ГОНКА У ДЕРЕВНИ ДОБРАЯ

22 октября в районе деревни Добрая прошел традиционный осенний автокросс, посвященный памяти бывшего директора станции юных техников Александра Туркова. В рамках соревнований проводились Открытый чемпионат регионального отделения ДОСААФ России Тверской области и кубок Ржевского района. Такие гонки проводятся ежегодно с 2008 года. В этом году автокросс также проходил летом. Соревнования традиционно собирают большое количество участников, не стали исключением и нынешние. Всего погонять на трассе деревни Добрая приехало 37 гонщиков из разных городов: Москвы, С.-Петербурга, Гатчины, Химок, Электростали, Зеленограда, Егорьевска, Твери, Смоленска. К сожалению, смоленские спортсмены не смогли приехать в полном составе, поскольку накануне случилась трагедия: погиб один из участников, мастер спорта по автокроссу Виктор Захаров.

В соревнованиях могут принимать участие спортивные багги. Как правило, их собирают из автомобильных запчастей сами спортсмены. В одном из видов гонки также принимали участие переделанные автомобили марки «Ока». Иногда участвуют и другие автомобили — естественно, соответственным образом адаптированные. В соревнованиях могут принимать участие дети от 6 лет, дальше есть несколько категорий для юных спортсменов до 18 лет и несколько — для возрастных. Порой в гонках участвуют целые семейные династии — об одной из таких мы расскажем ниже.

Секция «Багги и автокросса» существует на Станции юных техников с 1993 года. Данный вид спорта — один из наиболее затратных, поскольку все транспортные средства, принимающие участие в гонках, по факту являются полноценными автомобилями. Соответственно, их цена и обслуживание сопоставимы с обслуживанием обычного автомобиля, пусть и не самого дорогостоящего. По словам участников, купить и оборудовать самый простой багги для ребенка стоит порядка 100 тысяч рублей. Соответственно, более мощные, «взрослые модели», стоят дороже. Однако для многих спортсменов багги — это страсть всей жизни. Дети, которые приходят на секцию, как правило, «заболевают» этим увлечением на всю жизнь. В процессе тренировок молодые ребята по факту получают две профессии: водителя и автомеханика. Кроме того, как и любой вид эстремального спорта, это очень увлекательно.

Несколько слов об организации автогонок. Трасса принадлежит администрации Ржевского района, которая постоянно идет навстречу Станции юных техников и автогонщикам, предоставляя место для проведения гонок. Также эти соревнования проводятся совместно с ДОСААФ (как областного отделения, так и Ржевского). На гонке постоянно присутствуют представители этой организации, они помогают как финансово, так и технически. Да и в самих соревнованиях наш город представляют три команды: две от Станции юных техников и одна — от ДОСААФ.

Конечно же, нельзя обойти вниманием человека, без которого эти гонки не смогли бы состояться — тренера секции «Багги и автокросса» Владимира Балабая. Он работает в СЮТ с 1993 года, и благодаря ему здесь и появилась автоспортивная секция. Владимира Николаевича во время автокросса мы отвлекать не стали, у организатора соревнований много обязанностей. Однако оказалось, что отцу активно помогает дочка — Екатерина Балабай, которая в прошлом также была заядлой гонщицей, а сейчас выполняет роль судьи соревнований.

— Отец с детства прививал любовь к автоспорту, — рассказывает Екатерина. — В шесть лет в первый раз посадил за спортивный автомобиль. В 13 лет я стала принимать участие в разных этапах всероссийских соревнований. Так продолжалось в течение двух лет, потом в связи с подготовкой и поступлением в институт пришлось бросить тренировки. Сейчас всегда стараюсь помочь в организации соревнований.

— Ведь это «мужской спорт»?

— Я так не считаю, и хочу сказать, что множество девушек участвует в гонках, и они, как правило, показывают достойные результаты. Я и сама бы с удовольствием приняла участие в соревнованиях, но, к сожалению, это увлечение требует больших затрат и времени. Кстати, сегодня на гонке — моя двоюродная сестра Настя, она тоже очень любит автокросс.

Как уже говорилось выше, этим видом спорта часто занимаются целые семейные династии. Так, например, в нынешних гонках принимает участие еще одна семья ржевских автогонщиков — Куликовы. Самый младший ее представитель, Максим, гоняет в классе «Д3-мини». Его отец Роман принимает участие в классе «Д3/4». Также активную поддержку оказывает и самое старшее поколение семьи, братья Сергей и Павел Куликовы. О том, как началось это увлечение, мы спросили Романа. Разговор проходил как раз перед его заездом, и было уже известно, что его сын Максим стал победителем в своей категории (позже и сам Роман займет третье место).

— В автокроссе я уже 20 лет, в секцию пришел в третьем классе, — рассказывает Роман Куликов. — Начинал с карт-кросса, на него можно было приходить с 8 лет. В 14 лет спортсмен переходит в категорию юниора, и мне пришлось собирать более мощный транспорт. Усилия были не напрасны: в юниорах я получил звание кандидата в мастера спорта. А в 17 лет собрал уже третью, взрослую машину. В соревнованиях этого класса более серьезные машины, сильный мотор, больше скорость, требуется совсем другая подготовка. В 2008 году выполнил норматив мастера спорта, занял второе место в Кубке России по общему результату за пять гонок. В Чемпионате ДОСААФ в 2011 году занял III место. В том же году стал победителем на кубке Гагарина, который проводился в Кардымово Смоленской области. Гонка проходила зимой, и, надо сказать, что в соревнованиях принимали участие более сильные машины. Однако зимняя гонка требует скорее опыта спортсмена, чем мощности машины. Когда моему сыну исполнилось шесть лет, я решил его приобщить к своему увлечению. Купил багги, изначально эта машина была тренировочная и в довольно плохом состоянии, но мы ее очень сильно переделали.

— А как вам помогает старшее поколение семьи?

— Мой дядя Павел Куликов помогает мне как механик, с 2006 года мы с ним вместе ездим на все соревнования. Постоянно придумываем как переделать или улучшить машину. Отец, Сергей Куликов, активно поддерживает нас, в основном, финансово.

— Что представляет из себя ваш транспорт?

— Раньше такие машины можно было купить готовыми, иногда их собирали на заводах. Сейчас это полностью собственная сборка гонщиков из различных автосекций. Спортсмены постоянно обмениваются чертежами, какими-то идеями по улучшению ходовых качеств машины. Мою машину мы собирали «с нуля»: резина, коробка передач, подвеска, дорабатывали двигатель от «Запорожца». Он сейчас форсирован до 75 лошадиных сил, стандартный, для сравнения, имеет 40. Для сына я также полностью переделал тренировочный багги: заменена подвеска, поставлен новый двигатель мощностью 6,5 лошадиных сил. В этом классе его нельзя форсировать, двигатель должен быть в том состоянии, в котором он продается в магазине. Так что, преимущества спортсмен должен получать за счет своего опыта. У Максима получается неплохо: первое место на областных соревнованиях в Твери.

— А это не опасно, машины же, бывает, сталкиваются, переворачиваются, выезжают с трассы?

— У нас очень серьезные требования по безопасности. Гонщику требуется полный комплект омологированной одежды, она подвергнута специальному виду обработки. В случае возгорания автомобиля она эффективно сопротивляется огню не менее 40 секунд, это дает возможность без ущерба для здоровья выбраться из машины. Защитный комплект включает в себя нижнее белье, костюм, перчатки, подшлемник, шлем, очки и хорошие спортивные ремни с четырьмя или шестью точками крепления. Безопасность превыше всего, поскольку в соревнованиях принимают участие и дети. И, надо сказать, что защита хорошо справляется. Я лично переворачивался два раза, ничего особо страшного в этом не было. Один раз даже удалось доехать до финиша и занять четвертое место — машина перевернулась на колеса и нормально завелась…

По итогу соревнований результаты оказались следующие. В общекомандном зачете I место заняла команда из Зеленограда, II — из С.-Петербурга, а III место у ржевской команды «СЮТ-1». Что касается индивидуального зачета, в классе «Д3-мини» в тройке призеров трое ржевских ребят со Станции юных техников: I место — Максим Куликов, II — Илья Некрасов, III — Глеб Патрикеев. В классе «Д3-Юниор» результаты такие: I место — Егор Антошин (Электросталь), II — Василий Березной (Химки), III — Родион Некрасов (СЮТ Ржев). В категории «Д3-спринт»: I место занял Сергей Линёв (д. Крапивка), II — Илья Смирнов (СЮТ Ржев), III — Алина Синегубская (Электросталь). В классе «Д2-Юниор»: I место — Иван Бахтин (Москва), II — Екатерина Бояринова (Смоленск), III — Егор Ботнев (Егорьевск). В классе «Д3/4»: I место — Егор Антошин (Электросталь), II — Василий Березной (Химки), III — Роман Куликов (СЮТ Ржев). И, наконец, в классе «Д3» результаты такие: I место занял Александр Шмаков (Зеленоград), II — Геннадий Харичев (Гатчина), III — Денис Окшин (Зеленоград).

Наши спортсмены достойно показали себя на соревнованиях. Но в конце немного о грустном. К сожалению, в современной действительности советский лозунг «Всё лучшее — детям» не работает. Идея появления авто-, авиа-, мотосекций подразумевала подготовку молодых людей к взрослой жизни, появление интереса к серьезным профессиям в раннем возрасте. Для этого выделялись средства, больше была возможность участвовать в соревнованиях. Ведь для автогонщика важно, как поведет себя собранный им аппарат на соревнованиях. Сейчас же такое увлечение требует значительного вложения средств, и, в первую очередь — со стороны родителей. Но с другой стороны, хорошо, что такие энтузиасты все-таки есть и находят поддержку администрации Ржевского района и ДОСААФ Тверской области. Надеемся, что этот красивый и зрелищный вид спорта и дальше будет радовать зрителей и увлеченных спортсменов.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

15_1 15_2

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *