КЛОП НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Писал ли Владимир Маяковский пьесы? Еще как писал — его авторству принадлежит целых три таких произведения. Хоть драматургия и не была основным полем его деятельности. Стоит заметить, что пьесы Маяковского, как и его стихи, очень эпатажны и носят явную социальную направленность. Сегодня мы будем говорить о произведении «Клоп», поскольку недавно, 19 и 20 октября, во Дворце культуры прошел спектакль по этой пьесе. Причем играли это произведение молодые актеры из ДЭТ «Мальчишки и девчонки». Казалось бы, что общего у одного из ярчайших «красных» поэтов и дня сегодняшнего? Оказалось, что произведение удивительным образом оказывается актуальным, хоть и прогноз Маяковского о наступлении «светлого будущего» в 1979 году, как мы можем судить, был совершенно не верен. Сейчас хочется взглянуть на пьесу глазами человека из будущего, которое, увы, не настолько светлое, как виделось Маяковскому.  

 

В вступительной речи к спектаклю директор Дворца культуры Ольга Кресницкая заметила: Владимира Маяковского можно сравнить с современными панками. И это довольно удачное сравнение. Если вспомнить историю, то Маяковский относился к течению поэтов-футуристов. Персонажи были те ещё, это можно сказать и про творчество, и про поведение. Это сейчас произведение «Нате!» — классика, а вы представьте, что в ресторан, где вы мирно обедаете, врывается толпа вызывающе одетой молодежи, и здоровенный детина (Маяковский был довольно высокий, 189 см) начинает декламировать, указывая на вас и вашу спутницу:

«Вот вы, мужчина, у вас

в усах капуста

Где-то недокушанных,

недоеденных щей;

Вот вы, женщина, на вас

белила густо,

Вы смотрите устрицей

из раковин вещей»

Веселые были поэты. И произведение «Клоп» также призвано обескуражить, если не сказать — шокировать зрителя. Но прежде чем мы перейдем к сюжету, скажем несколько слов о постановке. Интересно, почему в ДЭТ было выбрано именно это произведение?

— Мы с ребятами исследуем «серебряный век», — рассказывает Ольга Кресницкая, руководитель театра. — Смотрим разные направления в литературе, исследовали обэриутов — поставили Хармса, Зощенко, Ильфа и Петрова. В этом сезоне у нас Маяковский… Из драматических произведений у него только «Клоп» и «Баня». А это произведение выбрано потому, что тема одиночества — всегда вечная тема! Есть хорошая присказка «хорошо там, где нас нет», мы хотим жить в каком-то другом времени, хотим жить как другие, но…

Добавим, что у Маяковского есть еще комическая «Мистерия-Буфф», но не о ней речь сегодня. Пожалуй, самая трудная роль в произведении «Клоп» — роль Присыпкина/Скрипкина, которую талантливо сыграл юный актер Степан Жданов.

— Когда я увидел сценарий, понял, что это совершенно отдельное произведение, не похожее на то, что мне приходилось играть раньше. Маяковский, мне кажется, актуален и сегодня. С одной стороны, моя роль такого «гнилого» человека, который постоянно пытается приспособиться, при этом ведет себя очень некрасиво как с бывшими товарищами, так и с женщинами — встречался с одной, женится на другой, состоятельной. С другой стороны, если бы настало «светлое будущее», как у Маяковского, где забыты вредные привычки, и даже в газете под видом архаичной небылицы печатается список бранных слов, я думаю, что люди бы стали одинокими. Углубиться в науки, не жить эмоциями? Мне кажется, это невозможно — каждому человеку свойственно за что-то цепляться.

Отметим также ребят, игравших других ключевых персонажей. В роли Розалии Павловны — Геля Бирюкова, Олега Баяна сыграл Андрей Любомиров, Эльзевира Ренесанс — Алина Николаева, Зоя Берёзкина — Софья Федотова. Надо сказать, что в спектакле задействованы все актеры старшей группы ДЭТ.

Теперь перейдем непосредственно к сюжету произведения. К слову, оно чем-то напоминает другое произведение того же периода «Блаженство» Михаила Булгакова, в котором те же действующие лица, что и в более известной пьесе «Иван Васильевич» (меняет профессию). Только автор отправляет своих героев в далекое и несомненно светлое будущее. И изо всех действующих лиц себе место может найти только инженер, потому что он, в отличие от вора и управдома, может себе позволить думать о высоком. «Клоп» же более жесток к главному персонажу. Прежде всего, любое произведение невозможно понимать без осознания тех исторических реалий, в которых оно написано, в данном случае это Советский союз времена НЭПа. Рабочий Иван Присыпкин хочет поменять свое материальное положение, женившись на дочке парикмахера (читай — нэпмена) Эльзевире Ренесанс. При этом даже берет себе другое, более благозвучное имя — Пьер Скрипкин. В организации свадьбы ему помогают (материально) теща Розалия Павловна и (организационно) Олег Баян, самoрoдoк, из домовладeльцев. При этом в глаза бросаются две вещи. Что свое рабочее пролетарское происхождение Присыпкин подает как что-то элитное — в общем-то, не удивительно, революция же была недавно. Второе, что низкая образованность и желание приобщиться к элитной жизни Присыпкина прямо бросается в глаза.

Баян:  «Так вот, когда кортэж подъедет, я вам спою эпиталаму Гименея».

Присыпкин:  «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?»

Стоит, пожалуй, отметить, что избранница Присыпкина  Эльзевира — не бог весть что в плане состоятельности, если судить по современным меркам. Если вспомнить историю, нэпмены — это небольшие индивидуальные предприниматели, как правило, лично или семьей ведущие свой бизнес — мелкая буржуазия. Но по сравнению с рабочим общежитием, где до этого жил Присыпкин, разница, конечно, есть. А вот со своими товарищами по классу новоиспеченный Пьер Скрипкин поступает некрасиво: у соседа сапоги взял без спроса, чтобы перед невестой лучше выглядеть, кроме того, бросил бывшую подругу Зою Берёзкину. Девушка в итоге покончила с собой. И как резюме — фраза уборщика, обращенная к главному герою:

— И с треском же ты, парень, от класса отpывaешьcя!

Такое поведение просто не могло привести к хорошему. На свадьбе вспыхивает пожар. Причину очень поучительно высказывает прибывший на тушение пожарный:

Товарищи и граждане,

водка — яд.

Пьяные

республику

за зря спалят!

Погибли все гости, «повезло» только главному герою. Его в подвале залило водой, а после чего он там и замерз. В таком состоянии Присыпкин покоился 50 лет. А в 1979 году его решили разморозить и… воскресить (ирония Маяковского в адрес религии). Естественно, делают это не священники, а ученые. В качестве наглядного примера, как люди выглядели раньше. Поскольку коммунизм в будущем наступил и общество лишилось многих своих пороков. Здесь мы опустим описание будущего по Маяковскому, оно довольно схематично:

«Научный вестник,

пожалуйста, не пугайтесь!

Полный перечень

так называемых

ругательств!»

И в таком же духе. Важно, что Присыпкину в этом совершенном обществе скучно и здесь не понимают его простых радостей: выпить, покурить, почитать роман, «чтобы брало за душу». Единственный чье общество оказываются для него подходящим в новом мире — это постельный клоп, которого разморозили вместе главным героем. И на них, как на два экспоната, теперь хотят смотреть в зоопарк. Причем Присыпкина решительно отделили от вида «хомо сапиенс», назвав «обывателиус вульгарис».

«Оба водятся в затхлых матрацах времени. «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного человека, падaeт пoд кровать. «Oбывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница!»

Основная идея: и клоп, и Присыпкин — это пережиток прошлого, которым место разве что в зоологическом саду.

***    

Светлое будущее, которым грезили многие деятели начала прошлого века, так и не наступило. Даже можно сказать, что вида «Oбывателиус вульгарис» хватает и в наши дни. Согласитесь, и сейчас немало людей пойдут по головам своих бывших товарищей ради сладкой жизни. Возможно, их даже побольше чем во время НЭПа, а разница между бедными и богатыми сейчас больше. А вот возможно ли «светлое будущее» и каким оно должно быть, чтобы в нем не было скучно, чтобы оно казалось притягательным и при этом было наполненным научными и гуманистическими идеями — вопрос открытый и сегодня.

Владимир Кутузов

Фото из архива ДЭТ

7_5 7_4 7_3 7_2 7_1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *