ОКСФОРДШИРЫ НА РЖЕВСКИХ ЛУГАХ

Этого улыбчивого молодого мужчину на фотографии зовут Дмитрий Кобелев. Он — владелец личного подсобного хозяйства в деревне Мясцово сельского поселения Победа. Уникального в своем роде хозяйства. Ведь Дмитрий уже около десяти лет занимается разведением редких и весьма продуктивных пород овец и коз. Впрочем, редкими эти породы мелкого рогатого скота считают только в России. Например, барашки породы оксфордшир широко распространены в Европе. Недавно знатный представитель этой породы прибыл в Мясцово из Финляндии, чтобы стать родоначальником для будущего потомства породистых чистокровных овец.

Личное подсобное хозяйство начиналось с обычного деревенского дома с участком земли в деревне Мясцово, который Дмитрий купил в 2009 году. А через три года сюда прибыли первые животные, ставшие основой будущего крепкого хозяйства. Мясцово, как рассказал Дмитрий, оказалось уникальным местом, словно предназначенным для разведения овец — здесь много сухих лугов для пастбищ. А сама деревня, единственной улицей сбегая к речке, расположена в живописном месте. Здесь еще остались живы столетние, в три обхвата вязы, высаженные в ту пору, когда здешние земли принадлежали дворянскому роду Лутковских.

Дмитрий Николаевич сюда, в Ржевский район, приехал из Подмосковья. Там осталась успешная работа в крупных российских финансовых институтах, группе Сбербанка, компании Министерства транспорта, в компании, связанной с газовой отраслью, компании, обслуживающей Ростелеком. Финансовой деятельности отдано 12 лет.

— Однажды стало просто неинтересно то, чем занимаюсь. Нет видимого результата, одни цифры, — говорит Дмитрий. — Оказалось, что работа на земле — то, чем всегда исподволь мечтал заниматься. Я вырос в сельской местности. Мама работала фельдшером, а отец — ученый-агроном, занимался культивированием импортных сортов винограда. Еще, наверное, сыграла роль наследственность: мой прадед Федор Закаидзе был главным чабаном и возглавлял чабанскую ячейку в Ставропольском крае, чем я безмерно горжусь. Поэтому разведение овец мне знакомо и близко. Теперь я получаю от своей работы душевное удовлетворение и знаю: если стараться, то твой труд не останется незамеченным и недооцененным. Главное для меня — видеть результат своей работы; когда это есть, тогда и трудности преодолеваются легче.

Дмитрий немало поездил по Евросоюзу и имел возможность увидеть, как там живут фермеры. Нам пока до их уровня развития сельхозотрасли как до Луны, но стремиться сделать не хуже — необходимо, тогда все получится, чем, собственно, ржевский овцевод Кобелев и занимается. Он считает, что российское село не менее достойно хорошей и красивой жизни.

Сейчас поголовье ЛПХ «Млинга» состоит из породистых баранов, коз и разнообразной птицы: кур, гусей, уток. А еще здесь собаки. Без них никак — они охраняют и пасут стадо.

Главные на подворье, конечно же, овцы пород латвийская темноголовая, оксфордшир, мериноландшафт, романовская, северокавказская мясо-шерстная и помеси этих пород. Основной метод воспроизводства стада в хозяйстве — поглотительное скрещивание. Такой прием позволяет в короткое время создать высокопродуктивное стадо.

Овцы мериноландшафт происходят от скрещивания испанских тонкорунных овец с местной исконно южно-немецкой породой овец. Латвийская темноголовая порода была выведена в Латвии путем скрещивания местных грубошёрстных овец с баранами шропшир и оксфордшир, привезенными из Англии.

Оксфордшир — английская, мясная короткошерстная крупная порода овец, выведенная в графстве Оксфорд методом сложного воспроизводительного скрещивания пород котсвальд и гемпшир. Все эти породы объединяет быстрый рост молодняка (ягнята в четыре месяца достигают живого веса 40-45 кг), мясо отличается хорошими вкусовыми качествами. И самое главное — хорошая адаптация к нашим климатическим условиям, выносливость и неприхотливость в кормах.

Барана-производителя оксфордшира Дмитрий недавно привез из Финляндии за баснословную для нашей провинции цену. Овчинка стоит выделки, спрашиваю?

— Баран мне обошелся действительно недешево. Но дело даже не в деньгах. Важен результат, а он будет в любом случае, так как позволит двигаться вперед в моей работе, — с уверенностью заявляет Дмитрий. — Это победа не только моя, я бы сказал — всего поголовья мелкого рогатого скота России. Громко сказано, но это действительно так. Оксфордширы завозились в нашу страну в далекие советские времена. С тех пор мясное овцеводство вперед не двигалось. Думаю, лет через десять в России наконец будет доступна баранина высокого качества. Горжусь тем, что наши чистокровные ягнята уже живут в Тверской и соседних областях.

Коз Дмитрий завел для подкормки молоком ягнят, когда в этом есть необходимость. Теперь, когда стадо уже приличное, его дядя, Сергей Николаевич, начал заниматься изготовлением сыра из козь-его молока. Настоящий, натуральный козий сыр, который готовят в Мясцово, действительно очень вкусный, я пробовала. Сергей Николаевич в свое время овцеводству отдал 20 лет, и его практический опыт незаменим в хозяйстве. Он вместе со своей семьей построил дом рядом с владениями Дмитрия. И теперь большую часть своего времени Сергей Николаевич тоже проводит в Мясцово.

К слову, об опыте. Вооружившись одним лишь горячим желанием заниматься племенным овцеводством, конечно же, нельзя. Дмитрий рассказал, что прежде чем начать, проштудировал всю возможную литературу в этой области. Помогает общение с коллегами-практиками, сотрудниками Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства, Московской государственной академией ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина, и теперь уже личный практический опыт. С коллегами общается по Интернету, посредством соцсетей — консультирует, налаживает сбыт племенного молодняка. И в этом году мясцовское овцеводческое хозяйство уже распланировало заказы на молодняк следующего года.

Всю немаленькую ферму обслуживают, по сути, два человека. Получается, что Дмитрий сам себе животновод, механизатор и земледелец. Козами занимается Сергей Николаевич, систему безопасности в хозяйстве обслуживает муж сестры Дмитрия, а друг помогает строить хозпостройки по мере надобности. Строительство при увеличивающемся поголовье — вещь насущная. Как справляются со всеми заботами?

— Прошлую зиму в январе ночами дежурил, — рассказывает Дмитрий. — Объягнившихся овцематок переносил в теплые помещения, так сохранил пространство и молодняк. Плюс, удачно спланировали окот. В этом году разбили окот на три группы, будем увеличивать сакманные помещения для содержания овец с молодняком. Приходится так выстраивать работу, чтобы все успевать. Меня поддерживает вся семья.

Справляться с заботами физически оказалось проще, чем с трудностями иного плана. Например, с которыми приходится сталкиваться простому гражданину, чтобы ввезти в нашу страну породистый племенной скот.

— Нужно найти животных, провести переговоры, согласовать контракт, аттестовать карантинную площадку, получить разрешение на ввоз в Министерстве сельского хозяйства. Баран должен отстоять в карантине в Европе, затем растаможить его и тоже поставить на карантин в России, — поясняет мой собеседник. — Только у меня нет специально обученных специалистов, все должен делать сам. А когда пытаешься выяснить, как это сделать, никто не знает. Оказывается, через границу возят только собак! Меня в 2014 году не пустили в Россию с тремя овечками, я их повез обратно хозяину. А пропустив единожды через границу с нарушением сроков исследований, забыть не могут до сих пор. Благо в этом году границу пересекал в Карелии, там сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору более человечные. Низкий им поклон. Мне очень нравится работать с Ржевским СББЖ, всегда встретишь понимание, приятно!..

Однако бюрократические препоны в России погребли под кипой бумаг не одно хорошее начинание. Поддержка от государственной казны в виде субсидий и грандов существует, но она в основном единовременная для фермеров и то — на конкурсной основе, а хозяйство постоянно растет. Получил деньги на трактор, а дальше — крутись. Чтобы выйти на уровень господдержки, необходимы большие объемы и огромный перечень условий. Словом, для ЛПХ, к коим относится и хозяйство Дмитрия Кобелева, это пока нереально. Но для тех, кто желает и умеет трудиться, создавать, важна не столько поддержка. Пусть хотя бы не мешают работать.

А в мясцовском хозяйстве работать умеют. И даже с прибылью. Но пока вся она идет на развитие, приобретение и ремонт техники, ГСМ, покупку племенного поголовья, строительство помещений, заготовку грубых кормов.

О том, что работа Дмитрия Кобелева необходима, говорит востребованность продукции хозяйства. Этой осенью он впервые принял участие в районной сельхоз-ярмарке.

— Все, что привез — продал, — говорит Дмитрий. — Я всегда предлагаю ягнятину только высокого качества. Раздавал визитки, потом люди звонили и говорили спасибо. Но в больших масштабах производством мяса мы не занимаемся. У нас нет забойной площадки, маленькое хозяйство не может себе позволить такую роскошь, поэтому все излишки покупают наши соседи и друзья. Основное направление — племенное овцеводство. И это направление перспективно. Наш труд нужен людям, и это — лучшая награда.

С экранов телевизоров нам рапортуют о семимильных шагах развития сельхозотрасли страны. В действительности пока этого нет. Там, наверху, на бумаге все гладко, но до нас это благополучие еще не добралось. А пока сельхозотрасль держится на отдельных энтузиастах, которые на деле пытаются возродить те или иные направления сельского хозяйства. Как Дмитрий Кобелев, например.

Светлана Кудрявцева

8_4 8_3 8_2

Отклики (2) на ОКСФОРДШИРЫ НА РЖЕВСКИХ ЛУГАХ

  1. Анатолий:

    Успехов Дмитрий в вашем не легком деле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *