Евгений НОВИКОВ, преподаватель артистического фехтования: «РОМАН ПРО ПИРАТОВ Я ЗАБРОСИЛ, А ФЕХТОВАНИЕ — НЕТ»

— Евгений, несколько раз наблюдал выступление Ваших учеников из Старицы на ржевских городских празд-никах. Выступления очень зрелищные, можно сказать, похожи на фрагменты фильмов про мушкетеров или гардемарин. Аналогичный клуб фехтования появился и в нашем городе, во Дворце культуры. Тема достаточно интересная, хочется узнать об этом больше. Однако по традиции рубрики, расскажите о себе. Откуда Вы и кто по профессии?

— Родился в городе Химки. По образованию я инженер электронной техники, окончил Московский институт электронной техники. Говоря проще — системный программист.

— Когда и как Вы заинтересовались артистическим фехтованием?

— Началось все с того, что я начал писать роман про пиратов. В основном, я хорошо подготовился к описанию этой эпохи, но когда дошел до батальных сцен, понял, что совершенно не владею предметом. Не обладаю ни навыками владения холодным орудием, ни терминологией: вольт, батман, выпад… Чем одно отличается от другого? Начал искать в Интернете ответы на свои вопросы. В процессе изысканий нашел студию артистического фехтования «Эспада».

— Немного необычно, техническое образование и романы про пиратов… Любовь к литературе давно появилась?

— Попытки написания художественных произведений у меня были еще в четвертом классе. Вслед за отцом я читал художественные романы, смотрел фантастические фильмы. В какой-то момент решил попробовать сочинить свои собственные фантастические истории. Сейчас понимаю, насколько это было чудовищно с точки зрения технической грамотности. После нескольких безуспешных попыток я оставил эту затею. Но позже, взрослея, когда мои впечатления стали переходить в качество, я снова возвращался к попыткам выразить все выстраданное в прозе. На самом деле их было не так много, сейчас у меня в разной степени готовности около семи рассказов. Это никогда не было моим профильным занятием, просто надо было куда-то направлять свою творческую энергию.

— Фехтование, насколько можно судить, Вы стали осваивать относительно недавно, а что можно сказать о Вашей работе по специальности?

— Работал в компаниях, связанных с компьютерной техникой, также в банковской сфере. В конце концов перешел на проджект-менеджмент — стал управлять проектами, расписывать, как должны проходить все аспекты производства. Замечу, что сейчас для большинства компаний руководители проектов — это пушечное мясо. Регламент работы такой, что для того, чтобы все успевать, надо оставаться на работе допоздна, отчетности больше, чем самой работы, и на нашего брата любят вешать результаты чужих ошибок и непродуманности технологического процесса. Но по мере взросления быть мальчиком для битья надоедает. Там нужны молодые мальчики и девочки, которые хотят сделать себе карьеру. В итоге мне хотелось уже либо руководить предприятием и устанавливать свои правила, либо не иметь с этим бардаком ничего общего. Промаявшись с полгода без работы, я понял, что для агентств трудоустройства сорокалетний менеджер проектов — это уже «неликвид». Решил: на этом поприще уже ничего не светит, и стал думать, что я еще умею и чем бы мог заняться. А поскольку время идет, я не молодею, то неплохо бы заниматься чем-то активным, поддерживающим физическую форму и общий тонус.

— Занятия артистическим фехтованием — это сейчас основное поле Вашей деятельности?

— Единственное. Я преподаю почти каждый день в разных городах: две точки в Москве, в Балашихе, Красногорске, Старице и Ржеве. Неделя забита битком, я либо за рулём, либо преподаю, либо отдыхаю.

— Насколько изменились ощущения от жизни, стало лучше?

— Стало изумительно. Можно пожелать любому человеку найти себя в этом мире. У меня есть возможность не только держать себя в форме, но и передавать все, что я умею, молодёжи: технику фехтования и не самые худшие (смею надеяться) представления о жизни. Сейчас вся молодежь сидит в смартфонах, и в описании группы у меня написано, что одна из целей моего клуба — выдернуть народ из Интернета, дать почувствовать вкус адреналина, опасности, представить себя на месте бойцов, которые защищали светлые идеалы.

— Когда началось Ваше увлечение артфехтованием?

— В 2006 году. Буквально за три-четыре месяца после занятий в студии «Эспада» я приобрел навыки, с которыми мои тренеры посчитали возможным включить меня в выступления на первенстве Москвы, где в составе команды я занял второе место. В итоге пиратский роман я забросил, а фехтование — нет. Позже вместе с тренером Борисом Домниным и другом по «Эспаде» основали студию «Виват». Потом, через три года, отошел от «Вивата» по ряду причин. У меня получился перерыв в занятиях. В это время у меня появились друзья в Старице. Начал периодически наведываться к ним. Расстояние от Москвы приличное, поэтому подумал, как бы немного компенсировать расходы на бензин? Решил попробовать «убить двух зайцев» — открыть клуб фехтования и немного зарабатывать.

Мне помогли в местном ДК, предоставили помещение. В обмен просили выступать на концертах, получилось удачное сотрудничество. Постепенно набрал детей, кому это интересно. Сначала их было 7-8 человек, потом кто уходил, кто выпускался из школы, уезжал учиться. Первый урок в Старице состоялся 30 августа 2013 года. Два года я преподавал там, потом начал вести занятия в Красногорске в «Школе гардемаринов» Дмитрия Харатьяна. Потом открыл филиал в Балашихе, Москве и здесь, в Ржеве.

— В артфехтовании присуждаются какие-то спортивные разряды?

— Да. Еще когда занимался в «Вивате», мы в составе команды выступали с номером на чемпионате России, где также заняли второе место. А это дает звание кандидата в мастера спорта. Это официально принятый с 2008 года в России вид спорта. Хотя я сам артистическое фехтование к спорту не отношу. Все равно, что по театральным постановкам чемпионаты проводить. Представляете, как звучало бы «На чемпионате России сошлись театр Вахтангова и театр Ермоловой»? Наши выступления — еще и художественные номера, единственное, что может оценивать жюри — техника фехтования. И то — только на том оружии, в котором члены жюри профессионалы. Это прежде всего искусство. Еще путь самосовершенствования, ведь на тренировках человек получает не только спортивные навыки, что безусловно полезно в любом возрасте, но и изучает этикет людей, носивших шпаги.

— Сильно ли артистическое фехтование отличается от спортивного и от того, что существовало исторически?

— Истина где-то посередине. По количеству приёмов исторически фехтование было похоже на то, что изучаем мы. С той лишь разницей, что мы стараемся не навредить партнеру, а раньше оппонента пытались убить. Поединки длились считанные секунды, пару минут могли сражаться только очень опытные фехтовальщики. Любая ошибка, любой удачный финт вели к гибели одного из соперников. В скоротечности поединков есть сходство со спортивным фехтованием. Только оно более выхолощенное, пространство поединка ужато до небольшой дорожки, по которой спортсмены передвигаются вперед-назад, а разнообразие приемов сведено к максимальной эффективности. Соревнование на скорость, находчивость, умение обмануть соперника. Это действительно спорт, но уже современный. Я ни в коем случае не хочу давать оценку, говорить, что лучше: спортивное или артистическое фехтование. Совершенно разные направления. Мы задействуем большее количество приемов, ведь в поединке времен мушкетеров поле боя не ограничивалось спортивной дорожкой. Противники могли перемещаться в любом направлении, иногда на их пути были какие-то препятствия, например, предметы мебели. Требовалось уметь быстро подняться при падении, уходя от удара сделать кувырок, перескочить через скамейку и продолжать драться. Также наносились удары руками по лицу, в живот. Все это многообразие приемов мы и изучаем.

Я преподаю сразу четыре дисциплины. Само фехтование с техникой безопасности, поскольку мы работаем без каких-то защитных костюмов. Много внимания уделяется дистанции, умению фиксировать удар. Бывает, что у нас кто-нибудь из молодых ребят думает не о тренировке — например, двойку по математике получил, и стоит ворон считает: для таких случаев в технике безопасности есть целый ряд правил, чтобы никто не получил шпагой по-настоящему. Второе — прикладная акробатика, умение перепрыгнуть через предмет мебели, подняться колесом или кувырком назад и тому подобное. Третья дисциплина — сценический бой без оружия. (Ее, кстати, преподают в театральных вузах, как и сценическое фехтование). Это умение создать видимость рукопашного боя без вреда для партнера. Со стороны будет казаться, что удары самые настоящие и очень сильные. Со стороны такая «озвучка» выглядит очень достоверной. И четвертое — основы актерского мастерства. Сразу оговорюсь, что у меня, к сожалению, нет диплома об актерском образовании. Но чему-то научился, что-то далось само. Я нашел много тренингов по умению вести себя на публике, сценической речи (включая дикцию), навыкам импровизации, пластике. Все эти четыре дисциплины дают возможность поставить поединок, где будут фехтование, драка, перекаты через предметы мебели, безопасные падения и художественный сюжет.

— Существует ли, как, скажем, в восточных единоборствах, некая философия фехтования?

— Я хочу донести до учеников, что оружие раньше носили в основном дворяне. То есть люди с определенными моральными устоями, получившие образование не только во владении оружием, но и в этикете, танцах, пении, науках. Понятно, что везде были «гнилые люди», но равняться-то хочется совершенно не на них. А на капитана Блада, мушкетеров, внутреннее благородство и достоинство которых заставляет мир брать с них пример. Это все выходит за рамки спорта.

— С каким литературным персонажем Вы себя ассоциируете?

— Хотел бы приблизиться к капитану Бладу. Я в восторге от моря, уважаю самоотверженность моряков, которые ходили под парусом. Это очень непросто. У меня была возможность оценить такие трудности. Однажды довелось побывать на фрегате «Штандарт» в Питере, недолго — буквально выход из Финского залива. Там я получил представление о быте моряков, ставил паруса, драил палубу, за штурвалом постоял и узлы вязал. И надо помнить, что моряки того времени имели представление о том, как обращаться с холодным оружием.

— А что можно сказать об общей спортивной подготовке в артфехтовании?

— Мы разминаемся минут по двадцать-тридцать, проводим упражнения на координацию, реакцию, растяжку, выносливость. Нагрузка идет на все группы мышц. Надо понимать, что на занятия ходят люди разного возраста. У меня сейчас ученики от 9 до 58 лет. И то, что делают юные ребята, взрослый человек сможет не всегда. Бывают и какие-то ограничения по здоровью. Все надо учитывать. Базовые требования к ученикам — техника фехтования и умение сыграть роль. Не выйти, как дядя Вася с ломом: «Ну чо, драться будем?», а изобразить поединок минувшей эпохи.

— Когда появилась данная дисциплина?

— Давно. Как только появился театр, в том или ином виде необходимо было изображать поединки. Раньше это называлось сценическое фехтование. Сейчас эта дисциплина стала более близка к спорту и получила другое название — артистическое фехтование.

— Расскажите о клубе в Ржеве.

— Занятия начались в прошлом году. Сначала заниматься пришли пять человек. Но две девочки — выпускницы, много учебной нагрузки. В этом году добавилось еще пятеро, то есть всего получается восемь человек. Причем, две женщины приходят вместе с дочерьми. Разношерстная компания, но очень дружная. Занимаемся по выходным, и в те же дни я провожу тренировки в Старице.

— Старицких ребят мы уже видели на выступлениях, например, в День города, а наши фехтовальщики будут выступать?  

— Конечно, когда будут готовы. Очень специфические навыки боевого передвижения, ведения боя надо довести до автоматизма, чтобы все это можно было комбинировать с артистизмом, сюжетом и на реалистичной скорости.

— Реквизит дорогой?

— Не слишком. Тренировочные шпаги стоят примерно 3500 рублей. Остальное — это костюмы для выступлений, но их, как правило, можно сделать самостоятельно.

— Благодарю за рассказ.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора          

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *