Сергей АЛЕКСЕЕВ, руководитель военно-патриотического клуба «Гюрза»: «ПАТРИОТИЗМ ДЛЯ МЕНЯ — НЕ ПУСТОЕ СЛОВО И НЕ ПАФОС»

— Сергей, об организуемых Вами выездах на игру с использованием военной техники «Сутки на броне» и страйкбольных играх неоднократно писал наш фотокорреспондент Владимир Кутузов. А сегодня давайте расскажем нашим читателям непосредственно о Вас, о том, как начиналась Ваша общественная деятельность.

— Родился я в Твери, потом наша семья переехала в Ржев. После девятого класса учился в Ржевском аграрном колледже, служил в армии, по возвращению поступил в Тверской государственный технический университет. Заниматься общественной деятельностью начал лет с шест-надцати. Первоначально это был военно-исторический клуб «Малахит».

— Военно-историческая реконструкция рыцарских турниров в районе «Филипповой дачи»?

— Да. Несколько лет подряд проводили с ребятами военно-исторический фестиваль «Форд-пост». Они же пришли со мной в общественную молодежную организацию Военно-патриотический клуб «Гюрза».

— Почему выбрали такое название?

— Позывной «Гюрза» в 1-ю Чеченскую кампанию имел командир роты Алексей Ефентьев, человек-легенда той войны. В те годы я был еще совсем молодым парнем, но очень переживал за ребят, служивших в Чечне. Клуб с таким названием — своеобразная дань памяти и уважения и погибшим, и вернувшимся с той войны.

Со стороны наше занятие — игрушечная война. Но и на ней ты предельно сосредоточен, отвечаешь и за себя, и за команду. Без помощи, поддержки — невозможно. Эмоциональный накал сильный.

— Мероприятия клуба зачастую приурочены к серьезным датам в жизни города, страны: Дню освобождения Ржева, 800-летию нашего города, юбилею Великой Победы.

— Как бы это банально ни звучало, самое главное, помимо развлекательной части страйкбола, донести до молодого поколения общечеловеческие ценности. Лично для меня патриотизм — не пафос, не пустое слово. Люди приходят пострелять, повоевать. И думают, на этом все, цель достигнута. Но после проведения игры самое время поговорить, например, на тему боёв под Ржевом. И это порой непросто. Приятно видеть, когда человек начинает осознавать и сопоставлять, что испытал он и что в условиях реальной угрозы собственной жизни и жизни товарищей испытывали наши солдаты во время войны. В игре можно умереть пять раз. На войне — один. Не все мою инициативу возложить цветы к памятнику павшим принимают как должное. Есть люди, откровенно игнорирующие такие акции. Возможно, когда-нибудь осознание своего долга перед предками придет и к ним.

— Что нужно, чтобы записаться в клуб «Гюрза»?

— Желание. Многие приходят с горящими глазами, но без этой первостепенной составляющей. Нужно понимать, что тебе придется чем-то жертвовать. Своим эго и временем, которое привык тратить, например, на компьютерные игры. Парней и девушек от 16 лет в клуб принимаем круглогодично. Занятия — в среду и воскресенье. Пока тренируемся на улице. Навыки отрабатываем на полигоне в Нижнем Бору. В зимнее время для тренировок используем наше помещение в ДК. Поставим стену, будем работать через укрытие, ходить по лестнице, работать с канатом, заниматься физическими упражнениями. Костяк нашей группы — пятнадцать человек.

— Страйкбол и девушки понятие совместимое?

— Почему нет? Среди девушек есть талантливые страйкболистки. Если говорить в общем, то девушек в страйкболе процентов десять.

— Занятия страйкболом достаточно дорогостоящие. Как же быть тому, кто хочет участвовать в играх?

— Занимаясь военно-исторической реконструкцией в клубе «Малахит», мы находили возможность подрабатывать. Поэтому и возраст участников для занятий страйкболом никак не ниже 16 лет. Нам было интересно, и мы шли к своей цели. Я настраиваю своих подопечных, что все клубные вопросы мы решаем с ними сами, без активного вмешательства родителей. Заниматься парень или девушка ходит самостоятельно, значит, и все организационные вопросы будем решать только с ним или с ней. Если родителей интересует, есть ли сегодня тренировка, где проходит, как нужно к ней подготовиться — спросите у своего ребенка. Это его зона ответственности. Человек должен учиться принимать решения, отвечать за свои слова и действия.

— Как жена относится к Вашему увлечению? Ведь они крадут время, которое можно провести с семьей?

— Моя супруга Оксана — замечательный человек. Спасибо ей за понимание и терпение. Мы воспитываем двоих детей, Полину и Матвея. А что относительно моих увлечений — думаю, она привыкла.

— Помимо заботы о семье, основной работы, занятости в ДК, Вы взяли на себя еще одну миссию и обязанность — координатора волонтерского поисково-спасательного отряда «Сова»…

— Пошёл на это, так как долгое время заняться волонтерской поисковой работой было некому.

— Никто, кроме нас?

— Да, девиз ВДВ в данном случае к месту. Тверской областной волонтерский поисково-спасательный отряд существует пять лет. Есть отряды в Кимрах, Максатихе, Конаково, Вышнем Волочке. Попытка создать волонтерский отряд в Ржеве была в 2014 году. Группу основали. Но никто никого не искал, никто отрядом не занимался. Я считаю началом деятельности поискового отряда Ржева 25 августа этого года. Мы охватываем Старицу, Ржев, Зубцов, Оленино. Вокруг города до 70 километров.

— Почему именно эта дата?

— В этот день меня попросили поучаствовать в поиске пропавшего в Старицком районе человека. После этого я и мои товарищи заполнили анкеты на вступление в отряд. Я благодарен тем, кто включился в работу. Без души в этом деле нельзя, безразличие здесь неприемлемо. Не представляю, как можно спокойно жить, если знаешь, что конкретному человеку нужна помощь. К сожалению, за более чем десять выездов Александра Николаевича Попова так и не нашли. Так вышло, что причиной становления отряда стало горе, которое объединило людей разных возрастов, социальных статусов.

— Что самое первоочередное в поисковой работе?

— Сначала надо понять, что конкретно произошло, без лишних вопросов получить необходимую информацию, определиться, что можешь сделать в ближайшее время.

— Отряд существует два неполных месяца, и на счету уже есть результат, который принято обозначать «Найден! Жив!».

— С начала лета до поздней осени — время грибников и ягодников. Поэтому люди теряются чаще. Первый, кого мы нашли, был мужчина 76 лет. Потерялся в Кучинских полянах Зубцовского района. Ушел из дома легко одетым, вероятно, не собирался далеко уходить.

Поиски вели с позднего вечера до 3-х часов ночи по заболоченной лесной дороге, по зарослям. Человека выносили на себе, предварительно одев его потеплее.

— Откуда получаете сигнал о пропавшем человеке?

— Из полиции, от Единой диспетчерской службы. Заявка идет в Тверской отряд, дальше — на места к инфоргам. Инфорг дает ориентировку нам: кто потерялся, куда ехать, с кем связаться на месте.

— А если информацию о пропавшем человеке Вы получите непосредственно по телефону или в группе «Вконтакте»?

— Любые поиски по городу — только через полицию. Позвоню туда. Если участвуем в поисках, то обязательно нужно координировать свои действия. Наш отряд создан не для того, чтобы делать чью-то работу. Мы в помощь. Будем в обязательном порядке налаживать контакт с городской, районной администрациями, полицией, Следственным комитетом. Сотрудничая с правоохранительными органами и другими поисковыми отрядами, ставим перед собой задачи информационной поддержки: через обзвон больниц, печать и расклейку ориентировок, сбор и распространение информации, непосредственно поиск.

— Основные типы поисков — город и лес.

— Да, с учетом нашей местности. Перед тем как отправиться на поиск, нужно по максимуму узнать о местности, куда предстоит выехать. Будь то болото, сухой лес, озеро. Где заходил человек, с кем, где сейчас эти люди, какие есть ориентиры, какие направления возьмем, какие места отработаны, кто еще занимается поиском. Максимально собрать информацию. Тактик поиска несколько. Одна — закрытие квадратов, при уверенности, что человек жив — выход на акустический контакт. Пройти по лесу нужно так, чтобы закрыть максимальное количество участков и выйти на акустический контакт. Это может быть голос, свисток, сирена, сигнальное громкоговорящее устройство (СГУ).

— Без подготовки, руководствуясь одним лишь только желанием, идти на поиски никак нельзя?

— Конечно. Иначе искать придется самого волонтера. Надо тренироваться, учиться работать с картой, компасом, уметь ориентироваться на местности. Подготовка и самоорганизация — не игра, это необходимо, чтобы реально помогать.

— Сергей, давайте напомним основные правила, если собрались в лес.

— Легкомысленное отношение к походу в лес может привести к печальным последствиям. Известите близких, соседей, куда собираетесь идти. Телефон должен быть заряжен, возьмите свисток, голос может подвести. Спички, дождевик, фонарик, бутылочка с водой не займут много места, но помогут, если заблудились. И мой совет: собрались в лес — найдите время и заранее изучите местность по карте.

— Когда человек понимает, что потерялся, начинает паниковать.

— Паника выжить и найти путь домой не поможет. Не паникуйте. Хаотично бегая, вряд ли выйдешь из леса. Помните, ваши ориентиры — солнце и луна. Если заходили в лес против солнца, выходить надо на него.

— Самому теряться доводилось?

— Да, но намеренно. Испытывал свои умения и навыки ориентирования в городском лесу. Первый мой поход был лет в семь. Вместе с другом искали место, где кончается Холынка.

— Как чеховские «Мальчики». Если забросить куда-нибудь, по направлению к дому выйдете?

— Обязательно. Даже если везут с закрытыми глазами, определить рельеф местности возможно. Надо прислушиваться к посторонним звукам.

— Что входит в Ваши обязанности как координатора?

— Сбор, получение информации, общение со специализированными структурами и руководящие функции по организации волонтеров на месте. Моя задача — сделать так, чтобы поиск увенчался успехом и человек был найден.

— 30 сентября состоялось организационное собрание отряда. Как я поняла, среди пришедших все свои, новичков не было.

— Конечно, ожидал, что люди отзовутся и придут. Под нашим постом в Интернете достаточно лайков и репостов, но на собрание новички не пришли. Валерий Попков служил в Афганистане, Максим Жаворонков долго занимался в туристической секции, Кирилл Амзин — опытный лесник, Илья Борисов, Евгений Гилев, Игорь Леваков, Александр Петров — это наш костяк. Не стесняйтесь, звоните, приходите, познакомимся, научим, подскажем. Люди в отряд нужны обязательно. Кто хочет записаться, звоните: 8-920-165-08-85, пишите ВКонтакте мне лично или в группу ВПСО «Сова» город Ржев.

— В чем, помимо людей, нуждается отряд?

— Несомненно, поможет в поисках командный навигатор, радиостанции, сигнальные маячки, фонари, для леса нужна спецодежда, из разряда фантастики — тепловизор, квадрокоптер, машина типа «буханки», прожектор.

Я настроен идти до конца, чтобы волонтерский поисково-спасательный отряд Ржева действительно работал, реально помогал людям. И сделаю для этого все возможное.

— Спасибо Вам за интервью, за важное и нужное дело. Удачи.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *