маленький, даже для разбега не хватает. Нам сложно конкурировать, но все равно считаемся одной из лучших школ в ЦФО. Снаряды старые, у детей руки все в мозолях из-за шершавых брусьев. Недавно в Федерацию гимнастики России пожаловался, что совсем все износилось, а возможностей приобрести на местном уровне — нет. Из Федерации на днях позвонили, сообщили, что окажут нам помощь в приобретении некоторых снарядов.

— По большому счету, Виктор Григорьевич, ради чего Вам все это?

— Помню, какими мальчики были, и какими они стали. Просто делаем из них настоящих мужчин. Вот сейчас ребята зашли, на весь зал радостно кричат: «Здравствуйте!» Думаю, в жизни им будет легче. Среди моих выпускников есть банкиры, экономисты, дипломаты. Поступают и в спортивные вузы, многие уже их закончили и работают. Денис Семакин — отличным гимнастом был, теперь трудится тренером в Москве, в школе «Динамо», на хорошем счету. В чем-то превосходят меня. Это же здорово, когда ученик круче. Ученик должен взять все от тренера и плюс добавить свое. Тогда он настоящий тренер.

— Тренировать легче девочек или мальчиков?

— Девочки более работоспособные, более амбициозные. Мальчикам до определенного возраста все равно, они раскрываются медленнее, в 6-7 классе.

Мальчиков в гимнастику всегда приводят за руку. Я бы хотел, чтобы это было с согласия самого мальчика. Если он желает и с малолетства начнёт свои желания тренировать, то вдвойне быстрее добьётся результата. И не надо удерживать ребенка ни в каком виде спорта, если он чувствует, что это не его. Его внутреннее «я» надо уважать, надо поддерживать. Однако в любом случае, гимнастика — это основа, фундамент физической подготовки всех видов спорта, за два-три года ребенок укрепит свое здоровье и в дальнейшем может перейти в любой вид спорта, там он будет готов показывать ещё лучше результаты. Так что желаю всем родителям, чтобы они не обходили стороной спортивную гимнастику!

Марина Славина

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *