Виктор Буряк, ведущий тренер отделения спортивной гимнастики КС ДЮСШОР № 1: «Если бы мне зарплату не платили, все равно бы работал»
ДОСЬЕ «РН»
Нынешней осенью отмечает свой юбилей КС ДЮСШОР N№ 1 Ржева, «Лучшая спортивная школа России» по версии 2013 года.
Отделение спортивной гимнастики в школе открыто в 1968 году. У истоков создания стояли тренеры Г. Диянов, Г. Столярова. Сегодня на отделении работают 5 тренеров-преподавателей: В.В. Савельева, Т.А. Румянцева, Л.И. Мамонова, Ю.В. Смирнова, С.В. Сафелкина. Занимаются 146 учеников. Подготовлено 20 мастеров спорта России.
В 90-е годы в ржевской ДЮСШОР N№ 1 сохранилась своя школа гимнастики, а с приходом такого талантливого тренера как Виктор Буряк, ржевские спортсмены стали стабильно побеждать на соревнованиях самого разного уровня. А сам ведущий тренер отделения спортивной гимнастики Виктор Буряк был признан благотворительным фондом спортивных программ «Новое поколение» лучшим детским тренером России. Незаурядная личность Буряка, его опыт и знания — все способствовало развитию этого красивейшего и технически сложного вида спорта в Ржеве.
— Виктор Григорьевич, сколько мастеров спорта Вы подготовили?
— Двадцать.
— Быть всю жизнь тренером в спортивной гимнастике — Ваше призвание?
— Да, любимое дело жизни.
— А как все начиналось? Вы сами достигли больших высот?
— Мастер спорта СССР, призер первенства Вооруженных Сил СССР. По советским меркам это были неплохие успехи.
— Почему именно гимнастика?
— В моем дворе ребята занимались спортивной акробатикой. Меня однажды затянули в зал. Пришел, понравились снаряды, особенно прыжковая дорожка — акробаты же прыгают только на ней.
— Сколько лет Вам тогда было?
— Семь.
— Как вот этим мальчикам, которые сейчас в зале?
— Я в их возрасте такого еще не делал: гимнастика сейчас гораздо сложнее. У нас была немного не та методика, техника, меньше элементов существовало, многих из них еще не придумали.
— Минутку, сейчас вот только на этого мальчика посмотрю, — говорит Виктор Григорьевич. — Ваня! Еще один такой прыжок — все. Ты сегодня не хочешь стараться и не думаешь.
— Виктор Григорьевич, разве в гимнастике так важно думать?
— Думать обязательно! У нас очень сложные вещи, но необдуманно, расхлябанно ничего не получится сделать. Если гимнаст подходит к снаряду, он совершенно четко должен представлять себе, что он будет сейчас делать, зачем и для чего. Нужно сосредотачиваться. Все, что ребенок делает, сначала он делает на моих руках — тренер ловит, перекручивает. Потом они самостоятельно начинают работать.
— Спортсмен без тренера ничего не стоит, как и наставник без талантливого ученика. Без знающего наставника, педагога, ничего не сделаешь. Вы своего первого тренера помните?
— Мне в жизни очень повезло на хороших наставников. Николай Васильевич Лавров — фанат гимнастики, удивительный человек. Виктор Иванович Чукарин, создавший в Львовском институте физкультуры свою очень авторитетную школу гимнастики в СССР. Это люди, которые жили гимнастикой, творили, двигали ее вперед. Понятно, что есть родители, но вторые люди в моей жизни, которые сделали меня, это мои наставники. Когда учился в Львовском институте физкультуры, сильнейшее впечатление на меня производил Виктор Чукарин.
— Легенда советского спорта…
— Человек, прошедший через семнадцать фашистских концлагерей, узник номер 10491, выживший в Бухенвальде, чтобы после всего этого стать семикратным олимпийским чемпионом!
— Как известно, олимпийские чемпионы никогда не переходят в разряд бывших. Это звание — навсегда.
— Виктор Чукарин был достоин легенд при жизни. Он покорял мир совершенством исполнения сложнейших гимнастических упражнений. Казалось, для него вообще не существует непостижимых элементов. О нем газеты писали: «В геометрической точности выполняемых им элементов можно удостовериться с помощью циркуля и линейки».
Виктор Иванович над душой не стоял, приучил и меня самостоятельно работать. Это у меня осталось навсегда. Сейчас воспитанники придут: на каждом снаряде — по 3-4 ребенка, у всех разные программы, но каждый свое делает. С первого дня их так приучил. Сам сижу, лишь поглядываю…
(На самом деле, разговаривая со мной, Виктор Григорьевич не упускает ни одного движения детей, постоянно обращаясь к каждому со словами ободрения или делая замечания. Как тренеру удается постоянно контролировать ситуацию? Это уже секрет профессии. С одной стороны, дисциплина, с другой — свобода. Наверное, искусство тренера в том, чтобы держать баланс…).
— Гимнастика стала очень сложной. В нашем зале немного устаревшая материальная база, нам тяжело учить сложные элементы. Нужна яма поролоновая, чтобы ребенок мягко приземлялся. Тренеру приходится носить детей на руках, пока они не приобретут необходимые навыки. В зале сейчас третьеклассники, они уже что-то умеют. Малыши, которые занимаются с 6 лет, в основном развивают общую физическую подготовку. Поэтому тренеры в других видах спорта, если ребенок пришел к ним из гимнастического зала, своим коллегам очень благодарны. Базовая-то работа уже сделана.
— Трудно быть детским тренером, Виктор Григорьевич?
— В гимнастике легко. Мы набираем детей из детского садика. Постепенно притираемся друг к другу — я к ним, они ко мне. В другие виды спорта позже набирают, когда ребенок уже сформировался, имеет свой характер. Чтобы выполнить норму мастера в нашем зале, гимнасту нужно 10-11 лет. Как правило, выполняют в 10-11 классах.
— Получается, по 12-13 лет Вы рядом.
— Да, практически формируем в человеке характер. В гимнастике есть фактор страха, когда даже мой голос может многое решить. Громкий голос тренера стимулирует, помогает перебороть страх. С ребенком иногда по тысяче раз приходится выполнять один элемент, чтобы однажды он сделал его самостоятельно. И мой голос играет свою роль — прикрикнешь, ребенок с перепугу взял да и сделал. Потом сам радуется. Он счастлив, и я — счастлив: наконец получилось. Ценишь ребенка за преодоление чувства страха.
— В жизни очень пригодится этот опыт.
— Каждый день ребенок совершает маленький личный подвиг. Себя преодолевает — вырабатывается характер. В гимнастике это особенно ярко выражено.
— Спортивная гимнастика — очень сложный вид спорта. Заниматься им начинают в раннем возрасте. Чтобы достичь чего-то существенного, ребенку приходится отказывать себе во множестве приятных моментов. Пусть умелый тренер и старается облекать ее в форму игры, пусть и ребенку очень интересно, он увлечен этим занятием, но все равно трудиться необходимо системно и очень много. Получается, у ребенка почти нет детства?
— Нет, не так. Просто гимнасты умеют ценить время. На соревнованиях, когда в гостинице живут представители разных видов спорта, их сразу видно: они более уравновешенные, собранные.
— За тренировкой детей очень интересно наблюдать. Говоря словами классика: «И вдруг — прыжок, и вдруг — летит». Здорово, наверное, переживать такое чувство полета?
— Конечно. Получилось — ребенок окрылен, по себе знаю. Как пришел в 7 лет в гимнастический зал, за исключением лет службы армии, так и не выходил, можно сказать, из него. Вся жизнь связана с гимнастикой. Больше и сказать нечего. Я — счастливый человек. Кажется, если бы мне зарплату не платили, все равно бы работал. Поздно вечером заканчиваю, страхую детей так, что руки отваливаются: 8-9-й класс, вес уже солидный. Утром пришел в зал, ребенка увидел — вся усталость проходит. Зал у нас лечебный.
— Родители — Ваши союзники, или гимнастика для них нечто прикладное?
— Чтобы получился хороший спортсмен, родители обязательно должны быть союзниками тренера. Младшие по 2,5 часа занимаются, старшие дети по 3 часа минимум каждый день. Каждый элемент доводится до совершенства, в гимнастике много-много повторений, в ней все идет от простого к сложному. Папа одного мальчика очень редко приходил на своего сына посмотреть, но однажды на соревнования пришел. А мальчик делал на перекладине двойное сальто и одновременно поворачивался вокруг продольной оси. Папа снимал все это на камеру. Когда сын делал соскок, у папы чуть камера из рук не выпала от испуга и удивления. Потом долго восхищался: «Как Вы их так учите?!» Даже во Владимир поехал вслед за нами на очередные соревнования. Смотрю — а он на балконе стоит. Тут уж я удивился…
— Ржевские дети могут войти в сборную России, попасть на Олимпиаду?
— Чтобы реально быть в олимпийской команде, нужно тренироваться в Москве, на нашей олимпийской базе «Озеро Круглое». Но перспектива такая есть. Посмотрите, вон тот мальчик, который сейчас повиснет на перекладине — Сережа Щербаков. Очень на него рассчитываю. Пока Сережа в третьем классе, очень способный, физически сильный, веселый. У него все получается без напряга: вот сейчас спрыгнет и заулыбается. Особенно не комплексует: не получилось — не расстраивается. В прошлом году он выступал по третьему взрослому разряду, это очень круто для его возраста. На первенстве Московской области третье место занял. Мне нравится его характер, что в гимнастике немаловажно — ты дома можешь все делать, а на соревнованиях переволноваться. Все хорошие, но этот — яркий. Что из него получится, видно будет в шестом классе, когда дойдем до сложных элементов.
— Перспективы ржевской гимнастики?
— В этом году мы будем выступать на всех соревнованиях Центрального федерального округа и стремиться попасть на первенство России. Планируем подготовить еще одного мастера спорта… У нас зальчик маленький, даже для разбега не хватает. Нам сложно конкурировать, но все равно считаемся одной из лучших школ в ЦФО. Снаряды старые, у детей руки все в мозолях из-за шершавых брусьев. Недавно в Федерацию гимнастики России пожаловался, что совсем все износилось, а возможностей приобрести на местном уровне — нет. Из Федерации на днях позвонили, сообщили, что окажут нам помощь в приобретении некоторых снарядов.
— По большому счету, Виктор Григорьевич, ради чего Вам все это?
— Помню, какими мальчики были, и какими они стали. Просто делаем из них настоящих мужчин. Вот сейчас ребята зашли, на весь зал радостно кричат: «Здравствуйте!» Думаю, в жизни им будет легче. Среди моих выпускников есть банкиры, экономисты, дипломаты. Поступают и в спортивные вузы, многие уже их закончили и работают. Денис Семакин — отличным гимнастом был, теперь трудится тренером в Москве, в школе «Динамо», на хорошем счету. В чем-то превосходят меня. Это же здорово, когда ученик круче. Ученик должен взять все от тренера и плюс добавить свое. Тогда он настоящий тренер.
— Тренировать легче девочек или мальчиков?
— Девочки более работоспособные, более амбициозные. Мальчикам до определенного возраста все равно, они раскрываются медленнее, в 6-7 классе.
Мальчиков в гимнастику всегда приводят за руку. Я бы хотел, чтобы это было с согласия самого мальчика. Если он желает и с малолетства начнёт свои желания тренировать, то вдвойне быстрее добьётся результата. И не надо удерживать ребенка ни в каком виде спорта, если он чувствует, что это не его. Его внутреннее «я» надо уважать, надо поддерживать. Однако в любом случае, гимнастика — это основа, фундамент физической подготовки всех видов спорта, за два-три года ребенок укрепит свое здоровье и в дальнейшем может перейти в любой вид спорта, там он будет готов показывать ещё лучше результаты. Так что желаю всем родителям, чтобы они не обходили стороной спортивную гимнастику!
Марина Славина
Фото Владимира Кутузова