«Искусство облагораживает»

Светлана Викторовна Зайцева

Светлана Викторовна Зайцева

Светлана Викторовна Зайцева,

преподаватель  мировой художественной

культуры школы № 1 имени А.С. Пушкина: «Искусство облагораживает» — Светлана Викторовна! Еще 100 лет назад Мережковский, русский писатель и философ, предсказывал: придет хам. Кажется, хам уже пришел. Иначе почему появилось столь много слепых к красоте, глухих к слову и музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому?

— К сожалению, постепенно и планомерно убивается в человеке человек, его совесть, честь, достоинство. Убивается духовность, которую приказом не реанимируешь. Говорим, ищем национальную идею, учреждаем новые аппараты по управлению патриотическим воспитанием. Это новые чиновники и бесконечные бумаги, отчеты. А ведь патриотическое чувство воспитывается на знании истории своей страны, литературы, музыки, гордости за соотечественников. Если наша задача — растить поколение грамотных, умных, воспитанных детей, то непременно нужно знакомить их с мировой художественной культурой. Через культуру развивать нравственные, моральные качества детей.

— Очень сложная у Вас задача. Как Вы с ней справляетесь?

— Я с детства увлекалась искусством. Всю студенческую жизнь ездила по музеям, театрам. В школе раньше не работала, проходила лишь практику в педучилище, поскольку окончила факультет педагогики и психологии. Должна была преподавать психологию в педагогическом училище. Но когда в 90-х годах приехала в Ржев, оказалось, что в городе открывается частная школа Степановой, и она искала преподавателя мировой художественной культуры. С той поры я работаю в школе, и делаю это с удовольствием. Чисто эмоциональная сторона для меня очень важна — когда у детей горят глаза, а урок проходит, как в полете. Хотя все детки разные. Бывает точно такой же класс — и скучающие лица. У меня раньше школьное прозвище было — «магия». Дочерей, которые учились в пушкинской школе, как-то попросила: «Разведайте, почему меня так называют?» Девчонки говорят: «Мама, когда ты урок ведешь, руками эмоционально размахиваешь, будто колдуешь». А у меня предмет такой, работаем мы без учебников, иногда и картину изобразишь или статую египетскую. Сейчас прозвища нет, то поколение школьников ушло, но за свое прозвище мне никогда не было стыдно.

— Да, настоящая магия искусства.

— Мне кажется, постижение искусства облагораживает, лечит души людей, делает их лучше. Ведь познание жизни через искусство — совершенно особый процесс, отличный от логического познания. На уроке можно просто заучить материал, знать, что вот это — готика, а то — ампир. Но самое главное — лично пережить. Если увиденное и услышанное осталось только понятым, усвоенным и осмысленным, то оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение. «Втолкнуть» информацию — это одно. Информации сейчас в Интернете море! А как затронуть душу? На днях о скульптурной композиции «Самсон, раздирающий пасть льва» рассказывала. «Самсон» во время войны достался немцам, был вывезен и переплавлен. В 1947 году, когда люди в нашей стране по карточкам жили, бедствовали, памятник в Петергофе был восстановлен. Целый урок мы продискутировали, что лучше: накормить голодных или восстанавливать произведения искусства?

— Мнения разделились?

— Да, кто-то из детей считал, что главное — поесть. Но многие говорили, что не хлебом единым. Мы даже вспомнили, как во время ленинградской блокады люди умирали рядом с зерном, которое хранилось в институте генетики, но сохранили неприкосновенный запас. Мнения также разделились. Сейчас у детей другое сознание — многие считают, что можно было бы украсть, хотя бы ради своего ребенка. Нет жертвенности, многие живут сегодняшним днем.

Думаю, во многом виноваты «проклятые» 90-е годы. Люди тогда выживали. Тем, кто бизнес делал, было не до детей, они оказались брошены на бабушек, дедушек. Потом появились сериалы, а старики, носители традиционной культуры, уселись у телевизоров. Может, это просто мое брюзжание — во все времена культура была уделом элиты. А элиту определяют не деньги, а духовность.

— Вечная истина — прекрасное пробуждает доброе.

— Спасибо пушкинской школе — в нашей школе мировая художественная культура преподается с 5 класса. Чем раньше это делать, тем лучше. В 8 классе наступает переходный возраст, дети по натуре «протестанты». А 5 класс — им все нравится, все интересно. После начальной школы начинается новый этап в жизни, дети это осознают. И постепенно начинаешь их взращивать. В 7 классе изучаем эпоху Возрождения. Тогда правители приближали к себе художников — у Лоренцо Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, за столом сидели Боттичелли, Микеланджело. Честью для государственного деятеля считалось, когда художник — близкий друг правителя. Как правило, гении эпохи Возрождения были и нравственными людьми. Вспомним нашего современника, математика Перельмана, который отказался от премии в миллион долларов за доказательство теоремы. Пусть ему деньги не нужны, но разве они не пригодились бы больным детям? Перельману главное — математика. Его мир — мир формул. Он гений в своей области. Человек, окружающий мир, его не волнует. Но Леонардо да Винчи тоже решал математические задачи. И при этом был художником. Характерная черта для самосознания человека эпохи Возрождения — достичь самых вершин. Человек может возвыситься до Бога и ниспасть до насекомого. Поскольку в 7 классе дети ещё в себя верят, всегда говорю: ставьте в жизни себе максимально высокую цель. В 10 классе настроения их меняются: считают, что многое в жизни зависит от связей, места рождения, а не личного таланта и усилий.

— Хотя чем больше увидишь, узнаешь, переживешь, тем длиннее и полнокровнее жизнь.

— 1 сентября рассказывала историю. Две семейные пары, мои знакомые, ездят отдыхать в Испанию. Одни — загорают, купаются, жизнью наслаждаются. Приезжают, рассказывают: ели, спали, ходили в бассейн и на море. Минут на 10 хватает их рассказов. И все, больше говорить не о чем. Другая пара также отдыхала в Испании. Но еще дома они наметили маршрут, в каких городах побывают, что увидят. В день по 10-15 километров пешком делали. Мне суток не хватило, чтобы выслушать рассказ обо всем, что интересного они увидели. Спрашиваю: «Дети, чья жизнь оказалась длиннее за эту неделю?» Внутренняя культура увеличивает продолжительность прожитого — по содержанию. То есть, человек испытывает гораздо больше за тот же отрезок времени.

— Светлана Викторовна, как Вы относитесь к проекту «100 обязательных фильмов»?

— Надеюсь, они не будут дублировать литературу. Сейчас отношение к кино потребительско-развлекательное. А ведь это тот вид искусства, который в большей степени затрагивает душу, учит чувствовать, сопереживать, думать. Просмотр таких фильмов как «А зори здесь тихие», «Офицеры», фильмов Тарковского, Шахназарова, Лунгина дадут гораздо больше, чем увещевания о патриотизме. На недавней олимпиаде по МХК был вопрос: из фильмов Рязанова нужно было выбрать фильмы Данелия. Оказывается, дети их не знают! Раньше были кинолектории. Моя мечта: отвести время в школе для просмотра фильмов всем классом, а потом обсудить. Собрать бы детей, посмотреть вместе, например, «Андрея Рублева» Тарковского. Посмотрели, не поняли. Сели, обсудили. Еще пересмотрели. Диспуты нужны. В свое время мы очень любили спорить, обсуждать. Может, традиция диспутов возродится когда-нибудь.

— Актуальное искусство Вы не затрагиваете?

— Должно пройти время. Лишь время сможет отобрать, что действительно ценно. Сегодня можно считать, что Глазунов и Шилов — современное искусство, хотя скорее, это уже классика. Я заканчиваю «Черным квадратом» Малевича. Импрессионистов в 11 классе изучаем, модерн, сюрреализм, художников-авангардистов. Главное, чтобы искусство могло нравственно научить человека.

— Да, прекрасное — это символ морального добра. Собственные дети разделяют Ваши взгляды?

— Старшая дочь — филолог. В сборнике «Молодой Петербург» вышли ее пьеса и повесть. Младшая пошла по моим стопам, учится на факультете теории и истории искусств в Академии художеств имени Репина. Собирается защищать диплом об искусстве Западной Европы эпохи варварских королевств. На русском языке нет таких трудов, сама переводит с испанского и английского. Старшая свободно говорит на 4 языках.

— Мама может гордиться успехами. Особенно приятно, когда собственные взгляды, предпочтения удается передать своим детям, и они выступают в качестве союзников.

— Теперь уже дети меня учат. Целый список книг Наташа прислала: «Мама, ты непременно должна эту вещь прочитать». Если в Ржеве таких книг нет, заказываю. Ошибка родителей, когда они считают что взрослые — незыблемый авторитет. Очень рада, когда в школе кто-то из учеников что-то найдет, даже демонстративно говорю: «Давайте, я это для себя тоже запишу». Дети могут многому научить, только надо уметь учиться у них.

— Путешествовать любите?

— Мы стараемся постоянно посещать театры и музеи Москвы, Петербурга. В этом году всей семьей ездили в Новгород, хотелось увидеть его церкви, монастыри. В планах — Золотое кольцо. Можно много читать, рассказывать, но важно обязательно увидеть все собственными глазами. И в школе я не приемлю развлекательных поездок с учениками на фильмы 3D или аквапарк. Каждая поездка — как итог какого-то блока уроков. И когда дети начинают разбираться в архитектуре, стилях и особенностях декора, отличать церкви 16 века от 19, барокко от классицизма, у них возникает удовлетворение собой и гордость за то, что ты русский и это все — дело твоих предков. Знакомство с живописью тоже невозможно без посещения музеев. Ни одна репродукция не передаст колорита оригинала. И не забудется тот восторг и впечатление от встречи с творением художника. Вообще, постижение искусства облагораживает.

— Ваш младший сын — уже лауреат международных конкурсов.

— Мы не думали, что сын станет серьёзно заниматься музыкой. Если мои дети чего-то добиваются в жизни, то дело не во мне. Им просто попались очень хорошие учителя, которые вкладывают в учеников все. А мы, родители, только их поддерживаем. Как-то поехали в Тверь покупать для средней дочки гитару, а мне осеннее пальто. Домой приехали без пальто, но с двумя гитарами — сыну купили тоже, лишь бы занимался. Возим его на международные конкурсы, что сопряжено с финансовыми затратами. В Ржеве много талантливых детей. Но, к сожалению, у города нет специальных премий, грантов или фонда в их поддержку. В прошлом году нам очень помогла глава города Н.Н. Воробьева. У меня есть мечта: у каждого учителя МХК есть своя «звездочка» — ребенок, который увлечен предметом, но далеко не всегда родители могут организовать для него поездку в те же музеи Петербурга. Хотелось бы свозить таких детей на экскурсию.

Дети в пушкинской школе воспринимают искусство, потому что они окружены искусством. Это единственная школа, у которой есть своя картинная галерея и зал сказок с скульптурными работами А. Бурова. Галерея периодически пополняется.

Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания. На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства!

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *