Александр ТРОФИМОВ, главный энергетик ПАО «Электромеханика»: КОТЕЛЬНАЯ ДЛЯ «ЭЛТРОВСКОГО» МИКРОРАЙОНА БУДЕТ ДОСТРОЕНА ПРИ ЛЮБОМ РАСКЛАДЕ!

— Александр Юрьевич, главная цель нашего с Вами разговора — рассказать читателям о ходе и перспективах строительства модульной газовой котельной. К этому проекту, который вошел в стадию завершения, Вы имеете самое непосредственное отношение. А попутно поговорим о других жилищно-коммунальных вопросах, благо профессиональный опыт в этой сфере позволяет Вам видеть все происходящее без прикрас и искажений. Я помню, когда в бытность ПЖРЭУ пришла на интервью к Виктору Петровичу Копосову, он представил мне Вас как нового руководителя одного из участков этого жилуправления.

— Да, участка N№ 1. Я ржевитянин, и вернулся тогда в родной город из Алушты, уволившись из Вооруженных Сил. Приехал к родителям, с двумя детьми, в маленькую 13-метровую комнату. Нужно было решать вопрос с жильем, а чтобы получить хотя бы комнату в общежитии, надо было устроиться на такую работу, где предоставлялось жилье. Это было в 1994 году. Так я и стал начальником участка ПЖРЭУ, который обслуживал более 250 домов. Надо припомнить и пояснить, что это был в основном неблагоустроенный жилой фонд. По улице Коммуны (теперь Большая Спасская) тогда насчитывалось 65 помоек! В домах не было ни водоснабжения, ни канализации, ни отопления. И вот вместе с коллективом, состоящим преимущественно из женщин, мы и решали все вопросы обслуживания этого жилого фонда. Убирали мусор, проводили в дома и квартиры отопление, водопровод и канализацию. Даже устанавливали газовые котлы в квартирах. Например, в доме 2 по Большой Спасской. В доме 18 по ул. Грацинского провели отопление, по Б.Спасской, 43, 45, 35, 37, 52, 54, ул. Смольной, 52, 54, 56 — и водопровод, и канализацию. И все это делали работники ПЖРЭУ, сами, без специализированных проектных организаций, за свою небольшую зарплату. Вообще, всему, чему пришлось научиться, меня, нового руководителя, раньше с жилищной сферой соприкасавшегося постольку-поскольку, научили женщины, с которыми я в тот период работал — мастера участков Александра Степановна Бобова, Тамара Алексеевна Петровская, Александра Михайловна Цыбина.

Сейчас управляющим компаниям, я считаю, стало работать легче. Львиную долю расходов законодательно возложили на собственников жилья. А ведь раньше ПЖРЭУ все работы проводило бесплатно для жителей, то есть за свой счет, включая замену окон в квартирах.

— Но от этого не стало легче ни управляющим компаниям, которые при существующем тарифе либо живут сами, но мало что делают в домах, либо что-то делают, но тогда оказываются в экономической яме; ни собственникам жилья, которые отовсюду слышат только одно: плати! Хочешь капремонт крыши — плати. Подсыпку двора? Плати!..

— Я не верю, что сборов с одного пятиэтажного дома не хватает на содержание этого дома. Давно подсчитано, что управление десятью многоэтажками не может быть неприбыльным! Я и сам это считал в 2006 году, а тарифы с той поры не уменьшились.

— А что делать с двухэтажками?

— Это беда. Они — да, убыточны. Но единственный способ их содержать — добавлять к прибыльным домам «в нагрузку». И обязательно контролировать деятельность тех, кто управляет домом. А кто должен контролировать? Его жители, больше некому. Здесь получается круговая зависимость. Как только управляющая компания начнет что-то делать, жители ей поверят и сами начнут участвовать в ее работе. Просто надо их в этом заинтересовать, мотивировать тем, что такая активность приведет к улучшению качества обслуживания их же дома. В ТСЖ уровень такой сознательности выше. И остальные собственники тоже потихоньку к этому приходят. Чтобы грамотно управлять домом, нужно обязательно советоваться с его жителями. И, конечно, нужно постоянно заниматься экономикой, постоянно считать доходы и расходы. А то как получается? Ресурсоснабжающие организации очень хорошо считают свои деньги за выработанное тепло, воду, газ, за транспортировку до жилого дома тоже все посчитано. Но вот как только доходит до стены дома — там подсчеты заканчиваются. Жители во многих случаях платят, и не знают, за что — сколько конкретно тепла, воды они потребили? Должны быть узлы учета на всех границах балансовой принадлежности. Вот, например, в микрорайоне «Элтра» наконец провели поверку и установку приборов учета тепла — и теперь люди точно будут платить только за поставленную им тепловую энергию. Так должно быть везде.

— Ну, пока им платить особо не за что. Как только мы публикуем информацию о теплоснабжении этого микрорайона (замечу, предоставленную администрацией) — начинаются звонки из микрорайона. Мол, что вы пишете, у нас дома батареи еле теплятся, а в детсаду и школе температура нормативная, потому что электрообогреватели работают!.. Поэтому давайте плавно перейдем к теме отопления микрорайона.

— Как раз когда я работал в ПЖРЭУ, мы построили и перевели на отопление мини-котельными три жилых дома: ул. Гагарина, 160, ул. Солнечная, 39 и ул. Б.Спасская, 41. Уже тогда было понятно, что такой способ и практичнее, и экономичнее: снижаются потери при транспортировке, есть возможность включать-выключать тепло по необходимости и в ходе сезона регулировать параметры. Тем более, когда такая котельная на балансе УК или ТСЖ, которые вплотную работают с жителями дома. Эти мини-котельные работают и сегодня — конечно, оборудование уже модернизировалось, где-то меняли и котлы. Этим занималось предприятие «Тепловые сети», которое их эксплуатировало и закрепило за ними операторов. В тот момент я как раз работал там же, в 2006 году перейдя на должность главного инженера «Ржевэнерго». Работал там четыре года, сначала на этой должности, потом в качестве заместителя генерального директора, и занимался вопросами функционирования 12-ти котельных, в том числе и котельной N№ 9, расположенной на территории «Электромеханики». А в августе 2010 года был приглашен работать главным энергетиком на «Электромеханику».

Придя на новое место, в качестве одной из перспективных задач получил организацию подготовки, разработки документации и строительства собственной блочно-модульной котельной и отказ от теплоснабжения котельной N№ 9.

— Кажется, первым предприятием в Ржеве, построившим свою котельную, был «КСК «Ржевский». Ваша задача тоже успешно выполнена — котельная на «Электромеханике» функционирует уже третий год?

— Запуск в эксплуатацию состоялся в ноябре 2013 года. И эксплуатация первого же года показала стопроцентную экономическую целесообразность. Если раньше предприятие платило за покупку тепловой энергии от котельной N№ 9 порядка 25 миллионов рублей в год, то теперь за газ заплатили не более семи миллионов рублей. Затраты полностью окупились за полтора года. Да и сама котельная получилась на гордость предприятия: маленькая, аккуратная, красивая. Специалисты «Ростехнадзора», приехав с проверкой, предлагали выставить ее на конкурс по лучшему содержанию.

— И температурный режим на предприятии стал лучше?

— Да, зайдите в любое подразделение, в любой цех — подтвердят.

— Следующим подобным заданием стало строительство котельной для микрорайона «Элтра»…

— Именно. Летом нынешнего года инициативная группа обратилась с просьбой поучаствовать в этом проекте. Сейчас он уже в стадии завершения. Идет монтаж оборудования, трубопроводов тепломеханической части. Весь комплекс необходимого оборудования в полном объеме приобретен инициативной группой, бригада работает интенсивно (за последний месяц была премирована). Думаю, порученный мне фронт работ будет завершен к концу октября. В ближайшее время настанет черед КИПиА по наладке автоматических систем управления, внутренних электроработ (уличная трансформаторная подстанция уже монтируется и будет установлена на площадке в готовом виде). В настоящее время продолжается работа по прокладке тепловой сети от котельной до существующей теплотрассы. Подземный газопровод уже проложен и подрядчик сообщил, что готово к монтажу на месте и газовое распределительное устройство. Внутреннее газовое хозяйство котельной начали налаживать на прошлой неделе.

— В сентябре на котельной прошла встреча с жителями микрорайона, у которых было много вопросов, сомнений — хватит ли тепла, — а зачастую и недоверия. Их можно понять: третий сезон слышат обещания и мерзнут в квартирах…

— На любое недоверие выскажусь так. Это я, кстати, говорил и на встрече. Котельная будет достроена в любом случае — остановить работы невозможно. Даже если пуск в эксплуатацию по не зависящим от нас причинам задержится — работы будут завершены, и отопление в микрорайоне от этой котельной будет. Тепла должно хватить всем, тем более, что руководство «РЭР-Тверь», в чьей эксплуатации будут находиться сети от котельной до каждого дома, заверяет, что гидравлическая наладка будет проведена таким образом, что тепловая энергия до каждого дома дойдет.

— Недавно выяснилось, что к состоянию теплотрассы имеются вопросы: некоторые участки заужены. Знаю, что «Инициатива плюс» взяла на себя и часть работ по перекладке этих проблемных участков.

— Да. Комплекс мер обсуждался вместе с директором «РЭР-Тверь» Владимиром Плешаковым. На мой взгляд, серьезнейший человек, конструктивный диалог с ним и его подчиненными налажен. Уже в нынешнем году состоятся некоторые работы по замене проблемных участков при участии «Инициативы плюс». Но чтобы тепло дошло до квартир, надо обеспечить бесперебойное функционирование трех узлов: котельной, теплотрассы и внутреннего теплового хозяйства дома. Жителям нужно принять участие в побуждении УК к ремонту этого оборудования. Бойлеры текут, заглушенные трубки — повсеместно. Здесь тоже много работы!

Если у жителей есть сомнения по поводу котельной — я каждый день бываю на этом объекте, готов провести экскурсию, все показать и рассказать. Проделана огромная работа, и в первую очередь — организационная. «Ининциатива плюс» решилась на такой проект, это главное, и выступала не только его спонсором, но и основной движущей силой. Надо напомнить, что договор аренды земельного участка был подписан только 29 июля, фактически с этой даты и надо вести отсчет начала работ и оценивать объемы сделанного. Еще 5 сентября на голом участке был только фундамент. Сейчас середина октября, и к концу месяца оборудование будет готово к работе.

— А дальше?

— Дальше подрядчикам, которые вели газовые, электрические работы и наладку оборудования, предстоит сдать свои участки специалистам «Ростехнадзора». Надо понимать, что котельная — это сложный объект повышенной опасности, и технологии должны быть соблюдены, а разрешения — получены. У каждой из названных служб есть нормативные сроки приемки, и мы будем очень надеяться, что эти сроки не будут затянуты, а инспекторы разных направлений смогут вести приемку одновременно, а не друг за другом. Здесь могут оказать содействие власти всех уровней, если они заинтересованы в скорейшем вводе котельной в эксплуатацию в целях нормализации теплоснабжения микрорайона. Хватит мучить жителей, я считаю. Да, процесс непростой. Но нерешаемых вопросов в принципе здесь быть не может, нужно только желание их решить.

Беседовала

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *