ХУДОЖНИК СРЕДИ НАС

«Художник среди нас» — так называлось мероприятие, прошедшее 3 ноября в Выставочном зале в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств».

Приветствуя немногочисленных гостей и участников, гостеприимная хозяйка зала Любовь Пояркова представила новую выставку картин московского художника  Сергея Котова, о которой мы писали в прошлом номере газеты. Рассказывая об этом замечательном портретисте, мастере пейзажей и натюрмортов, Любовь Александровна обозначила тему дискуссии: как может художник изменить окружающую среду, город, в котором он живет; нужны ли Ржеву такие перемены?

К сожалению, желающих принять участие в разговоре о новом городском арт-искусстве, а также послушать музыку в исполнении юных артистов и их педагогов ДШИ N№ 2, выпить чашку чая со сладостями, как уже отмечалось выше, было до обидного мало. Наверное, организаторам стоит подумать о новых формах проведения «Ночи искусств». Согласитесь, сегодня одними дискуссиями подрастающее поколение сложно привлечь куда-либо. Да и художников, которые пришли на встречу с ржевитянами, было только двое. Это Игорь Росляков и Всеволод Глущенко. Мини-выставки их работ также были развернуты в Выставочном зале.

Прежде чем начать разговор на заданную тему, зрителям были показаны два документальных фильма о том, как в Ижевске и Омске художники попытались изменить облик своего города.

Ижевчане, к примеру, соорудили на набережной из металлолома скульптурные композиции. Мифические животные, причудливые существа, по мнению авторов фильма, это та самая изюминка, которой не хватает Ижевску.

Безусловно, желание жителей Ижевска сделать город интересным заслуживает уважения. Искусство может быть разным — такое мнение было высказано во время обсуждения темы. Когда бросовые материалы в руках художника превращаются в художественный образ, это здорово! Арт-искусство (искусство в общественном пространстве) хорошо тем, что это открытая среда для всех, здесь можно экспериментировать.

Однако в Челябинске (об этом я прочитала уже после нашей встречи) реакция жителей на новый городской арт была неоднозначной. Столкнувшись на улицах родного города с железными монстрами без рук, с головой в виде болта, люди были раздосадованы сложностью и непонятностью такого искусства. Честно сказать, и я, если бы увидела «вживую» таких двухметровых железных великанов, скорее всего, испугалась бы. Ведь человек ориентируется на внутреннее чувство красоты, гармонии. Как мне думается, в этих странных скульптурах из металлических цепей и железных листов нет эстетики, они не несут красоту людям. Возможно, с точки зрения символистов (если не воспринимать скульптуры буквально), такое искусство имеет место быть, например, в каком-нибудь развлекательном центре или на игровой площадке. Но ежедневно встречаться с «железным» соседом на улице или в парке — удовольствие весьма сомнительное.

Городская скульптура не может создаваться абстрактно от города, это часть городского организма, подобно домам, фонтанам, машинам, пешеходам. Это то, из чего состоит город. И чтобы жителям было комфортно в таком городе, нужно достичь гармоничного сочетания всех элементов.

Второй фильм — о том, как в Омске проходил фестиваль «Стенография», и как с помощью граффити юные художники пытаются сделать мир вокруг ярче и разнообразнее, заставил всех зрителей задуматься: хорошо это или плохо для города вообще и для Ржева в частности?

Напомним читателям, что слово «граффити» происходит от итальянского «graffito», то есть «нацарапанный». Граффити представляет собой простейшие рисунки или надписи, выполненные в монохромной или цветной гамме. Однако рисунки рисункам рознь. Для многих городов (и Ржев — не исключение) подобное искусство стало формой подросткового вандализма, поскольку рисуют дети в запрещенных местах, без соответствующего на то разрешения городской власти. В Омске граффитчикам нашли достойное применение. Свои «шедевры» с помощью белой, черной и цветной краски они создают под мостом, на опорных столбах, таким образом выплескивая бурную творческую энергию в мирных целях.

— Если это красиво и уместно, то это можно применить и у нас в Ржеве, — считает Игорь Росляков, который первым выразил желание разрисовать унылые стены и заборы в городе. К тому же, рисунки могут стать альтернативой надоедливой рекламе, которая отрицательно воздействует на горожан, уверен художник.

Вместо сомнительной рекламы суши на улице Большая Спасская Игорь предложил свою, более правдивую: аппетитного поросенка и тот же слоган: «Мы кормим Ржев!».

Ржевитянка Лилия считает, что портить граффити центр города нельзя.

— В фильме показаны скучные серые будни среди заводов, дымящихся труб промзоны, однообразных городских коробок-многоэтажек. И в таких суровых реалиях, где почти круглый год — зима, граффити — это спасение. Это всплеск эмоций, ярких красок. А Ржев — город исторический. У нас много старинных зданий, которые подобные росписи не украсят. Возможно, на окраинах, где, к примеру, Склад-40, на длинном сером заборе что-то можно изобразить. Там, думаю, граффити было бы уместно.

Подруга Лилии Мария добавляет:

— Если рисунки выполнены на хорошем художественном уровне, профессионально, то это искусство, и на эти работы приятно смотреть.

Трудно с этими словами не согласиться. Взгляните, например, на творения новозеландского художника Пола Уолша, который разрисовал электрические щиты на улицах города. Или на то, как французский художник Патрик Коммеси своим творчеством доказал, что можно преобразить фасады визуально непривлекательных зданий, имея просто кисть и краски.

Высказал свое мнение и Всеволод Глущенко:

— Считаю, что граффити нужно только там, где нет красоты. В центре Ржева это неактуально. Украшать город надо, начиная со своего двора. Я однажды расписал подъезд дома. Людям понравилось. Считаю, что каждый подъезд можно расписать по-своему, будет оригинально. Но у нас, в Ржеве, первоочередная задача, как мне кажется, все-таки другая. Без света фонарей вечером никакая красота людям не будет видна. И когда едешь по плохим дорогам, думаешь вовсе не о красоте.

Слово за слово, разговор вдруг перетек в другое русло. Вспомнили историю, Сеславина, Великую Отечественную войну… Спорили о том, что считать историческим центром Ржева, говорили о притягательной, загадочной и даже мистической силе Ржева, за который в 1942-м боролись и Сталин, и Гитлер…

Затем Всеволод Глущенко провел мастер-класс для участников вечера. И в завершение представил свою новую картину: ночной Ржев и новый, отремонтированный мост, открытия которого все горожане ждут с нетерпением.

Возвращаясь к поставленной теме, Любовь Пояркова подвела итоги:

— Художник способен не только украшать нашу жизнь, создавая на холсте красоту, он может решать актуальные задачи. Это во власти художника, и в каком-то смысле, его гражданский долг.

Действительно, в Ржеве немало талантливых, ярких, самобытных мастеров, которые многое делают на благо родного города, но могли бы раскрыться еще больше, если бы не одно «но».

— У нас, в Ржеве, художники отдельно, а город — отдельно, — точно подметила в разговоре со мной уже после дискуссии Лилия. — Очень жаль. Ведь роль художников в городской жизни могла бы быть более значимой. И то, что сегодня на встречу пришли лишь двое, говорит о многом.

Позволю себе закончить мысль моей собеседницы. Если бы в Ржеве был должным образом налажен диалог власти, художественного сообщества и горожан, если бы чиновники прониклись проблемами людей искусства, то и художники не заставили бы себя ждать — уверена, откликнулись бы на благое начинание… Вспомним, сколько раз говорили о необходимости открытия в Ржеве картинной галереи. Но, увы, дальше разговоров дело не сдвинулось. А «когда в товарищах согласья нет», как известно, на «лад их дело не пойдет». Нужна общая цель, объединяющая людей, и только в таком содружестве может что-то получиться. Когда мы будем едины в желании сделать город интереснее, тогда начнем по-настоящему любить Ржев и перестанем в уничижительной форме говорить о нем, а будем с достоинством заявлять: «Я живу в Ржеве». И все будут знать, что это креативное место, где, к примеру, есть уникальный памятник поручику Ржевскому, или знаменитым ржевским турманам, или, как вариант, колоритным персонажам Островского: Кабанихе и Катерине. Чем не бренды Ржева? А сколько ржевских купцов, священнослужителей, государственных деятелей, героев Великой Отечественной прославили наш город на века! В истории Ржева немало значимых событий, персонажей и конкретных людей, которые достойны того, чтобы о них помнили и увековечили их образы в картинах и скульптурах. Это будет притягивать к нам интересных личностей: художников, поэтов, музыкантов. К нам в город будут приезжать не только за тем, чтобы снять скандальную программу о коммунальном беспределе (как это было в прошлом году), а чтобы показать, как благодаря нашим активным действиям город стал краше.

Интересно, а что думаете по этой теме вы, наши читатели? Свои мнения присылайте на электронный адрес редакции «РН»:  r.nov.gazeta@yandex.ru.

Елена Сооляттэ

Фото
Владимира Кутузова

7_4 7_3 7_1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *