Алексей Владимирович Иванов, директор МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района: «ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН — ТРЕТИЙ ГОД БЕЗ СБОЕВ»

— Алексей Владимирович, когда начался отопительный сезон в Ржевском районе?

— В этом году небесная канцелярия устроила нам проверку холодом, которую МУП «ЖКХ-сервис» достойно выдержал. Согласно распоряжению главы района, 23 сентября тепло пришло во все учреждения социальной сферы. 27 сентября в 14.00 — в жилые дома. На данный момент все котельные района работают в штатном режиме. К холодам они были готовы на сто процентов.

— То есть в 14.00 27 сентября во всех домах Ржевского района с центральным отоплением батареи потеплели?

— Да, везде и сразу. Для нас это норма.

— В Ржевском районе в последние годы начинают подготовку к отопительному сезону, еще не завершив текущий.

— Заблаговременная подготовка — это возврат к системе плановой работы, забытое старое, взятое на вооружение из советской эпохи. Для системы ЖКХ, я считаю, не должно быть работы в авральном режиме, поскольку на кон поставлено жизнеобеспечение населения. Поэтому долгосрочное планирование, когда речь идет о подготовке к отопительному сезону, жизненно необходимо.

В ходе текущего отопительного сезона мы составляем подробный план мероприятий подготовки к следующему. В нем четко прописаны мероприятия, объем и стоимость работ, источники их финансирования, наименование оборудования и запчастей, сроки выполнения работ, ответственный исполнитель и отметка об исполнении. Все четко, все прозрачно и понятно — кто за что отвечает.

— Этот план удалось воплотить в жизнь?

— Удалось. В поселке Победа за лето полностью капитально отремонтировали теплотрассу от котельной до вводов в дома (проложили стальную трубу в ППУ-изоляции с утеплителем). Теплотрасса идет в земле в лотках. Кроме того, ТСЖ в своих домах установило приборы учета тепла. Можно сказать, что поселок Победа (имеются в виду дома, отапливаемые котельной) этот сезон встречает во всеоружии. Конечно, жителям поселка летние раскопки доставляли неудобства, тем более, что одновременно с этими работами в рамках ППМИ меняли водопровод во всем поселке — редкая улица не подверглась земляным работам. Но эти временные неудобства — ничто по сравнению с тем, ради чего приходится их терпеть.

— Победовцы наверняка уже ощутили разницу?

— По-настоящему преимущество новой теплотрассы они ощутят в морозы, когда котлы будут задействованы на полную мощь. Сейчас, судя по показаниям приборов учета, тепло в дома поступает везде одинаково и нужной температуры.

Несмотря на то, что отопительный сезон уже идет, в Победе еще планируется сделать техническое перевооружение самой котельной, документация уже составлена. Жители никак не ощутят на себе проведение ремонтных работ, потому что на время ремонта будут отключать по одному котлу.

Если говорить о других свершениях, то по всем котельным (пять газовых и три угольных) в районе были произведены ремонтные
работы.

В угольной котельной поселка Ильченко аварийную дымовую трубу демонтировали и установили новую. Аналогичные работы в прошлом году провели в Трубино. В угольной котельной поселка Осуга в основном занимались внутренним косметическим ремонтом. В ближайшее время будем проводить энергоаудит по угольным котельным и после этого планируем заменить все сетевые насосы на менее энергозатратные.

В газовой котельной поселка Итомля полностью проведена химводоочистка котлового оборудования, замена, изоляция. Котельная работает в штатном режиме.

17 октября пройдут торги на закупку теплообменника и насоса на один котел для кокошкинской газовой котельной. Остальные три котла полностью подготовили к отопительному сезону — проведена химводоочистка. Котельная тоже работает в штатном режиме.

— Во время замены теплообменника и насоса дома будут получать тепло как обычно?

— Да. Как правило, все четыре котла одновременно не включают. Даже при максимально низкой температуре воздуха задействованы три, один котел в резерве.

В газовой котельной Есинки к этому отопительному сезону проделана грандиозная работа — заменены участок теплотрассы порядка 18 метров под дорогой и вся внутренняя начинка одного из котлов. На следующий год капитальному ремонту подвергнется второй котел. В котельной деревни Успенское был проведен большой ремонт в прошлом году, нынче сделали только косметический и заменили задвижки. Котельная также начала отопительный сезон во всеоружии.

— Гидроиспытания прошли на всех котельных?

— Безусловно. Они необходимы после всех масштабных реконструкций. Мы должны быть на сто процентов уверены в безаварийной работе.

На все ремонтные работы было затрачено около миллиона рублей, примерно, как и в прошлом году.

— Цель оправдывает средства?

— Пока не вложишь, не отремонтируешь, спокойно в зиму уходить нельзя. Чтобы работать без сбоев в отопительный период, необходимо вкладывать средства.

— С какими проблемами сталкивались в прошлом отопительном сезоне, и учтены ли ошибки?

— Есть такое понятие — балансовое разграничение ответственности. У МУП «ЖКХ-сервис» балансовая ответственность заканчивается на вводе трубы в дом. Все внутренние сети находятся в ведении ТСЖ, управляющей компании или собственников жилья. Соответственно, все внутренние работы, связанные с подготовкой к отопительному сезону, промывка внутренней системы теплоснабжения и замена радиаторов проводятся за счет жителей, ТСЖ или УК в летний период. Но до жителей это очень тяжело доходит.

— Жители должны делать это каждое лето?

— Непременно. И самостоятельно. Однако не делают или делают бесконтрольно. Как, например, в новостройке по ул. Ленина, 19 в поселке Победа. Дом полностью не заселен, часть квартир пустует, поэтому нередко система завоздушивается. И жители самостоятельно разрегулируют систему отопления, бесконтрольно откручивая и закручивая вентили. Нет системной работы.

— Кто управляет этим домом?

— Жители трехэтажки так и не выбрали способ управления.

— Какой же выход?

— Конечно же, создавать ТСЖ или выбрать УК. Чтобы была четкая ответственность за коммуникации в доме. Со своими проблемами жители этого дома обращаются в МУП «ЖКХ-сервис», но мы можем помочь только в частном порядке и за плату. Уже был прецедент — работы по очистке засорившейся канализации так и не оплатили. А обслуживать этот дом бесплатно мы не имеем права.

— Знаю, что большой проблемой для МУП «ЖКХ-сервис» были неплатежи населения.

— Из-за этого у МУП «ЖКХ-сервис» складывается задолженность перед поставщиками газа и электроэнергии. Наш долг составлял около 10 млн. рублей за поставленный газ. А население должно нам в пределах 3,5 млн. рублей за поставленное тепло. В этом году была выделена субсидия из районного бюджета на погашение задолженности, благодаря чему удалось войти в отопительный сезон без долга. По электроэнергии задолженность составляет около 400 тысяч рублей. Думаю, что до января мы ее погасим.

— Долги населения за ЖКХ — нескончаемая тема?

— Любая организация должна быть рентабельна. Иначе в ее деятельности нет смысла. Наша предполагаемая рентабельность — 5-10 процентов. Однако огромные долги населения делают ее нулевой. Кроме того, тарифы, утвержденные РЭК, не покрывают затрат. Но увеличение тарифов не по силам уже населению. Поэтому в любом случае у нас есть выпадающий доход, и задолженность накапливается.

— Где самые большие долги за отопление?

— В «лидерах» Осуга и Победа. С должниками боремся по-разному. Взыскиваем долги через суд, должники заключают договоры реструктуризации задолженности, оплаты в рассрочку: текущие платежи они платят регулярно и вовремя, а задолженность погашается постепенно. Например, такой договор заключен с есинскими должниками. Благодаря этому долг постепенно уменьшается. Погашению долга способствует и установка приборов учета тепла в домах, позволяющих значительно экономить — примерно на 20 процентов.

— Знаю, что для котельных МУП «ЖКХ-сервис» настоящей проблемой стало отключение электроэнергии — как правило, внеплановое.

— Да, это настоящий бич. Энергетики должны планировать отключения на время проведения ремонтных работ и в первую очередь сообщать об этом теплоснабжающим организациям. Однако сообщают не всегда. Если это происходит в дневное время, то об отключениях мы худо-бедно узнаем. Ночные аварийные отключения на линии вообще никто не фиксирует, хотя о каждом отключении должна вноситься соответствующая запись в журнал учета. МУП «ЖКХ-сервис» из-за этого несет убытки, причем немалые. В газовых котельных Победы и Успенского установлены приборы учета газопотребления. Корректоры на этих приборах работают только от электричества. При отключениях прибор фиксирует, что произошла нештатная ситуация, и показывает расход газа по максимуму. То есть, электричества нет, котельная стоит, а узел учета показывает максимальный расход газа, как будто работают все четыре котла на полную мощность. Для возмещения убытков мы должны документально подтвердить факт отключения электроэнергии. Но половина отключений не фиксируются, и добиться от МРСК «Центра» этого пока не можем.

В Успенском установили резервный генератор, но в Победе операторами котельной работают женщины, и им с генератором управляться сложно.

В судебном порядке пока тоже не получается решить этот вопрос. Необходима техническая экспертиза приборов учета, и пока неизвестно, кто ее должен производить…

— МУП «ЖКХ-сервис» каждый год активно участвует в Программе поддержки местных инициатив в качестве подрядной организации. Какие объекты вы делали нынешним летом?

— В этом году в Победе установили новую водонапорную башню, в Михалёво прокладывали водопроводную сеть протяженностью 1300 метров. Сейчас в Артёмово-Курьяново меняем 700 метров водопровода.

— Удается ли обновлять технический парк?

— Удается содержать технику в работоспособном состоянии. Одну из ассенизационных машин, которая долгое время стояла «у забора», в этом году отремонтировали, и в ближайшее время она войдет в строй. Острой нехватки в технике мы пока не испытываем. С вывозом ТБО справляются три мусоровоза. Необходим еще один, потому что транспортная удаленность, сами понимаете, немаленькая. За год МУП «ЖКХ-сервис» вывозит порядка 10 тысяч кубометров мусора, а начинали с 5 тысяч. Постепенно объемы увеличили.

— А население регулярно платит?

— Есть неплатежи. Но проблема в том, что в частном секторе договор на вывоз ТБО должен заключаться с каждым собственником. А собственник мотивирует отказ тем, что мусора у него нет, он все сжигает в печке. Тем не менее, услуга оказывается, контейнеры регулярно вывозятся. Когда утверждался тариф на вывоз ТБО, в расчет бралось все население Ржевского района. Из сложившейся ситуации есть два выхода: либо увеличивать тариф на вывоз ТБО, либо менять подходы к заключению договоров с населением на законодательном уровне. Вывоз ТБО — такая же коммунальная услуга, как поставка тепла, воды.

— Существование муниципального предприятия в коммунальной сфере — большой плюс для населения. Предприятие социально ответственно.

— Коммерческая организация, в отличие от муниципального предприятия, ориентирована целиком на получение прибыли. У нас это тоже в уставе записано, но мы во главу угла ставим интересы и нужды населения. Сначала надо исправить, отремонтировать, а затем уже смотреть, какой экономический эффект получился от проделанной работы.

— Много стали говорить о частно-государственном партнерстве в коммунальной сфере.

— Может быть, в недалеком будущем это и станет реальностью, но я практик и хожу по земле. В большом городе это реально, а в сельской местности, где малочисленное население и большая протяженность сетей — пока нерентабельно. Когда все сети стопроцентно приведут в надлежащий вид, тогда, возможно, появится у частной компании интерес к работе в этой сфере. Но, повторю, частник, прежде всего думает о собственной прибыли.

— С МУПом спокойнее.

— В какой-то степени — да.

Беседовала

Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *